1708 - Петр I издал указ о создании губерний в России
Параллельно процессу роста российской государственной территории усиливалась централизация управленческой системы. При Петре I происходит окончательный отказ от хаотичного, унаследованного от прежних эпох административного деления. Основной административной единицей в Московском царстве был уезд, то есть какой-то город с прилегающими к нему землями. Уезды могли на порядок отличаться друг от друга по своей территории и численности населения, включая в себя то территорию бывших княжеств, то их отдельные, небольшие части. 29 декабря 1708 года Петр I издал указ о создании восьми губерний (Московской, Ингерманландской (Петербургской), Смоленской, Киевской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской). Сами губернаторы соединяли в одном лице военную, административную и судебную власти, сконцентрировав в своих руках огромные полномочия. В 1719 году число губерний было доведено до 11, а сами губернии были разделены на провинции. Так, к примеру, Московская губерния включала в себя Костромскую, Владимирскую, собственно Московскую провинцию и т.д. В 1775 году новую реформу государственного устройства провела Екатерина II, в ходе которой провинции были преобразованы в 40 губерний, однако поверх них возникли генерал-губернаторства, объединявшие по несколько губерний вместе. Генерал-губернаторы, в свою очередь, выполняли контрольно-надзорные функции, а также руководили силовыми структурами, например, командовали полицией. Подобная структура административно-территориального устройства просуществовала, хотя и в существенно видоизмененном виде, до 1917 года.
1709 - родилась Елизавета Петровна
1709 - родилась Елизавета Петровна, российская императрица.
Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I, родилась 29 декабря 1709 года в селе Коломенском (ныне в черте Москвы). С детства пользовалась любовью и заботой отца, рано обучилась грамоте, учила также французский язык, основы истории, географии. По характеру была веселой, добродушной и одновременно капризной и вспыльчивой. Больше всего на свете любила светские развлечения: балы, танцы, охоту, маскарады. После смерти императрицы в ее гардеробе было найдено около 15 тысяч платьев. При дворе строились планы относительно ее замужества. Елизавету хотели отдать то за французского короля Людовика XV, то за принца Голштинского Карла Фридриха. Были и другие кандидаты, однако в брак она так и не вступила. После смерти матери в 1727 году Елизавета сблизилась с императором Петром II. В царствование Анны Иоановны положение Елизаветы осложнилось, поскольку императрица видела в ней опасную политическую соперницу. В то же время она пользовалась большой симпатией жителей Петербурга, особенно гвардейских солдат и офицеров, видевших в ней наследницу Петра Великого. В ночь с 5 на 6 декабря 1741 года при помощи роты гвардейцев Преображенского полка Елизавета совершила государственный переворот и узурпировала власть. Свергнутый гвардией младенец Иван VI Антонович был заключен в тюрьму и через много лет убит при попытке освободить его подпоручиком Василием Мировичем. Обстоятельства восшествия на престол отразились на елизаветинском царствовании. Был провозглашен курс на возврат к наследию Петра I , в частности, восстановлена роль Сената и некоторых других центральных учреждений. Вместе с тем в конце 1740-х - первой половине 1750-х годов по инициативе П.И.Шувалова был осуществлен ряд серьезных преобразований, важнейшим из которых стала отмена в 1754 году внутренних таможен. Это привело к значительному оживлению торговых связей между различными регионами страны. Были основаны первые русские банки - Дворянский, Купеческий и Медный. Осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны. Получила развитие тяжелая промышленность. В 1754 году была создана новая комиссия для составления Уложения, которая завершила свою работу к концу царствования Елизаветы. Однако процесс преобразований был прерван Семилетней войной (1756-1762). Во внешней политике правительство Елизаветы Петровны придерживалось принципов Петра. В 1743 году был заключен Абоский мирный трактат (мир), закрепивший итоги русско-шведской войны 1741-1743 годов. В этот период руководителем русской дипломатии был канцлер А.П.Бестужев-Рюмин, делавший упор на союз с Австрией и противодействие усилению Пруссии. Это и привело к тому, что Россия оказалась втянутой в Семилетнюю войну, участие в которой легло тяжким бременем на хозяйство страны. Однако в военном отношении действия русской армии были успешны. Она одержала ряд серьезных побед, оккупировала Восточную Пруссию и даже (на короткое время) Берлин. Еще до воцарения у Елизаветы начался роман с украинским певчим А.Г.Разумовским, который получил графский титул, ордена, звания и крупные пожалования, однако в государственных делах участия почти не принимал. Позднее фаворитом Елизаветы стал И.И.Шувалов, который покровительствовал просвещению. По его инициативе в 1755 году был основан Московский университет, а в 1760 году - Академия художеств. В целом царствование Елизаветы Петровны было временем политической стабильности, укрепления государственной власти и ее институтов, расцвета русской культуры и науки.
1911 - в Москве появился маршрут легендарной «Аннушки» - трамвая «А»
Первые трамваи появились на московских улицах в 1899 году. С тех далеких пор труженик-трамвай верно служит москвичам. Все началось с электрификации небольшой (3,5 километра) линии конки - так в старину называли конно-железную дорогу, предшественницу трамвая, вагоны которой тянули по рельсам лошади. Первый маршрут «электрической городской железной дороги», как тогда торжественно называли трамвай, проходил от Бутырской заставы (нынешнего Савеловского вокзала) по Нижней и Верхней Масловке. Новый транспорт первопрестольной сразу же полюбился москвичам, началось его бурное развитие. Если в 1905 году, когда закончилось строительство первой очереди, было перевезено лишь два миллиона пассажиров, то уже в 1915 году это число возросло до 382 миллионов, насчитывалось 34 трамвайных маршрута, протяженность линий возросла до 311 километров. Тогда же появились знаменитые «буквенные» маршруты - любимые москвичами «Аннушка», курсировавшая по Бульварному кольцу и Москворецкой набережной (с декабря 1911 года) и «Букашка» - на всем протяжении Садового кольца (с тех пор Бульварное кольцо москвичи именовали «кольцом А», а Садовое - «кольцом Б»). Троллейбус Б, ныне курсирующий по Садовому, унаследовал свое имя именно от «Букашки». Старожилы помнят также и «Верочку» (маршрут В), которая связывала по кольцу Таганку с районом Автозаводской. В Сокольниках ходил маршрут «СК» - Сокольническое кольцо. Вскоре трамвайные пути пролегли по всем центральным улицам Москвы, они проходили даже по Красной площади, а на окраинах уходили за город, в дачные поселки - Сокольники, Богородское, Воробьевы горы. Имелось семь депо, вагоноремонтный завод (СВАРЗ). В ту пору трамвай был единственным видом общественного городского транспорта. Не было ни автобусов, ни тем более троллейбусов и метро, появившегося лишь в 1935-м году. Вначале вагоны трамвая были импортными - в основном бельгийскими, английскими и немецкими. В 1909 году в Москву впервые поступили отечественные вагоны Ф (так называемые «фонарные») производства Коломенского завода. Свое название они получили из-за «светового фонаря» - возвышения крыши вдоль середины салона для освещения. Эти вагоны отличались необыкновенной прочностью и надежностью и прослужили москвичам до 1960 года.
1766 - родился Чарльз Макинтош
1766 - родился Чарльз Макинтош, шотландский химик, который изобрел прорезиненную ткань.
Чарльз Макинтош родился в Глазго. Изучив курс химии, стал работать на швейной фабрике своего отца. Он экспериментировал с резиной как материалом для водонепроницаемых плащей. Смешав натуральный каучук с угольным дегтем в 1823 году, Макинтош получил и запатентовал новый водонепроницаемый материал. Он предложил класть тонкий слой каучука между двумя слоями ткани и из этого материала шить водонепроницаемые плащи. В том же 1823 году в Глазго он начал мануфактурное производство водонепроницаемой одежды. Первые макинтоши были слишком жесткими в холодную погоду и липкими в жару. В 1839 году англичанин Чарльз Гудьер придумал вулканизацию, что решило проблему. Вулканизация превращает пластичный «сырой» каучук в резину. При вулканизации повышаются прочностные характеристики каучука, его твердость, эластичность. Длинные свободные плащи из непромокаемой шерсти прекрасно защищали от дождя и сырости, так что их сразу же взяли на вооружение моряки. К примеру, доблестный русский флот носил черные дождевики с капюшонами из клетчатой ткани. В ХХ веке модельеры создали различные покрои этого чудо-плаща, закрепив, таким образом, его модный статус. Плащи быстро завоевали популярность, и их стали называть макинтошами.
1775 - родился Карл Иванович Росси
1775 - родился Карл Иванович Росси, русский архитектор итальянского происхождения, градостроитель.
Карл Росси родился в Петербурге. Был сыном итальянской балерины Г.Росси. Постигал архитектуру на практике, работая под началом В.Ф.Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 года был его помощником в строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803-1804 годах учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества», «Кремлевской экспедиции» в Москве. В 1809 году Росси обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М.Ф.Казаковым. Совершенствуя дар зодчего-градостроителя, работал в Твери и в малых городах Тверской губернии. В 1815 году возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска, создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818-1822) с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Но главной сферой его творческой деятельности стала городская, а не природная среда. Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи. В 1819 году Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом. На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы - между Невским проспектом и Марсовым полем - послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (ныне - Русский музей). Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсового поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816-1818). Преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828-1834 годах Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси). С городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева. Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829-1834 годах архитектором А.Е.Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, - тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской). Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 году ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Позднее ему дали лишь один значительный заказ - перестройку зрительного зала Александринского театра. Умер Росси в Петербурге 18 апреля 1849 года.
1986 - умер Андрей Арсеньевич Тарковский, кинорежиссер
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области в семье поэта А.А.Тарковского. В 1951-1952 годах учился на арабском отделении ближневосточного отделения Московского института востоковедения.
В 1952-1953 годах работал в НИИ цветных металлов и золота, выезжал в геологическую экспедицию в Туруханский край. В 1954 году поступил на режиссерский факультет ВГИК (мастерская М.Ромма, в той же группе учился В.Шукшин). В 1960 году защитил диплом короткометражной картиной «Каток и скрипка» (первая премия на Международном кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке). С 1961 года Андрей Тарковский - режиссер киностудии «Мосфильм». Он стал классиком и легендой еще при жизни. Мировую известность Тарковскому принесла уже первая его полнометражная работа - «Иваново детство». Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий. Картины режиссера («Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение») признаны шедеврами мирового кинематографа. Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, с сокращениями выпущенная в прокат под названием «Андрей Рублев», была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. В 1982 году режиссер уехал в Италию, где поставил ленту «Ностальгия» с Олегом Янковским в роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по родине. Эта тема получила развитие в «Жертвоприношении», последнем фильме Андрея Тарковского, поставленном режиссером в Швеции. Один из величайших русских режиссеров XX века умер 29 декабря 1986 года, похоронен в Париже, на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. На надгробном камне на могиле Тарковского надпись: «Человеку, который увидел Ангела».