Мария Князева, РИА Новости
На острие
В середине сентября 2006 года произошло самое громкое убийство за последние несколько лет. В Москве был застрелен один из наиболее видных деятелей постсоветской российской банковской системы - первый зампред Центрального банка Андрей Андреевич Козлов.
Последнее появление Андрея Козлова на широкой публике прошло на IV Международном банковском форуме в Сочи. В это время на побережье стояла замечательная сентябрьская погода, мягко светило солнце, в нескольких метрах от гостиницы Редиссон Сас Лазурная, где проходил форум, шумело море. Все вокруг утопало в неувядающей зелени. Ничто не предвещало его смерти всего через два дня.
Убийство первого зампреда ЦБ потрясло банковское сообщество. Многие сочли это ударом по отечественной банковской системе, а кто-то - и по всей экономике в целом.
Однако все, кто знал Андрея Андреевича лично, говорили о его гибели не просто как об убийстве крупного чиновника, но как о смерти достойного человека.
«А.А.Козлова отличали исключительная целеустремленность и преданность своему делу, личная скромность и большое обаяние. Именно эти качества способствовали тому, что А.А.Козлов пользовался непререкаемым авторитетом и симпатией среди коллег в банковском сообществе, всех тех, кому довелось с ним общаться и работать», - говорилось в сообщении департамента внешних и общественных связей Банка России.
«Он был замечательным человеком и в профессиональном, и в личном плане. Это тяжелый удар для всех нас», - сказал в интервью РИА Новости глава РСПП Александр Шохин.
«По-человечески Андрей был мне близок своей искренностью, умением слышать и уважать мнение собеседника. Навыки высококлассного финансового специалиста-технократа сочетались в нем с лучшими качествами настоящего русского человека», - сказал председатель совета директоров Национального и Инвестиционного банков ТРАСТ Илья Юров.
Для журналистов, знавших Андрея Козлова, он всегда был не только профессионалом, но и открытым, общительным человеком, лишенным высокомерия и надменности. Его знали как милого и улыбчивого первого заместителя председателя Центрального банка.
В нем на редкость гармонично уживались простота и улыбчивость, жесткость и принципиальность.
Во всех публичных выступлениях Козлова всегда звучали решительность и твердость. Он не боялся высказывать новые инициативы по совершенствованию банковской системы, даже если они были радикальными по отношению к сложившейся ситуации.
«Андрея, прежде всего, отличала удивительная, внушающая самое глубокое уважение принципиальность. Он верил в то, что делает, он болел душой за свое дело» - сказал Юров.
«С ним трудно было договориться на индивидуальной основе - он жестко следовал требованиям, зафиксированным в законе и нормативных актах ЦБ» - отмечал глава РСПП.
В Центральном банке Козлов входил в состав совета директоров и одновременно отвечал за один из наиболее сложных участков работы - надзор в банковской системе и ее очищение от сомнительных финансовых институтов и операций. Он непосредственно курировал вопросы отзыва лицензий у нечистых на руку банков. И в этой сфере деятельности он был весьма жесток.
"Он находился на острие борьбы с такого рода преступлениями", - сказал министр финансов Алексей Кудрин.
"Козлов неоднократно наступал на интересы недобросовестных финансистов", - добавил министр.
Только в 2006 году, пока был жив Козлов, лицензий лишились более сорока банков, большинство из которых - в связи с нарушением законодательства об отмывании денег. А за годы его работы в ЦБ в качестве главы надзорного блока было отозвано несколько десятков лицензий у банков, ведущих противозаконную деятельность.
Одним из наиболее ярких примеров проводимой Козловым политики по очищению банковской системы от недобросовестных кредитных организаций был отзыв в мае 2004 года лицензии на осуществление банковских операций у достаточно крупного Содбизнесбанка. Это событие, по мнению аналитиков, привело к так называемому банковскому «кризису доверия», разразившемуся летом того же года. Однако многие участники рынка уверены, что этот банк было необходимо лишить лицензии.
Последняя инициатива Козлова, озвученная им в Сочи, касалась введения запрета на профессию для банкиров, уличенных в отмывании денег.
«Участвуешь в отмывании - запрет на профессию, может быть, и пожизненно», - сказал он, добавив, что «в банковском бизнесе таким не место. Они позорят банковскую систему».
После смерти Андрея Козлова возник вопрос - продолжится ли в ЦБ столь жесткая политика борьбы с «отмывающими» банками или с приходом нового главы комитета по надзору она несколько ослабеет?
Однако, когда это кресло занял зампред Центробанка - руководитель главной инспекции кредитных организаций Геннадий Меликьян, стало ясно, что активная политика Козлова будет продолжена.
«Меликьян всегда поддерживал политику Козлова, и я сам был свидетелем тому, как Меликьян искренне отстаивал все, что делает Козлов», - сказал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
И действительно, всего за три с небольшим месяца, прошедших после гибели Андрея Козлова, лицензии лишились более 15 кредитных организаций. И, как всегда, подавляющее большинство из них - за нарушение закона о легализации доходов, полученных преступным путем.
Надежность - в массы
Помимо борьбы с «нечистыми» банками, на своем посту Андрей Козлов стремился повысить прозрачность и надежность российской банковской системы для граждан. В частности, он добился принятия закона о страховании вкладов и лично курировал вопросы вступления банков в систему страхования вкладов (ССВ).
«Козлов занимал принципиальную, твердую позицию при отборе банков в систему страхования вкладов, боролся за очищение банковской системы», - отмечал зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
Как известно, немало банков не прошло жесткий отбор ЦБ. Некоторые из них даже судились с Банком России. У Козлова был принцип: не соответствуешь нормам законодательства о страховании вкладов - не получаешь доступ в систему.
Первый зампред ЦБ не только работал над проблемой оздоровления банковской системы и боролся с «плохими» банками. Он также стремился сделать банковскую систему более устойчивой, надежной, а также понятной для иностранного финансового мира.
В частности, возглавляемый Козловым комитет банковского надзора в апреле текущего года одобрил и вынес на всеобщее обсуждение несколько предложений по упрощению эмиссии банками акций. Прежде всего, ЦБ предлагал внести изменения в законодательство, в соответствие с которыми будут установлены равные условия для резидентов и нерезидентов при приобретении акций российских банков. Предполагалось, что при приобретении более 1% акций банка будет установлен уведомительный порядок, а при покупке более 10% акций - разрешительный порядок.
Предлагалось также обязать крупные российские банки преобразовываться в ОАО, если размер их собственного капитала превышает 2,5 миллиарда рублей, и установить, чтобы доля их акций, обращающихся на открытом рынке, составляла не менее 10%.
Однако, как известно, именно предложение об обязательном выходе на IPO крупнейших российских банков и обращении на бирже не менее 10% их акций вызвало наибольший резонанс в банковских кругах. Банкиры не поддержали этой инициативы.
Дело чести
Убийство первого зампреда Центробанка потрясло руководство России. Раскрытие этого преступления стало делом чести государства.
Именно поэтому расследование убийства Козлова взял под личный контроль Генпрокурор РФ Юрий Чайка.
Следствие отрабатывало множество версий убийства, среди которых и бытовая версия, и даже так называемая «ошибка в объекте». Однако основной версией была профессиональная деятельность Андрея Козлова.
По словам первого заместителя генпрокурора России Александра Буксмана, для расследования убийства первого зампреда ЦБ была создана следственно-оперативная группа «из самых лучших сыщиков и следователей». Возможно, именно поэтому следствию достаточно быстро удалось выйти на след преступников, и уже в октябре они были задержаны.
Менее чем через два месяца - в начале декабря 2006 года, Генпрокурор Юрий Чайка объявил о раскрытии убийства первого зампреда ЦБ.
«В ходе расследования в деле об убийстве первого заместителя председателя ЦБ Андрея Козлова арестованы ряд лиц, поэтому можно говорить о том, что уголовное дело раскрыто», - констатировал Чайка.
Преступление раскрыто, Центральный банк продолжает дело Андрея Козлова. Однако вернуть достойного человека, друга, коллегу невозможно. Он еще долго будет в памяти всех, кто его знал.
Его место в совете директоров Банка России до сих пор никем не занято. Его кресло первого зампреда до сих пор остается пустым.