Виктор Литовкин, военный обозреватель РИА Новости.
Газета «Вашингтон пост» сообщила о санкциях, которые Госдепартамент США ввел против ряда зарубежных фирм. Среди них значатся и три российские - «Рособоронэкспорт», Тульское КБ Приборостроения и Коломенское КБ Машиностроения. На основании Закона США о нераспространении вооружений в Иран и Сирию, принятом в 2005 году, американским фирмам и частным лицам запрещено торговать с указанными организациями или оказывать им какое-либо содействие. В России узнали об этом решении из сообщений информационных агентств.
В «Рособоронэкспорте», обладающим в России монопольным правом на поставки оружия и боевой техники за рубеж, назвали американские санкции «проявлением недобросовестной конкуренции». МИД РФ обозначил их, как «внутреннюю проблему властей США». Вице-премьер и министр обороны России Сергей Иванов заявил, что «три российские компании не нарушали никаких международных норм, правил и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией по нераспространению оружия массового уничтожения и ракетных технологий». По его мнению, «очевидно, что правительство США недовольно тем, что в последнее время объемы продаж российских вооружений и военной техники растут, как и наш государственный оборонный заказ для собственных вооруженных сил».
Все так. Вашингтон действительно достаточно примитивно мстит российским «оборонщикам» за то, что они активно заполняют «оружейные ниши», созданные американскими санкциями, например, в Венесуэле. Туда «Рособоронэкспорт» поставляет оружие и боевую технику (автоматы «Калашникова», истребители Су-30МК и другое вооружение) на 3 млрд. долларов. А также в Сирии, с которой Москва заключила оружейные контракты на 9,7 млрд. долларов (противотанковые и противовоздушные системы вооружений). И в Иране, куда Россия поставляет «Тор-М1», мобильную систему противовоздушной обороны для сухопутных войск...
Но способны ли санкции Госдепартамента оказать воздействие на Кремль, заставить его отказаться от крайне выгодного для его промышленности бизнеса? Конечно же, нет. Сергей Иванов абсолютно прав, - Москва и «Рособоронэкспорт», как и его партнеры, не нарушают никаких международных законов и правил, не поставляет оружие в «горячие точки», не торгует вооружением со странами, вовлеченными в военный конфликт? Более того, осуществляют военно-техническое сотрудничество только с признанными ООН государствами, с их законными правительствами, а не с отдельными частными фирмами и организациями.
Нельзя забывать и том, что Россия - суверенная страна, которая не подчинялась и не собирается подчиняться чьему-либо давлению. В том числе и в виде экономических санкций против ее оборонных фирм и экспортеров оружия. Более того, эти санкции никак не могут отразиться на ее прибыльном военно-техническом сотрудничестве с теми или иными государствами.
А с США «Рособоронэкспорт» не имеет никаких контрактов. Как не имеют их ни Коломенское КБ Машиностроения, ни Тульское КБ Приборостроения. Но на их отношения с Сирией, Ираном, Алжиром, Марокко и другими странами, куда идет оборонная продукция данных предприятий, американские санкции никакого воздействия оказать не могут.
Другое дело, что от подобных действий госдепартамента могут пострадать сами американские предприятия и даже... перспективы модернизации боевой техники США. То есть санкции способны бумерангом ударить по самой Америке.
Специалистам известно, что Пентагон не раз предлагал «Рособоронэкспорту» заключить контракт на поставку в США российской системы активной защиты бронетехники «Арена», которую, кстати, создали конструкторы Коломенского КБ Машиностроения. «Арена» защищает танки, бронетранспортеры и самоходные артиллерийские установки от любых видов противотанкового ракетного оружия. В том числе и от крупнокалиберных снарядов. Причем подрыв летящих в цель боеприпасов происходит автоматически, даже без участия человека, за два-три метра от брони.
Такой системы защиты бронетехники нет ни в США, ни в других странах НАТО. Нет и в Израиле. Переговоры о том, как приспособить «Арену» под технические стандарты Пентагона, продолжались не один месяц. Оставалось только согласовать цену работы, объем поставок и те предприятия, которые будут ее делать. По американским законам боевая техника США должна быть обеспечена только собственной продукцией. Но эта «деталь» не могла стать серьезным препятствием для заключения контракта. А вот теперь подобным «препятствием» могут стать санкции, которые наложил госдеп на Коломенское КБ. Кто от них пострадает сильнее, объяснять, думаю, не нужно.
Есть еще одна весьма существенная область международного экономического сотрудничества, по которой тем же бумерангом могут ударить санкции госдепартамента США. Дело в том, что пока почти все оружейные контракты между «Рособоронэкспортом» и зарубежными государствами оформляются в долларах. Счета по контрактам, как правило, проходят в основном через американский The Bank of New York. А поскольку «банковская тайна», как таковая, по решению конгресса в последнее время пала жертвой «усиленной борьбы с международным терроризмом», то все подробности российских оружейных контрактов становятся известны Вашингтону, словно это соглашения его собственных фирм. Отсюда вывод, к которому склоняются в системе военно-технического сотрудничества России: контракты нужно заключать не в долларах, а в евро. Европейские банки пока не поддаются давлению американской администрации и не позволяют ЦРУ открыто копаться в чужой конфиденциальной информации, как в собственном шкафу.
Переходить с долларов на евро - непривычно и достаточно сложно. Нужно, чтобы это было в финансовых интересах и другого партнера по заключению контракта. Но такие примеры уже есть. А значит, российские счета в The Bank of New York вскоре, видимо, резко поубавятся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции