Рейтинг@Mail.ru
Гений на задворках - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Гений на задворках

Читать ria.ru в
У нас была своя статуя Свободы, но вот уже третий год как Москва и страна лишилась яркого символа. Речь о знаменитом монументе «Рабочий и колхозница» работы скульптора Веры Мухиной, который еще недавно стоял у ВВЦ, а ныне - в распиленном состоянии, - хранится на складе в ожидании реставрации. И одному богу известно, как скоро это будет. История с монументом весьма поучительна и символична...

Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.

У нас была своя статуя Свободы, но вот уже третий год как Москва и страна лишилась  яркого символа. Речь о знаменитом монументе «Рабочий и колхозница» работы скульптора Веры Мухиной, который еще недавно стоял у ВВЦ, а ныне - в распиленном состоянии, - хранится на складе в ожидании реставрации. И одному богу известно, как скоро это будет.

История с монументом весьма поучительна и символична.

Шедевру повезло только один единственный раз и случилось это далеко от Москвы в 1937 году, на всемирной выставке в Париже. Монументальная группа работы Веры Мухиной была установлена на исполинском основании у входа в павильон СССР, прямо напротив германского павильона, увенчанного зловещим орлом. Скульптура Мухиной, сделанная из тонколистовой стали, стала сенсацией для Парижа. Пожалуй, впервые западу явился наглядный образ новой идеи организации общества по марксистским канонам, где нет больше частной собственности на средства производства, а во главе государственных интересов стоит пролетариат.

Работа Мухиной настолько поразила, что французские власти обратились к советскому правительству с негласным предложением продать монумент Парижу. Сталин не согласился. После закрытия выставки монумент разобрали и специальным поездом вернули в Москву.

Праздник кончился - начались злоключения.

Сама Мухина мечтала поставить монумент либо на стрелке Москвы-реки (там, где сейчас стоит Петр Первый скульптора Церетели), либо на смотровой площадке Ленинских гор, откуда открывается потрясающий вид на столицу, и где ее работа была бы отлично видна. У Москвы был шанс приобрести энергичный визуальный посыл равный статуе Свободы у входа в гавань Нью-Йорка или подобный фигуре Христа над Рио-де-Жанейро, но. Но идеологические соображения перевесили аргументы прекрасного. Статую поставили на окраине Москвы, у входа на выставку достижений народного хозяйства. Но как! Строго рассчитанный постамент высотой в 30 с лишним метров обрезали и водрузили шедевр на низкое основание, разом лишив монумент задуманного масштаба. Но и на этом злоключения не кончились. Вскоре главным входом на выставку стал боковой ход, и скульптура оказалась зажатой между автостоянкой, автострадой и тылами выставки.

Мухина пыталась протестовать - все напрасно.

Постепенно окраина победила вдохновение. Монумент проржавел. Дух опустился. Памятник облюбовали бомжи. Вытянутый бассейн, созданный для отражения скульптуры в воде и усиления эффекта, высох и был забросан мусором и бутылками. Дверь в блок вентиляции была взломана - там справляли нужду.

Помню, что, переехав в Москву из провинции в далеком 1980 году, и оказавшись у легендарного памятника, я вздрогнул. Именно тут я впервые  в жизни подумал: «вот те на, а ведь советской власти скоро конец».

Если, не дай бог,  у статуи Свободы на Лонг-Айленде когда-нибудь отвалится факел, и никто   не поправит изъян, тоже  можно будет смело сказать: «Америке скоро капут».

После смерти Мухиной постепенно все ее монументальное наследие пришло в упадок: исчезла группа «Требуем мир» (она стояла в сквере на ВДНХ), скульптурные ансамбли, созданные для украшения Москворецкого моста ныне разбросаны, где попало, разобран главный шедевр «Рабочий и колхозница», снят недавно памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала,  и непонятно - будет ли он возвращен на законное место после реконструкции привокзальной площади. Под угрозой оказался даже ее дом-мастерская в Пречистинском переулке. Во всяком случае, правнук Мухиной, Алексей Веселовский, говорит, что дом может быть скоро снесен.

Не тронутым остался только лишь один Чайковский у входа в консерваторию.

Реставрация шедевра «Рабочий и колхозница», конечно, давно назрела. С этим никто не спорит. И то, что монумент сняли - правильно. Но то, что больше трех лет скульптуры не коснулась рука реставраторов вызывает, по меньшей мере, недоумение и законную тревогу. Причем сама легированная сталь - кожа монумента, - целехонька, проржавел и стал негодным лишь внутренний каркас, который держит скульптуру.

И последнее.

Музей Мухиной есть в Риге, где она родилась.

Музей Мухиной есть в Феодосии, в Крыму на Украине.

Музей Мухиной есть даже в Риме!

Угадайте, где его нет?

Правильно - в Москве.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала