ХЕЛЬСИНКИ, 31 дек - РИА Новости, Ольга Андрианова. Финляндия в воскресенье завершает свое полугодовое председательство в ЕС. С 1 января 2007 года пост председателя ЕС переходит к Германии.
Председательство Финляндии в Евросоюзе началось с успеха во внешней политике: кризис на Ближнем Востоке между Ливаном и Израилем был урегулирован, в том числе и при посредничестве ЕС. Тем не менее, как отмечают многие аналитики, в остальном результаты финского председательства в международной политике остались незначительными.
Так, эксперт по вопросам европейской политики Хельсинкского университета Тейя Тииликайнен, в частности, заявила о том, что незначительное продвижение в отношениях России и ЕС стало главным разочарованием финского председательства.
В сфере международных отношений в период председательства в ЕС Финляндия объявила одним из приоритетов развитие отношений ЕС и России, в том числе начало переговоров по поводу нового широкоформатного соглашения о сотрудничестве и обновление стратегии партнерства "Северное измерение". Но осуществить поставленные Финляндией задачи удалось только наполовину - лишь в той части, которая касалась "Северного измерения".
Во время председательства Финляндии в ЕС состоялись две встречи на высшем уровне между главами России и Евросоюза и обе в Финляндии: президент России Владимир Путин принял участие в неформальном саммите ЕС в Лахти 21 октября и в саммите Россия-ЕС в Хельсинки 24 ноября.
На саммите в Хельсинки были утверждены основные документы по обновленной стратегии "Северное измерение" - политическая декларация и новый рамочный политический документ.
Новый рамочный политический документ, который вступает в силу с начала 2007 года, заменит нынешние планы действий "Северного измерения". Он закрепляет преобразование "Северного измерения" из политики Евросоюза в общую региональную политику ЕС, России, Норвегии и Исландии на основе равноправного партнерства и софинансирования.
На саммите в Хельсинки также должны были начаться переговоры о новом соглашении о сотрудничестве между Россией и ЕС, однако планы нарушил польский ультиматум. В преддверии саммита Россия-ЕС Польша наложила вето на начало переговоров о заключении нового широкомасштабного договора о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС, потребовав от России снять эмбарго на поставки польской сельхозпродукции и ратифицировать европейскую Энергетическую хартию.
Представители председательствующей в ЕС Финляндии, в том числе финский премьер-министр, приложили немало усилий для того, чтобы продвинуться в решении вопроса, но убедить Польшу снять вето так и не удалось. Так что с начала будущего года решать проблему придется Германии.
Срок нынешнего соглашения о сотрудничестве и партнерстве РФ-ЕС истекает в конце 2007 года.
Накануне окончания председательства Финляндии в ЕС глава финского МИД Эркки Туомиоя выразил надежду на то, что переговоры между Россией и ЕС о новом широкоформатном соглашении о сотрудничестве начнутся в скором времени. "Я надеюсь, что переговоры начнутся в скором времени, и что речь может идти о сроке в несколько месяцев", - заявил Туомиоя.
Премьер-министр Финляндии Матти Ванханен, в свою очередь, неоднократно подчеркивал, что ЕС нуждается в новом соглашении с Россией.
Основные проблемы в вопросах будущего ЕС, которые премьер-министр Финляндии определил как вопросы о судьбе конституции ЕС и расширении Евросоюза, придется также решать Германии, поскольку в период финского председательства существенного продвижения в решении проблем ни по одному, ни по другому вопросу не произошло.
Правда, сама Финляндия ратифицировала конституцию ЕС, но это было скорее символическим жестом. Как президент Финляндии Тарья Халонен, так и премьер-министр Матти Ванханен признают очевидность того, что в нынешнем виде, без внесения существенных изменений конституция ЕС не будет принята всеми странами-членами Евросоюза.
К настоящему моменту 16 из 25 стран-членов ЕС ратифицировали конституцию. С вступлением в ЕС Болгарии и Румынии они также автоматически ратифицируют документ, но во Франции и Нидерландах, где результаты референдумов по конституции были отрицательными, отношение к основному закону ЕС в его нынешнем виде по-прежнему критическое.
Что касается процесса расширения ЕС, то если процесс вступления в ЕС Болгарии и Румынии, проходивший по плану, должен по плану и завершиться с вступлением этих стран в члены Евросоюза в 2007 году, то переговоры о вступлении в ЕС Турции пришлось частично приостановить, несмотря на все дипломатические усилия Финляндии и ее премьер-министра.
Приостановить переговоры, которые ведутся с октября прошлого года, решено по восьми из 35 технических пунктов. Все они связаны с выполнением Анкарой обязательств по Кипру и касаются свободного передвижения товаров, услуг, капиталов, рыболовства, сельского хозяйства, транспорта, таможни и торговли.
В начале ноября Еврокомиссия дала Турции месяц на выполнение обязательств по открытию Кипру своих воздушных и морских портов. Этого требования Анкара так и не выполнила, а в ЕС, в свою очередь, отказались принять компромиссное предложение Турции открыть Кипру один аэропорт и один морской порт только в случае снятия международной изоляции с аэропорта Эрджан и морского порта Мараш на территории непризнанной международным сообществом Турецкой Республики Северного Кипра. Турецкие власти ранее неоднократно заявляли, что откроют Кипру свои морские и воздушные порты только после международного признания Северного Кипра.
Несмотря на неудачу с Турцией, премьер-министр Финляндии Матти Ванханен заявил, что ЕС оставляет открытыми свои двери для новых членов.
"Это абсолютно ясная ситуация. Турция не выполнила обязательств. Хочу, однако, подчеркнуть, что будущее Турции - в Европейском союзе. Евросоюз остается открытым для новых членов, которые выполнят условия членства в ЕС", - сказал Ванханен.