СЕБУ (Филиппины), 8 января - Михаил Цыганов, РИА Новости. Связи АСЕАН и России "постепенно превращаются в улицу с активным двусторонним движением". Об этом заявил на месте проведения предстоящих азиатских саммитов на филиппинском острове Себу в эксклюзивном интервью РИА Новости генеральный секретарь Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Онг Кенг Йонг (Ong Keng Yong).
- АСЕАН сейчас не только занимается собственной интеграцией, но и намерена стать ядром будущего Восточноазиатского саммита. Что это за саммит, в которое входит Новая Зеландия и не входит крупнейшая страна Восточной Азии - Россия?
- Это просто рабочее название. Когда вопрос о возможности интеграции с нашими "партнерами по диалогу" (ими для АСЕАН являются Австралия, ЕС, Индия, Китай, Новая Зеландия, Россия, Южная Корея и Япония. - Прим.РИАН) стал впервые рассматриваться в практической плоскости, нас интересовали в первую очередь не их географическое положение или размеры, а уровень развития связей со странами АСЕАН. А у той же Новой Зеландии он - вы уж извините! - намного выше, чем у России.
У АСЕАН сейчас просматривается несколько направлений внешнего сотрудничества: во-первых, Китай, Южная Корея и Япония, и далее в том же направлении - Россия; во-вторых, Австралия и Новая Зеландия; в-третьих, Индия и далее наш добрый друг Пакистан. И мы подумали: "А не начать ли нам с волшебного числа 16?" Только не спрашивайте меня, почему именно 16 - я не знаю.
- И все же, когда я задал вопрос о нынешнем составе Восточноазиатского саммита (ВАС) бывшему премьер-министру Малайзии Махатхиру Мохамаду (Mahathir Mohamad), впервые выдвинувшему идею Восточноазиатского сообщества еще в начале 90-х годов, он ответил, что подобный саммит совершенно не то, что он предлагал, и такое сообщество было бы вернее назвать Австроазиатским.
- Мы вовсе не проповедуем новую географию, согласно которой Россия не является частью Азии. И никто не отрицает, что Россия - важная часть АТР. И мы не говорим, что ворота для вступления в Восточноазиатский саммит закрыты (для России). Но пока что нас занимает уровень именно нынешнего взаимодействия с Ассоциацией.
Признаться, мы и сами не ожидали, что эта идея вызовет такой интерес, и даже, откровенно говоря, полагали, что кое-кто из уже приглашенных откажется. У Японии, к примеру, непростые отношения с Китаем и Южной Кореей, и мы считали, что Токио может не проявить интереса к ВАС. Однако этого не случилось.
Знаете, как порой бывает в политике: вовремя выдвинутая идея просто вспыхивает, а затем огонь начинает питать себя сам.
Хорошо уже и то, что благодаря ВАС мы многое узнали об интересе к нам как к собственно АСЕАН извне. В частности, об интересе к нам России, и такое узнавание немало способствует развитию наших внешних отношений.
- Но все же за многие годы Россия впервые не принимает участия в диалоге с АСЕАН.
- Ну и что? В Себу нет и представителей США, и Канады, а они тоже являются нашими "партнерами по диалогу". Да и ЕС здесь лишь потому, что у нас есть актуальные торговые вопросы, а Франция присоединяется к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии.
И мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что Россия имеет здесь интересы и близка к нам географически.
Просто в повестке дня наших отношений с Россией сейчас нет актуальных вопросов. На первом саммите АСЕАН-Россия в Куала-Лумпуре в 2005 году, в котором участвовал и президент РФ Владимир Путин, мы решили, что нет необходимости встречаться каждый год. Особенно когда минувший был столь богат двусторонними контактами на высоком уровне.
Я сам побывал в октябре в Москве, а уже в следующем месяце ее посетил мой заместитель.
- А что нового в связях России и АСЕАН происходит сейчас?
- Самое главное, что мы теперь имеем план действий по развитию нашего сотрудничества. Насколько я знаю, он уже передан на утверждение вашего парламента, что необходимо для обеспечения соответствующего финансирования. Ведь без этого любая прекрасная идея рискует так и остаться идеей.
Так что связи АСЕАН и России постепенно превращаются в улицу с активным двусторонним движением.
- В ходе первых встреч АСЕАН в Себу в декабре прошлого года, которые прервал тайфун, созданная на саммите в Куала-Лумпуре Группа видных деятелей (ГВД) успела все же озвучить некоторые свои предложения по реформированию Ассоциации. Как вы к ним относитесь?
- Доклад ГВД имеет важнейшее значение для дальнейшего развития АСЕАН.
Во-первых, впервые принципы и цели деятельности Ассоциации формулируются в одном месте.
Во-вторых, доклад требует, если можно так выразиться, "легализации" АСЕАН во всех странах-членах: принятия национальных законов, согласно которым Ассоциации будет являться там юридическим лицом.
- Каково главное направление предлагаемых ГВД реформ?
- Прежде всего, он направлен на институционализацию АСЕАН. Не придание большей власти ее исполнительным органам, а создание более упорядоченной структуры.
Например, вот такая новая идея: пусть каждая страна-член направит в Джакарту (где находится Постоянный секретариат АСЕАН. - Прим.РИАН) своего постоянного представителя по вопросам Ассоциации. В отличие от уже имеющихся генеральных директоров (национальных) МИД по вопросам АСЕАН, он будет заниматься не только вопросами внешней политики, а всеобъемлюще всем комплексом проблем в рамках взаимодействия своей страны и Ассоциации. В результате дорогостоящих и требующих большого времени встреч понадобится меньше, а координация и эффективность работы улучшатся.
Такую же направленность имеет и предложение о создании трех советов министров по каждому из "столпов" планируемого Сообщества АСЕАН (политика и безопасность, экономика, социально-культурная сфера. - Прим.РИАН). Например, социально-культурными вопросами может заниматься несколько министров в каждой из стран, но в Совете будет присутствовать лишь один, представляющий всех.
- Но пока что многие сравнивают АСЕАН с беззубым тигром: деклараций много, а рычагов воздействия никаких...
- Что ж, доклад ГВД как раз и предлагает частично отойти от принципа консенсуса в принятии решений, на котором сейчас основывается любое решение Ассоциации в целом. Предлагается, чтобы в определенных областях решение могло приниматься большинством. Как именно это будет происходить, пока неясно, над уточнением еще придется поработать. Но тенденция очевидна.
Мы начинаем ставить и вопрос об обязанностях членов перед Ассоциацией. Пока что они говорят только о своих правах...
Но очень важно правильно найти верные формулировки для предлагаемых - ни одна страна не должна почувствовать себя обиженной.
- Но какими бы эти формулировки не были, нетрудно предвидеть, что некоторые предложения вызовут яростное сопротивление со стороны кое-кого из более молодых членов АСЕАН.
- А вот и нет: предлагаемый пирог имеет достаточно кусков для всех. Доклад ГВД предусматривает и меры для того, чтобы помочь тем, кто еще не полностью взошел на борт, подняться на него.
Например, в нем содержится предложение о том, что АСЕАН должна иметь постоянный доход для финансирования программ по сокращению разрыва между более и менее экономически развитыми членами. Пока что это делается на основе разовых и добровольных взносов более богатых стран, что предлагается заменить постоянной системой.
- Рекомендации ГВД должны быть рассмотрены главами государств и правительств стран-членов АСЕАН в Себу и включены в проект Хартии Ассоциации, которую предстоит подписать на юбилейном саммите в Сингапуре в конце года. Как вы оцениваете шансы на то, что все сказанное вами выше сохранится в проекте Хартии, который доложен быть одобрен на днях?
- На мой взгляд, 60 против 40. Мои молодые сотрудники считают, что 70 против 30, но я более осторожен (смеется).
Есть хорошие шансы на то, что АСЕАН получит зубы.
Михаил Цыганов