МОСКВА, 10 янв - РИА Новости, Валерий Ярмоленко. Причиной столкновения в Аравийском море атомной подводной лодки "Ньюпорт Ньюс" Военно-морских сил США и японского супертанкера "Могамигава" могли стать плохие гидрологические условия, считает замдиректора по науке Дальневосточного отделения РАН, специалист в области подводных технологий, бывший подводник, капитан первого ранга Геннадий Илларионов.
"Скорей всего американский экипаж АПЛ "Ньюпорт Ньюс" подвела гидрология данного района. Акустик не слышал движения японского танкера, так как он шумит довольно слабо. Двигатель у него в корме, а столкновение произошло в середине корпуса на удалении примерно 200 метров. Такое вполне может быть", - сказал в интервью РИА Новости Илларионов.
"Это бывает часто, потому что на глубине 40 метров при плохой погоде очень сильны ветровые волны, которые вносят помехи в акустическое поле. Из-за них можно не услышать даже рядом стоящую цель", - сказал собеседник агентства.
Он напомнил, что в 80-х годах при президенте США Рональде Рейгане советская подводная лодка при всплытии ударилась в корму американского авианосца. "Акустики тогда решили, что корабль находиться на значительном удалении, и в результате советская лодка ударилась в винты американского корабля".
По его мнению, в аварии, скорее всего, виноват командир американской подлодки. "Конечно виноват американец. Потому что японский супертанкер шел над водой в этом узком Ормузском проливе строго своим курсом", - отметил собеседник агентства.
Илларионов пояснил, что субмарина в это время выполняла маневр всплытия в надводное положение. "Маневр всплытия в надводное положение относиться к числу самых сложных в подводном деле. Он всегда выполняется при повышенной степени боевой готовности экипажа", - рассказал он.
"Если погружение подводной лодки можно произвести одной боевой сменой, которая в этот момент стоит на вахте, то всплыть АПЛ может только по боевой тревоге", - подчеркнул российский эксперт.
"Особенно опасен этот маневр, - отметил он, - от глубины с 40 метров до перископной глубины. Это самый опасный участок, на котором и произошло столкновение кораблей".
Илларионов также рассказал, что подводная лодка как правило всплывает с глубины 200 метров на глубину 40 метров - это фиксированная глубина. При этой глубине невозможен таранный удар надводным кораблем. На глубине 40 метров акустикой прослушивается горизонт по всему периметру в 360 градусов. После этого акустик докладывает командиру о том, что горизонт чист. "Это принципиальный доклад позволяющий сделать вывод, кто был виноват, если, что-то случиться", - отметил собеседник агентства.
Он особо подчеркнул, что если при свидетелях на центральном посту субмарины акустик доложил, что горизонт чист, только тогда командир дает команду боцману всплывать на перескопную глубину. Лодка с глубины 40 метров идет на перископную глубину, а в это время командир на глубине 5-7 метров начинает поднимать перископ.
"Как только лодка оказывается на перископной глубине, командир лично визуально осматривает горизонт, и, если он чист, лодка продувает цистерны и всплывает в надводное положение", - пояснил Илларионов.
При этом он высказал мнение, что доклад от акустика командиру все-таки был. "Я предполагаю, что доклад о том, что горизонт чист, поступил. Иначе это можно расценить как должностное преступление", - сказал эксперт.
Кроме того, отметил эксперт, американская атомная подлодка класса "Лос-Анджелес", имеет не очень прочный корпус. "Эти лодки однокорпусные, и у них так называемый прочный корпус выходит наружу. Любое столкновение такой лодки с другим судном чревато для них серьезными последствиями. Я думаю, что в этом случае американцам просто повезло, так как удар по всей видимости был скользящий", - отметил Илларионов.
По его словам, у японского танкера обшивка корпуса толщиной около 15 миллиметров мягкой стали, а у субмарины класса "Лос-Анджелес" - около 50 миллиметров сверхпрочной стали. "У американской лодки наверняка осталась большая вмятина в прочном корпусе, которую выправить уже невозможно", - заключил российский эксперт.
Ранее российский военно-морской эксперт пожелавший остаться не названным сообщил РИА Новости, что в столкновении в Аравийском море, скорее всего, виноват командир американской лодки. "Происшествие с американской подводной лодкой и японским судном в Аравийском море обусловлено интенсивностью судоходства в этом районе, что требует от командиров военных кораблей, и в особенности АПЛ особой осторожности. Вероятней всего, командир американской лодки произвел недостаточную оценку подводной и надводной обстановки, выполняя элемент всплытия", - сказал эксперт.
Он также отметил, что момент всплытия или погружения требует повышенного внимания со стороны экипажей подводных лодок, в особенности в районах, где существенно ограничена свобода маневрирования.
"Как показывает мировой опыт подобных происшествий, они случаются именно в проливах, узкостях и в местах интенсивного судоходства и рыболовства", - подчеркнул собеседник агентства.
Во вторник 9 января стало известно, что в Аравийском море произошло столкновение американской атомной подводной лодки и японского коммерческого судна. Высокопоставленный представитель ВМС США сообщил, что подлодка "Ньюпорт Ньюс" столкнулась с японским кораблем к югу от Ормузского пролива с тот момент, когда она находилась в процессе всплытия. В инциденте никто не пострадал, сама АПЛ повреждена, сказал он.
В то же время, по его словам, серьезных повреждений ни американское, ни японское судна не получили.
Атомная подводная лодка "Ньюпорт Ньюс" входит в состав авианосного соединения Военно-морских сил США во главе с авианосцем "Эйзенхауэр", которое находится в настоящее время в Персидском заливе.