Новый, 2007 год, начался в Республике Казахстан с назначения нового правительства во главе с Каримом Масимовым. РИА Новости обратились с просьбой прокомментировать это событие заведующую отделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Гульнур Рахматулину.
- Чем можно объяснить необходимость формирования нового правительства в Казахстане?
- Решение о формировании нового состава правительства, как заявил на совместном заседании палат Парламента Казахстана президент Нурсултан Назарбаев, было продиктовано необходимостью принятия более эффективных мер по реализации Стратегии по вхождению РК в состав 50-ти конкурентоспособных государств мира.
Следует отметить, что старым правительством республики было сделано немало. В частности, в стране сохранялись устойчивые темпы экономического роста. Так, по итогам 2006 года темп роста ВВП составил около 10%, промышленного производства - 7%. Принимались меры по реализации кластерного механизма развития экономики страны, внедрению передовых технологий (ядерных, космических, биотехнологий), созданию информационно-технологических парков. Однако сохранялись проблемы в функционировании финансовой системы республики. В частности, на высоком уровне удерживалась инфляция. По итогам 2006 года темп роста потребительских цен составил 108%, что, безусловно, отражается на жизненном уровне населения. Растет внешний долг банковского сектора экономики, в основном, из-за высоких темпов внешних заимствований банками второго уровня.
Низкой пока остается и эффективность реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана. Несмотря на высокие темпы промышленного роста, экономика республики по-прежнему преимущественно сырьевая - более 70% экспорта страны составляют минерально-сырьевые ресурсы. Недостаточен уровень конкурентоспособности промышленного производства. В последнем отчете Всемирного экономического форума по конкурентоспособности Казахстан в общем списке мирового рейтинга занял 56-место, опередив все страны СНГ. Но показатели по внедрению инноваций, новых технологий, развитию высшего образования, здравоохранения еще не достаточно высоки.
На все это и указал новому правительству страны президент Назарбаев в ходе заседания Парламента 10 января. В частности, было сказано о необходимости проведения административной реформы, повышения качества бюджетного планирования и целевого использования государственных средств для реализации социальных программ.
- Какой может быть стратегия нового правительства? Изменятся ли внешнеэкономические приоритеты?
- Важнейшим приоритетом экономической политики государства становится региональное развитие, поскольку без устойчивого развития регионов невозможно говорить о повышении конкурентоспособности казахстанской экономики в целом. При этом важнейшим элементом региональной политики должно стать формирование социально-предпринимательских корпораций.
Кроме того, требуется принять практические меры по внедрению современных стандартов в образовательной системе страны, повышению качества среднего и высшего образования.
Президентом также поставлены задачи по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры Казахстана и внедрению проектов по строительству недорогого жилья.
Таким образом, на новое правительство возлагаются масштабные задачи по улучшению структуры экономики республики, ее диверсификации, снижению сырьевой зависимости. Это в итоге должно будет способствовать реализации стратегической задачи по вхождению Казахстана в состав 50-ти конкурентоспособных государств мира и успешному вступлению в ВТО.
Хотелось бы опровергнуть некоторые слухи о, якобы, усилении прокитайской направленности в развитии казахстанской экономики, появившиеся в связи с формированием нового состава правительства. Возможно, эти предположения строятся на основании некоторых фактов биографии нового премьер-министра республики Карима Масимова. Известно, что он учился в Китайской Народной Республике и владеет китайским. Однако Масимов учился не только в Ухане, но и в Москве. По образованию он - экономист, юрист-международник, доктор экономических наук, окончил Университет Дружбы народов в Москве и юридический институт Уханьского университета в Китае. Карим Масимов достаточно молод (1965 года рождения), энергичен. Работал председателем правления Народного сберегательного банка, министром транспорта и коммуникаций, помощником президента РК. С апреля 2006 года был заместителем премьер- министра - министром экономики и бюджетного планирования республики.
И в наступившем 2007 году, и в будущем важнейшей особенностью внешнеэкономической политики республики будет оставаться ее многовекторность, что не раз подчеркивалось президентом Казахстана. И один из главных приоритетов в экономическом развитии государства - дальнейшее расширение двухсторонних взаимовыгодных связей с Россией, о чем свидетельствуют достигнутые президентами двух стран договоренности об углублении интеграционного взаимодействия в реальном секторе экономики, в частности, отраслях нефтегазового комплекса, в космической сфере, атомной энергетике, науке и культуре. Наши страны должны стать локомотивами интеграции на постсоветском пространстве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции