Рашад Рзакулиев, член Экспертного Совета РИА Новости.
Беседа Президента Азербайджанской Республики (АР) И.Алиева с аудиторией радиостанции «Эхо Москвы» (вопросы последней были озвучены журналистами А.Венедиктовым и Н.Асадовой 23 декабря с.г. в Баку, в резиденции президента АР www.echo.msk.ru/interview/48358), вызвала настолько широкий резонанс в мировых средствах массовой информации, что формат данного интервью стал спонтанно расширяться за счет многочисленных комментариев и аналитических экспертных выкладок.
К сожалению, не все комментарии в мировых СМИ соответствуют духу и смыслу выступления главы азербайджанского государства. Журналистика «политических инсценировок» частенько сопровождает интервьюируемых столь высокого ранга. Тем более, если дело касается руководителей стран, ведущих борьбу с иностранной агрессией, деятельность которых нацелена на обеспечение территориальной целостности своей Родины.
Конкретные эпизоды, факты интервью были подвергнуты «переплавке» рядом СМИ в сомнительные «фактоиды», что вызвало разночтения. Именно это заставило меня подготовить собственные комментарии по проблемам, высвеченным данным интервью с президентом Ильхамом Алиевым, которые, на мой взгляд, дадут некоторые разъяснения по ситуации и помогут отделить «зерна от плевел» вдумчивому читателю.
Предваряя жесткую стилистику рамочного комментария, хотелось бы сначала сказать о другом.
Читая не тронутые литературной корректурой строки стенограммы беседы главы Азербайджана Ильхама Алиева с российским журналистами, поймал себя на мысли, что именно сейчас четко и ясно представляешь себе значимость и величие состоявшейся азербайджанской государственности. Спектр рассматриваемых проблем, прогрессирующая статистика экономических показателей, внешнеполитические приоритеты, глобальные геоэкономические и геополитические проекты, участниками которого стал Азербайджан - все это казалось фантастикой еще 15 лет назад, на заре становления азербайджанской демократии.
Это честное и искреннее интервью личности нового политического формата, обнажающей декорированный «политический дизайн» современного миропорядка, откровенно говорящей о судьбе своей страны, о дружбе с Россией, о будущем евразийского субконтинента и много другом. Это обращение друга России, лидера Поколения Свободы.
Само интервью президента Азербайджана можно системно подразделить на 12 модулей, каждый из которых, несомненно, по-своему сенсационен.
Модуль 1. Позиция Азербайджанской Республики по политической ситуации в Туркменистане выявила главный внешнеполитический принцип страны - политику категорического невмешательства во внутренние дела соседних государств. «Мы считаем, что если страны будут меньше вмешиваться в дела друг друга, мир будет намного более безопасным» - заявил И.Алиев. Заявление символичное, учитывая складывающуюся мировую политическую коньюнктуру.
Несмотря на несогласованность позиций между нашими странами по многим вопросам, лидер Азербайджана рассматривает Туркмению как дружественное государство, с которым есть намерение развивать отношения в будущем, в контексте эффективного сотрудничества в экономической и энергетической областях. Азербайджан к такому сотрудничеству готов. Была выражена надежда, что укрепление связей между официальным Баку и Ашгабадом будет способствовать формированию мер доверия и безопасности в регионе Каспийского бассейна.
Если вспомнить достаточно экстравагантные и, мягко выражаясь, не совсем дружественные выпады бывшего руководителя Туркменистана в отношении Азербайджана и период многолетней дипломатической конфронтации, выверенная и прагматичная позиция президента И.Алиева - хороший стимул для формирования нового этапа сотрудничества между странами.
Модуль 2. Формат определения границ государств по Каспийскому морю выстраивается, в первую очередь, на основе двусторонних межгосударственных соглашений. И если между Азербайджаном, Российской Федерацией и Казахстаном подобные соглашения уже существуют, а интенсивный переговорный процесс с Ираном еще продолжается, то с Туркменистаном подобные переговоры не ведутся вообще. Они «заморожены» по вине прошлого руководителя этой страны, отказывающегося признать существующие принципы и практику международного права.
Президент Азербайджана также опроверг информацию о якобы деструктивном вмешательстве Ирана в азербайджано-туркменские отношения по вопросу разработки неких газовых месторождений.
Модуль 3. Перипетии продажи российского газа Азербайджану и новой ценовой политики «Газпрома» были затронуты в расширенном контексте. В связи с заявленным «Газпромом» резким повышением цен на российский газ для Азербайджана в 2007 году со 110 до 235 долларов США за тысячу кубических метров, президент Ильхам Алиев вывел следующий блок утверждений:
1. Глава Азербайджанской Республики особо подчеркнул, что с пониманием относится к существующим рыночным реалиям и не считает политическую подоплеку основной в данном конфликте интересов. «Я считаю, что этот вопрос надо оставить в рамках коммерции энергетики» - заявил И.Алиев.
2. Президент И.Алиев заявил, что «Газпром» в одностороннем порядке аннулировал еще в 2006 году пятилетний контракт с Азербайджаном с четко фиксированными ценами, подняв цену на газ до 110 долларов США, что само по себе дискредитирует репутацию российской газовой компании как партнера, обязанного выполнять свои международные обязательства. Несмотря на то, что переговоры с «Газпромом» продолжаются по сей день, заявленные цены на 2007 год вынуждают Азербайджан отказаться от поставок российского газа. «Чувствуется полный диссонанс этого подхода с духом, характером и сущностью российско-азербайджанских отношений. И это вызывает сожаления. Потому что наши отношения выстраиваются очень позитивно, очень конструктивно. И охватывают намного более широкие области, нежели энергетика» - заявил И.Алиев.
Президент привел следующие цифры - в 2006-м году добыча нефти в Азербайджане составила 30 млн. тонн, при внутренней потребности в 6. Добыча же газа по итогам прошлого года была 4.5-5 млрд. кубометров при внутренней потребности в 10. И это дефицит нужно заполнять.
3. Коммерческо-агрессивный шаг «Газпрома» вынуждает Азербайджан перевести энергетическую систему страны с мазутно-газовой на мазутную основу. В связи с чем Азербайджан вынужден будет сократить объемы транспортировки нефти по трубопроводу Буку-Новороссийск, используя высвободившееся нефтяное сырье для производства мазута. «Самое главное, чтобы определенные силы, которым не совсем по душе развитие добрососедских отношений между нашими странами, не воспользовались бы этой ситуацией и не перевирали бы в политическом плане суть того, что происходит» - заявил в интервью глава Азербайджана.
4. Президент И.Алиев опроверг утверждения о том, что Азербайджан продает газ Грузии и за отказ от якобы существующей энергетической блокады Грузии со стороны Российской Федерации ценовая политика в отношении его страны была изменена.
5. Президент страны подверг критике абсурдные утверждений о том, что энерготранспортные коридоры Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса направлены против России. «Просто нам как стране-производителю, находящейся вдали от мировых рынков, необходим трубопровод в Средиземное море... И вокруг этого были дискуссии и очень вроде бы с виду знающие люди серьезно дискутировали о том, что Азербайджан совершает такие «недружественные действия»... Ну, хорошо, через территорию России можно построить трубопровод в Средиземное море? Нет, наверное. Поэтому то, что он идет мимо России, это не потому, что мы ее обходим», - заявил И.Алиев.
6. Комментируя вопрос ведущих «Эхо Москвы» о том, почему бы не воспользоваться Президенту Азербайджана личными дружескими контактами с главой России В.В.Путиным для решения возникших проблем, И.Алиев ответил следующим образом:
«Я президент суверенного государства. Я не прошу никогда никого. Есть ситуация, значит, из нее надо выходить. Мы самодостаточная страна. Мы ни от кого не зависим. Мы не замерзнем в отличие от наших соседей в Армении, которые сейчас уже бьют в колокола, что у них из газовых хранилищ заканчивается газ. Потому что в Грузии прорвало трубу. И просят: спасите нас... У нас другой подход и другое восприятие двусторонних отношений. Мы рассматриваем двусторонние отношения с любой страной, в том числе и с Россией на уровне взаимной выгоды, добрососедства... И достоинства. Поэтому просить - это не для нас».
Резюмировать вышесказанное по данному вопросу можно только словами Президента Азербайджанской Республики:
«Я решил найти выход из ситуации с минимальными потерями для Азербайджана и одновременно с достоинством. Я не могу позволить, чтобы Азербайджан превратился в страну, которая была бы подвержена элементам коммерческого шантажа. Это я позволить не могу...».
Модуль 4. Отношение президента И.Алиева к формату деятельности Содружества Независимых Государств (СНГ), вызвало наиболее спекулятивный ажиотаж в некоторых масс-медийных структурах. В ряде комментариев, по сути, был перевран смысл суждений главы азербайджанского государства, который строился по следующей схеме:
1. На вопрос ведущих «Эхо Москвы» о том, какие экономические преимущества и выгоды дает в контексте существующих экономических проблем членство Азербайджана в СНГ, глава Азербайджана ответил коротко - «Никаких». Президент И.Алиев подчеркнул, что Азербайджан строит свои экономические и политические отношения со странами, входящими в СНГ на основе двусторонних связей. При этом добавив, что СНГ - «это хороший формат для встреч, для проведения переговоров».
2. И.Алиев подчеркнул, что завышенные требования и надежды в отношении как СНГ, так и любой международной структуры подобного ранга, нецелесообразны. «Резолюция ООН, в частности четыре резолюции, требующие немедленного вывода армянских войск с оккупированных территорий (Азербайджана- авт) не реализованы на протяжении 14 лет. Никто же не говорит, что ООН нужно распустить» - заявил И.Алиев.
3. Лидер Азербайджана считает, что в существовании СНГ позитива много больше, нежели негатива. Хотя история СНГ и ее функциональная настройка многим отличается от прагматичных ЕС, ГУАМа и даже ЕврАзЭс.
Ильхам Алиев достаточно четко выявил суть функционирования Содружества Независимых Государств как региональной переговорной площадки, как клуба стран, возникшего «волею судьбы», и определенно высказал мысль о том, что «демонизировать» эту структуру либо слишком многого от нее ждать не стоит. При этом глава Азербайджана ни словом не обмолвился о «бесполезности» Содружества, либо о возможном выходе Азербайджана из состава данной структуры, что весьма вольно попытались «домыслить» некие ретивые журналисты от политики в стремлении добиться не правды, а эффекта.
Модуль 5. Касаясь вопросов, связанных с ГУАМ, президент И.Алиев подчеркнул «вынужденный» характер возникновения в 1997 году данной межгосударственной региональной организации. «Это было велением времени и обстоятельств» - подчеркнул глава государства. Идея ГУАМ и первые шаги в реализации проекта возникли в тот период, когда Азербайджан переживал нелегкие времена во взаимоотношениях с Российской Федерацией в связи с транспортной блокадой Азербайджана по Каспию, с запретом выхода к Волгодонскому каналу. В этот же период были раскрыты ныне покойным российским генералом и общественным деятелем Львом Рохлиным факты незаконной передачи Россией Армении оружия на миллиард долларов США.
«Страна-оккупант, которая оккупировала 20% территорий (Азербайджана. - авт.), провела этническую чистку против азербайджанцев. Миллион человек остались бездомными, получает вдруг дополнительно оружия на миллиард долларов. Это было полное нарушение военного баланса, - сообщил И.Алиев - Эти реалии способствовали созданию ГУАМ. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Украина, Грузия, Молдова и Азербайджан вступили в эту организацию».
Руководитель Азербайджана достаточно четко дал понять, что в нынешней ситуации деятельность ГУАМ продуктивна, и структура не должна представлять угрозу кому-либо. И в этом плане активная роль Азербайджана оценивается президентом как позитив.
«У нас есть проблема с Арменией - со страной, которая оккупировала наши территории. Мы боремся, и будем бороться с ними всеми методами, способами по всему широкому фронту - экономическому, политическому, военному, гуманитарному, пропагандистскому - любому. Проблем с другими странами у нас нет. И мы никогда не будем вовлечены в какие-то кампании против (кого-либо. - авт.)» - таков основной лейтмотив, озвученный И.Алиевым по данному вопросу.
В качестве показателя эффективности ГУАМ, глава Азербайджана высветил инициативу организации, включенную в повестку работы Организации Объединенных Наций, где впервые сепаратистские конфликты на пространстве СНГ были включены в единый формат.
«Раньше, ... особенно на Запад, считалось, что в Абхазии и Осетии, и в Приднестровье - сепаратизм, а в Нагорном Карабахе - это какое-то там освободительное движение. Хотя суть одна и та же - агрессивный сепаратизм. Результат один и тот же - этническая чистка, оккупация территории и сотни тысяч, миллионы беженцев. Но всегда в силу свойства армянского лобби, ему удавалось выделиться из этого формата. ГУАМ все это систематизировал, и резолюция о внесении пункта о «замороженных» конфликтах со стороны ГУАМ в ООН прошла. Были страны, которые были против, но ведущие страны мира были за. Вот это пример того, как организация, которая возродилась буквально недавно, уже выступила с такой инициативой» - отметил в интервью Президент Азербайджана.
Модуль 6. Проблема Карабаха и миротворческая деятельность Минской группы ОБСЕ, Президентом страны И.Алиевым была рассмотрена в следующем ключе.
1. Азербайджан рассматривает Минскую группу (МГ) как единый организм и оценивает последний этап деятельности МГ «достаточно позитивно в плане попыток нахождения путей урегулирования». По словам президента И.Алиева, Минская группа выполняет функции рабочего органа в двусторонних переговорах между Азербайджаном и Арменией. По итогам встреч с официальными лицами в Баку и Ереване, получает рекомендации и пожелания сторон и пытается на этом основании вывести формулировки, которые сблизили бы позиции сторон. В этом контексте, деятельность МГ крайне позитивна. «Не в плане нахождения решений, а именно в плане обобщения услышанного и подготовки более-менее приемлемых пунктов» - подчеркнул И.Алиев.
2. Азербайджан не ведет в отдельном формате двусторонних переговоров по поиску мирных путей решения проблемы агрессии Армении против Азербайджана ни с Россией, ни с Францией, ни с США. Глава Азербайджанской Республики заявил, что с уважением и благодарностью относится к странам, которые пытаются помочь в урегулировании конфликта.
«Но это наш вопрос. Мы не должны его ни на кого перекладывать. Мы сами его должны решить. С другой стороны это же наша земля, наша территория. Мы должны быть сильными. Мы должны укреплять экономику, армию. Должны быть более активными на дипломатическом фронте. Должны стать и уже становимся намного более важной страной, чем Армения. Должны своей важностью, потенциалом и проектами перевесить на чаше весов армянское лобби. Ведь наша борьба идет, по сути, не с Арменией. Если говорить открыто. Армения как страна нам не конкурент. Если убрать армянское лобби, то вопрос решится буквально элементарно» - отметил И.Алиев.
4. Касаясь перспектив мирного разрешения карабахской проблемы, Президент Азербайджанской Республики отметил, что сегодня все зависит от позиции Армении.
«Наша позиция - она достаточно четкая. Территориальная целостность Азербайджана признана всем миром» - сказал президент страны.
В качестве примера, Ильхам Алиев привел фактуру с проведением так называемого «конституционного референдума» в «НКР» марионеточным военным режимом, сформированным на оккупированных территориях Азербайджана армянской военной машиной.
«Недавний шаг ...с проведением референдума по так называемой Конституции, просто еще раз дал возможность всему миру и всем международным организациям (их - авт.) осудить. Это сделали ОБСЕ, Минская группа, Россия, Франция, Америка, Турция, Совет Европы, Европейский союз, ГУАМ, Организация «Исламская конференция». Все! - отметил И.Алиев, добавив - ... через 14 лет после резолюции Совета Безопасности вновь территориальная целостность Азербайджана была подтверждена. Никто никогда не признает Нагорный Карабах самостоятельным государством. Населением 60 тысяч человек, страна никому не нужна. И в первую очередь без воли Азербайджана это невозможно. А мы никогда на это не согласимся. Поэтому вот это главное понимание должно прийти к руководству Армении, что этого не будет никогда. За рамками этого, в рамках территориальной целостности конечно можно найти решение. Мы предлагали разные модели. Автономия, самоуправление, высокий статус. Исследовали похожие случаи в Европе, в других странах мира. Ведь быть меньшинством не значит отделять территории. Мы же живем в 21 веке. Не в средневековье, не с пещерной же психологией. Значит, провести этническую чистку, изгнать всех азербайджанцев, а потом провести референдум. Это можно сделать несколько веков назад. Но сейчас никто это не воспринимает».
Модуль 7. На вопрос журналистов «Эхо Москвы» о военном бюджете Азербайджана и об опасениях ряда российских военных специалистов по поводу возможности закупки оружия в США, глава Азербайджанской Республики отметил следующее:
1. Два года назад руководителем страны была поставлена задача увеличить военный бюджет Азербайджана до уровня всего государственного бюджета Армении. И эта задача была выполнена. За последние 4 года общий бюджет Азербайджана вырос в 4 раза и составляет ныне 6.5 млрд. долларов США, а консолидированный бюджет близится к 8 млрд. И это далеко не предел.
2. Закупки оружия, по словам президента И.Алиева, будут производиться там, где есть в комплексе качество и дешевизна продукта. «Поэтому мы с Россией сотрудничаем. Кстати, один из элементов наших отношений это сотрудничество в военно-технической сфере. Новый элемент. Нам это тоже удобно. Нам лучше у производителя покупать, чем потом с третьих рук» - сообщил президент страны.
Модуль 8. На вопрос о возможности вступления Азербайджана в НАТО, целях и задачах сотрудничества с ЕС, президентом И.Алиевым был высвечен целый системный комплекс вопросов.
1. Президент отметил, что вступление в НАТО, как и в ЕС - не самоцель. Это двусторонний процесс. А «стучаться, ломиться, просить, умолять» в одностороннем порядке Азербайджан не собирается. «Мы должны работать над тем, что бы привести критерии нашей страны близким к общемировым, к европейским.... Приведет это к вступлению или нет - это другой вопрос. Даже если не приведет, по той или иной причине, что вполне может быть, мы уже будем страной, мы будем открытым обществом. У нас уникальный шанс» - заявил И.Алиев
2. Глава Азербайджанского государства подчеркнул, что по экономическим показателям у Азербайджана самые высокие по мировым критериям темпы роста - 36%. И это притом, что в прошлом году эта цифра была равна 26%, а в следующем намечена планка в 30%. Рост производства в Азербайджане обеспечил открытие 500 тысяч рабочих мест за последние три года. Практически за один год в стране произошло снижение процента бедности с 49 до 29%. Наблюдается рост промышленного развития, оцениваемый в 40%.
Азербайджаном осуществлены крупные геоэкономические и геополитические проекты - нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Разворачиваются аналогичные проекты в газовой и транспортной сферах. Азербайджан намерен связаться железнодорожными путями с Европой через Грузию и Турцию.
«То есть, имея такой уникальный шанс социально-экономический, мы должны естественно политические реформы подтягивать» - заявил президент И.Алиев, добавив - «Если этого не произойдет, конечно, это не будет трагедией. Страна будет развиваться. Но это не будет полное развитие. Мы хотим осовременить страну. Чтобы это было современное государство, с сильной политсистемой. Со свободами. Лучший образец - это Европа. Это не секрет. Поэтому программа партнерства (с ЕС - авт.) для нас это не попытка что-то у них попросить, и сказать: помогите. Мы может быть, больше будем им нужны, чем они нам. Это шанс для нас привести в хорошее соответствие все параметры нашей страны. То же самое по НАТО. Мы сотрудничаем с НАТО в рамках (программы - авт.) «партнерство ради мира», в рамках «индивидуального плана партнерства».
3. Президент Азербайджана, освещая данный вопрос, выразил удивление, что Армения, будучи членом военно-политического блока ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности - авт.), так же сотрудничает с НАТО в рамках «индивидуального партнерства». «На двух стульях сидеть долго нельзя. Надо определяться. Тем более сейчас они (Армения - авт.) с легкой руки некоторых государственных деятелей получили высокий статус форпоста России на Кавказе. Только непонятно, против кого этот форпост? Против нас?» - заметил президент И.Алиев.
Модуль 9. Касаясь взаимоотношений между Россией и Азербайджаном, Президент Азербайджанской Республики вывел контекст опасных и вредных стереотипов, бытующих в ряде кругов российского политического истеблишмента.
«Иной раз я слышу, что единственный союзник России на Кавказе - Армения. Почему? Вот посмотрите, поставьте на чашу весов.... Азербайджан - это сосед. Армения - это не сосед. Азербайджан это страна, которая имеет глубокие исторические культурные связи с российским Кавказом. Армения не имеет. Азербайджан страна производитель нефти и газа, и в данном случае союзник уже в принципе как производитель.... Мы объединили свои энергосистемы. Поэтому, почему Азербайджан менее важная страна? Мне непонятно. То есть, это стереотип или опять же армянское лобби, или просто другие причины» - заявил президент И.Алиев, отметив, что особо углубляться в эту достаточно широкую тему не хочет.
С учетом геостратегического положения страны, с учетом того, что Азербайджан рассматривает Россию не как конкурента на мировой энергорынке, а как союзника, подобное положение иррационально.
Модуль 10. Рассматривая вопросы о трудовой миграции в России, о новой законодательной базе Российской Федерации по данному вопросу и судьбе азербайджанцев, проживающих в России, президент Азербайджана сфокусировал внимание на следующих моментах:
1. Президент И.Алиев опроверг некоторые статистические данные о том, что в России работает от полутора миллионов до двух миллионов азербайджанцев. По информации Министерства внутренних дел Азербайджана, число временно отсутствующих граждан страны трудоспособного возраста колеблется в порядке 450 тысяч человек. Данные касаются общих показателей уехавших, не только в Россию. В результате серии мониторингов в регионах Азербайджана, по данным МВД АР, отсутствуют порядка 7% населения. «Поэтому это не такая катастрофическая цифра, которая бы могла восприниматься как какая-то трагедия для Азербайджана. Нет» - отметил президент И.Алиев.
2. Азербайджан с пониманием относится к политике российского руководства по упорядочению миграционного процесса. Президент страны сообщил о том, что подобная ситуация ожидалась и поэтому уже действует Государственная комиссия для решения проблем соотечественников, проживающих в России во главе с первым вице-премьером правительства Азербайджана. Официальный Баку подключил к решению проблем и посольство Азербайджана в России, российскую сетевую азербайджанскую диаспору. По согласованию с МВД Российской Федерации направляются представители МВД АР в ряд российских губерний.
3. Ильхам Алиев подчеркнул важность координации деятельности официальных структур России и Азербайджана в данном вопросе. В интервью четко обозначен намеченный комплекс мер экономического, социального и административного характера, и необходимость решать вопросы совместными усилиями. «Поэтому сотрудничать со странами, откуда они (мигранты. - авт.) приезжают, будет полезно всем» - отметил Президент Азербайджана.
4. Отвечая на вопрос журналиста, как собирается реагировать Президент страны в ситуации, когда «против азербайджанцев, против всех кавказцев» есть негативный настрой в России, президент И.Алиев особо подчеркнул, что судьба азербайджанцев, проживающих по всему миру, несомненно, заботит и его как главу государства.
«Мы максимально, что можем сделать - делаем.... И где я бы ни был, в какой бы стране, я всегда встречаюсь с диаспорами. И в Москве, и в Киеве, и Тбилиси, и в Европе. И я думаю, что важным таким элементом спокойствия азербайджанской диаспоры было то, что по нашей инициативе я пригласил президента Путина на второй съезд Всероссийского азербайджанского конгресса. И вместе мы там выступали, и это было очень сильным сигналом и обществу и всем структурам. Конечно же, такое активное политическое сотрудничество также помогает. Поскольку связи между нашими странами растут, уровень контактов растет. Товарооборот вообще измеряется, мы удвоили, сейчас утраиваем. Все эти факторы способствующие. Но тут как вы понимаете, не все зависит от нас. Это все-таки не наша территория. Это территория России. И все зависит именно от настроя, от общественного настроя, конечно, очень беспокоит то, что определенные круги пытаются заработать политический капитал на национализме» - заявил Президент Азербайджанской Республики.
«Азербайджан тоже многонациональная страна. Мы к национальным меньшинствам относимся с большой заботой» - отметил президент И.Алиев.
Модуль 11. Отношение Азербайджана к «иранскому вопросу» накануне оглашения Резолюции Совета Безопасности ООН был представлен главе Азербайджана в контексте вопроса:
Если бы сейчас Азербайджан был членом Совета Безопасности, какую бы позицию занял Азербайджан в отношении Ирана?
«Мы бы были против санкций. Любых. Однозначно. - заявил президент И.Алиев, - Но ведь разработка ядерных технологий не запрещена. Правильно? Любая страна имеет право. Существует МАГАТЭ, существует международный контроль. Есть сегодня доказательства, что Иран готовит ядерную бомбу? У нас их нет. Есть они у международных экспертов? Это все на уровне предположений. Но эти предположения мы уже недавно видели, к чему привели. К ошибкам! Поэтому наказывать страну за то, что она хочет развивать ядерные технологии. А почему другим можно, а им нельзя? То есть принцип нарушается. Может кому-то это не нравится. И наверняка. Может быть, у кого-то вызывает беспокойство или опасность, но хорошо, тогда надо этот вопрос обсуждать. Работать, сотрудничать. А сказать, что нельзя и будут санкции, ни к чему это не приведет. Поверьте мне. Мы живем в этом регионе, мы знаем регион. У нас с Ираном граница более тысячи километров. И там живет, как вы сказали, около 30 млн. азербайджанцев. Ни к чему это не приведет. Ни к чему хорошему. Поэтому мы против этого и эту позицию неоднократно я излагал, заявлял. И считаю, что это приведет к тяжелым последствиям для региона и в целом для развития ситуации с точки зрения безопасности».
Модуль 12. Прямое обращение Президента Азербайджанской Республики Ильхама Гейдаровича Алиева к гражданам Российской Федерации:
«Я хочу пожелать всем россиянам в канун Нового года счастья, благополучия, любви, спокойствия. Моя жизнь связана с Москвой. 15 лет. Я учился, работал. И это были не худшие годы. Это были как раз годы молодости, становления, поэтому то, что происходит в России, для меня важно как, естественно, для президента соседнего государства. Ну а также с личной точки зрения. Я радуюсь успехам, радуюсь тому, что Россия становится вновь весомой державой в мировом масштабе. И как у нас говорят: благополучие твоего соседа это твое благополучие. Хочу, чтобы был мир, чтобы сотрудничество между нашими странами развивалось, взаимопонимание укреплялось, чтобы было больше контактов».
Беседа с президентом И.Алиевым состоялась в канун дня рождения главы азербайджанского государства. На вопрос журналистов «Эхо Москвы» - какой бы подарок Вы хотели бы получить на свой день рождения из России?, Ильхам Алиев ответил - «Лучший подарок - это доброе слово. И понимание того, что Азербайджан является другом».
Благодарю руководство информационного агентства «РИА-Новости» и их партнеров в Азербайджане - информационное агентство «Новости-Азербайджан» за предоставленную возможность изложить свою позицию.