В ночь со вторника на среду в Петербурге в связи с усилением ветра начался подъем воды в Неве. На настоящий момент вода в главной городской реке поднялась на 210 сантиметров выше ординара (относительно кронштадтского футштока - нулевой отметки Балтийской системы.
Зарегистрированное наводнение стало первым в наступившем новом году и 302-м в истории города.
30 ноября 1999 года городу был нанесен ущерб в 50 млн руб. Вода затопила подвалы домов, расположенных вдоль набережных и каналов, в том числе Адмиралтейства, Эрмитажа, а также Русского музея. Сильным ветром с якоря сорвало стоявшую на Неве полномасштабную копию старинного судна и выбросило на набережную. Из-за разгула стихии оказались подтоплены вестибюли 4 станций метро.
Бок о бок со стихией
Первым бороться со стихией начал Петр I. Указ 1721 года гласил: «Как вода начнет прибывать, то весь рогатый скот и лошадей отсылать в лес». Именно он решил застраховать Васильевский остров от наводнений, перерыв его каналами, как то было сделано в Венеции. Однако план Петра при жизни первого российского императора так и не был осуществлен. Екатерина I издала указ отмечать уровень воды и впредь строить на фут выше. Екатерина II строила каналы. Первый был построен в 1790 году (его строительство длилось 36 лет). Екатерининский канал, нынешний Грибоедовский, был шириной в 8 саженей (то есть около 16 метров) и глубиной в 2 метра. Кутузов получил за него золотую табакерку, осыпанную брильянтами. И, тем не менее, каналы от водной напасти спасали не всегда.
В случае опасности наводнения население оповещали пушечными выстрелами (один выстрел - один фут подъема воды) из Подзорного дома, Галерной гавани, Адмиралтейства барабанным боем, звоном колоколов. На шпицах вывешивались красные флаги днем и фонари ночью. В 1897 году была создана «Служба предупреждения наводнений на Неве» при Главной физической обсерватории.
Одно из самых страшных наводнений случилось в Питере в XVIII. Уровень воды превысил ординар на 3,5 метра. Императрица Екатерина II встретила разбушевавшуюся стихию в своей спальне. Вот как она это описала своему постоянному немецкому корреспонденту барону Гриму:
"Началось с того, что в 10 часов вечера с шумом распахнулось окно в моей спальне: пошел небольшой дождь, а вслед за ним с неба посыпались всевозможные предметы: черепицы, железные листы, стекла, вода, град и снег... Я спала очень глубоко, в пять часов утра меня разбудил порыв ветра, и мне пришли сказать, что вода уже у моих дверей. Я сказала - если так, то пошлите снять часовых, которые стоят внизу у дверей".
Позднее, узнав о количестве человеческих жертв, Екатерина посчитала, что много бед произошло из-за нераспорядительности полиции. Она вызвала к себе генерал-полицмейстера Николая Чичерина и, кланяясь ему в пояс, встретила его словами: "Спасибо тебе, Николай Иванович, по милости твоей погибло несколько тысяч моих подданных". Чичерин не вынес этого упрека. С ним случился удар. Через два дня он умер.
Самым разрушительным стало наводнение 1824 года. Именно о нем говорит А.С. Пушкин в "Медном всаднике". Историк А. П. Башуцкий так описывал происходящее: "Люди, застигнутые водою, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, посаженных вокруг бульвара".
Стихия практически полностью уничтожила русский флот. Общее число жертв разные источники оценивают от 600 человек до 14 тыс.
Бой за сушу
Всерьез проблемой наводнений в городе озаботились только после войны 1941-45 г. Ленинградская дамба стала, во многом, последней масштабной советской стройкой и, что символично, осталась незавершенной. Решение о завершении строительства было принято лишь недавно. А между тем - проект действительно уникальный по своему масштабу: вся дамба - это, по сути, западное полукольцо КАД. Как отмечают эксперты, именно это свойство может быть использовано для дальнейшего превращения дамбы в восточный путь, что чрезвычайно важно при увеличении уровня товарооборота и туризма в регионе.
Имеет свои "стихийноустойчивые" особенности и петербургское метро. Во-первых, оно значительно глубже московского. Из-за особенностей почвы тоннели под городом можно рыть только в толще кембрийских глин, то есть на глубине 50-100 м. Во-вторых, только в питерском метро вместо открытых платформ с двух сторон станции могут оказаться раздвижные двери, которые открываются, только когда подходит поезд.
Когда стихия атакует, спуски в метро ограждают мешками с песком. Мешки - защита, конечно, скорее условная, главное препятствие для воды - предусмотренные проектом герметичные створки, перекрывающие вход в питерскую подземку. Кстати, именно мешки с песком спасли питерское метро от затопления в январе 1986 года.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников