Рейтинг@Mail.ru
Прекрасный нарцисс артхауса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Прекрасный нарцисс артхауса

Читать ria.ru в
Дзен
Талантливая и жеманная блондинка, одетая в стиле ретро, с чертами лица а ля Грета Гарбо и Марлен Дитрих одновременно, сценаристка, режиссер и актриса Рената Литвинова 12 января отмечает свое 40-летие. Светская красавица со сбивчивой речью и смешной жестикуляцией, умеющая быть монументальной дамой и уморительной клоунессой, почти Джульеттой Мазина, создает в кино странные образы, родом из сновидений. Ее работы либо называют бредом, либо находят в них нехарактерную для нынешнего искусства глубину - и устраивают дискуссии...

Обозреватель РИА Новости Ольга Соболевская.

Талантливая и жеманная блондинка, одетая в стиле ретро, с чертами лица а ля Грета Гарбо и Марлен Дитрих одновременно, сценаристка, режиссер и актриса Рената Литвинова 12 января отмечает свое 40-летие. Светская красавица со сбивчивой речью и смешной жестикуляцией, умеющая быть монументальной дамой и уморительной клоунессой, почти Джульеттой Мазина, создает в кино странные образы, родом из сновидений. Ее работы либо называют бредом, либо находят в них нехарактерную для нынешнего искусства глубину - и устраивают дискуссии.

Любимые темы Литвиновой - любовь, смерть, талант, интуиция, поиски смысла жизни. Так повелось еще с учебы во ВГИКе - «кинематографическом университете», с первых написанных ею в конце 1980-х - начале 1990х сценариев. Рената считает себя ученицей Киры Муратовой, лидера советского и пореформенного артхауса. «В искусстве имеет значение только личность, только авторское кино. Какая личность придет -- таким кино и будет. Нет никаких правил», - заявляет Литвинова. В кино она занимается самолюбованием и в то же время превозносит других женщин (таков ее документальный фильм о советских актрисах «Нет смерти для меня»), она изучает людей «не от мира сего», преодолевающих повседневность. Литвинова может вести передачу о моде, красоваться на гламурных вечеринках, а может тут же превратиться в перфекционистку, занимающуюся самобичеванием.  

Ее роли с виду довольно прозаические - следователь (в режиссерском дебюте «Богиня: Как я полюбила»), стюардесса («Небо.Самолет.Девушка» Веры Сторожевой), официантка, аферистка («Настройщик» Киры Муратовой), жена провинциального военного, медсестра. Но притом все эти персонажи оказываются «кентаврами», полуфантастическими существами. В «Богине» следователь Фаина хлещет коньяк, «зависает» в дешевой столовой, ведет задушевные диалоги с профессором-маньяком, - и притом расследует убийство почти эзотерическим образом, интуитивно «прозревает» правду. Вне Фаины реальности почти не существует - она отменена.

О своей недавней работе в фильме Алексея Балабанова (почти культового режиссера) «Мне не больно» Рената Литвинова говорит: «Моя героиня находится в таком состоянии, что любит последний раз. Я всегда играю любовь во всех своих фильмах... Иначе неинтересно». И в ленте «Богиня» главный посыл - необходимость любви.

Странен жанр «Богини» - и триллер, и мелодрама, и бытовой очерк, и автопортрет, и почти «история болезни». Такое смешение жанров и стилей не удивительно. Вспоминая в интервью эпизоды то из картин Бунюэля, то из фильмов Феллини, она тут же говорит о своей любви к советскому кино сталинских времен. В конце ленты «Богиня» появляется карикатура Литвиновой на саму себя - персонаж, как в кривом зеркале отразивший все ее черты и одновременно подчеркнувший ее одиночество, человеческое и творческое.

В театре Литвиновой лучше не играть - она слишком камерная актриса. Дружбу с женщинами ей тоже лучше не водить - тотчас запишут в феминистки, а то и похлеще. С мужем разводиться тоже нельзя - газеты тут же заинтересовались разделом имущества, стали упрекать невесть в чем женщину, просто позаботившуюся о будущем маленькой дочери. Интервью с Литвиновой производят странное впечатление: это и игра в наив, и самоирония, и откровения чудачки. Так, одному журналу она рассказывает о своей «битве с бутербродом» («тот взлетел и прилип к спине - даже хлеб с маслом против меня!»), на телевидении почти заменяет свою речь жестикуляцией и мимикой, неловко улыбается в кадре и за кадром...

Литвинова неординарна, нетривиальна - и уже за это ей спасибо. В условиях, когда режиссеры штампуют клипмейкерское кино - своего рода «фаст-фуд», авторское кино становится подвигом. Рената снова снимается у Муратовой и вынашивает планы экранизировать романы талантливейшей англичанки Айрис Мердок. Обещает стать писателем в старости - когда надоест сражаться с превратностями жизни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала