Роксана Ахмедова, РИА Новости
В уходящем году Россия, по образному выражению министра финансов РФ Алексея Кудрина, перевернула кредитную страницу истории СССР, и тем самым, можно сказать, захлопнула книгу кризисов. После того, как Россия в августе 2006 года «догасила» долг Парижскому клубу, министр финансов РФ Алексей Кудрин уверенно сказал: «Дефолтов не будет».
Люби меня по-французски...
Парижский клуб, действующий как неформальное объединение государств-кредиторов, был создан в 1956 году. Отношения его с Россией начались в 1991 году, когда в наследство от СССР республикам-преемницам достались долги Парижскому клубу почти на $50 миллиардов.
Проводимая в те годы долговая политика привела к тому, что в 1992 году в портфеле долгов накопилось множество срочных обязательств, отметил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак в одной из своих статей. И пик погашения этих обязательств пришелся на начало девяностых - то есть как раз наложился на политический передел в стране и глубокий кризис в экономике. Для большинства республик бывшего СССР (в том числе и для РФ) стало, мягко говоря, затруднительно платить по долгам. Это, конечно, не укрылось от кредиторов: реально в 1992 году была выплачена еле-еле одна десятая платежей, подлежащих уплате в счет долга и процентов. Все ждали банкротства бывшей советской империи. Но его не случилось.
И все потому, что в апреле 1993 года Россия стала единственной наследницей долгов (в обмен на то, что и финансовые активы СССР за рубежом тоже будут российскими). Еще спустя три года долг был реструктурирован и составил примерно $40 миллиардов.
Россия оформила свое членство в Парижском клубе в 1997 году. Таким образом, Россия (и это уникально) почти десять лет была одновременно и кредитором, и должником (клиентом) Парижского клуба.
Страна долгов и нефти
Ну а в 1998 году грянул дефолт. Как неоднократно объяснял министр финансов РФ Алексей Кудрин, в кризисе 1998 года, когда многие граждане мгновенно стали нищими, было слишком много других причин, помимо падения мировых цен на нефть. В частности, доверие к российской экономике было существенно подорвано неправильной долговой и курсовой политикой предыдущих лет. В результате обязательства страны оказались больше, чем она могла выполнить и от исполнения некоторых, как помнится, пришлось отказаться.
Дальше нашей стране просто повезло - повезло с ценами на нефть, которые стали расти, поражая самые восторженные аналитические умы и побивая самые смелые экспертные прогнозы. Это позволило заговорить о досрочном погашении долгов.
В 2005 году Парижские кредиторы согласились с досрочным погашением $15 миллиардов. Погасив такую сумму досрочно, Россия отличилась - эта транзакция стала крупнейшей финансовой операцией за всю полувековую историю Парижского клуба кредиторов.
А с 15 по 21 августа 2006 года Россия успешно погасила остаток долга перед Парижским клубом на сумму $21,6 миллиарда.
Честное слово министра
Хорошо или плохо перестать быть клиентом Парижского клуба (не путать с кредитором!)? Представьте, что у вас за стенкой живут соседи - богатые и успешные. А Вы им денег должны. И поэтому когда соседи шумят или в два часа ночи приходят попросить соли или спичек, подавляя рвущиеся наружу эмоции, вы молча улыбаетесь и приносите требуемое в такой неурочный и неудобный час.
Иными словами, как считают в Госдуме, Россия снизила политическую уязвимость, погасив долг парижским кредиторам, среди которых Великобритания, Германия, Финляндия...
Опять-таки в применении к соседу - вы отдаете долг и вам больше не надо думать о процентах. Как отмечают в Минфине, экономия российской казны на процентных платежах до 2020 года, которые нам теперь выплачивать не нужно, превысит $12 миллиардов.
И снова про соседа. Представьте, что завтра, тьфу-тьфу-тьфу, вас с работы выгонят или зарплату урежут. Себе-то пояс и подтянуть можно - на время, пока другая работа не отыщется. А будет ли сосед ждать безвозмездно и безропотно восстановления вашей кредитоспособности, большой вопрос.
Так вот после расплаты с парижскими кредиторами общий внешний долг РФ сразу снизился на 31,3%. Кроме того, внешний долг РФ теперь в основном представлен в виде ценных бумаг - цивилизованными инструментами, которыми проще управлять.
Это придало устойчивости и российской финансовой системе, и придало уверенности министру Кудрину, который даже гарантировал, что «дефолта не будет ни при каких обстоятельствах». Кудрин объяснил, что у нас нет проблем, которые бы потребовали наращивания долгов и обязательств. Зато есть "серьезная защита от всякого рода дефолтов" - Стабилизационный фонд и правильная долговая политика. А лет через десять мы вообще можем создать по качеству управления финансовую систему по силе равную США и Германии, пообещал Кудрин.
Что тут добавить? Разве только, пользуясь случаем, пожелать здоровья всем нашим соседям: мы уж лучше с ними будем жить без долгов, и - на равных - улыбаться и давать соли.