Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Уходящий в прошлое 2006 год был украшен множеством заметных событий в сфере российской культуры. Из них, на мой взгляд, самым значительным был следующий ряд: обновление музеев Кремля, приуроченное к 200-летию музейного комплекса, расширение и углубление экспозиции Третьяковской галереи, так же связанное с торжественной датой - 150-летием со дня создания. Отмечу юбилей Малого театра, назову еще год России в Китае, стабилизацию нашего кинопроизводства (в производстве189 игровых лент!), - реконструкцию петербургского Александринского и Большого театров, не забуду о выставке русского реалистического искусства во Франции и Великобритании, добавлю в список «русские сезоны» в Японии, гастроли Мариинки в Лондоне, русский форум в Италии, а еще - беспрецедентный рост продаж на русских аукционах, где картины наших мастеров окончательно вышли на мировой уровень цен; скажу и о 10-летии престижного московского дома фотографии, добавлю в перечень событий реформу экспозиции ГМИИ им. Пушкина, успех фильма Павла Лунгина «Остров», окончание многолетних киносъемок (больше 10 лет!) Алексея Германа, завершившего, наконец, фильм по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом»; подчеркну события в мире театра, хотя бы, последнюю премьеру в Ленкоме, где Валерий Мирзоев поставил мольеровского «Тартюфа» с Сухановым в главной роли; упомяну старт новой и самой денежной литературной премии России «Большая книга» и, пожалуй, поставлю точку. Хотя, разумеется, перечень культурных событий можно легко продолжить, отметить хотя бы успех девочек-двойняшек Маши и Насти Толмачевых на конкурсе Евровидения.
Тенью этого корабля искусства стала, увы, черная кошка: скандальная кража из хранилища Эрмитажа, или окончательный раскол поп звезд на две фракции: группу Пугачевой и отряд Кобзона, или очередной отказ правительства пересмотреть статус Творческих союзов и положение деятелей искусства в новом рыночном обществе, доведенных до полной нищеты.
И эту очередь тоже можно легко продолжить, например, вспомнить как долго не решается вопрос о статусе меценатов, которых бы надо освобождать от части налогообложения (такова мировая практика), но которых никто не поощряет.
Но есть несколько событий, которые носят принципиальный характер.
О них отдельной строкой.
Начну с хорошего. Самой мощной культурной акцией 2006 года я бы назвал, перформанс в честь русской культуры, который был устроен в итальянском монастыре Сан-Гальгано в ходе ноябрьского русско-итальянского форума. Сюда, в богом забытое местечко в окрестностях Сиены 15 трейлеров из Москвы доставили реквизит, из которого внутри разрушенной обители (без крыши) была сооружена вместительная сцена и зрительный зал, затянутый полиэтиленовым каркасом. В зале разместилось 200 вип-персон, а на сцене два знаменитых оркестра - джаз Игоря Бутмана и оркестр Юрия Башмета соревновались в искусстве музыкального экстаза. Почему Сан-Гальгано? Да потому что именно здесь великий режиссер эмигрант Андрей Тарковский снимал свой фильм «Ностальгия». Кадры из фильма проецировались на сцену. Это была мощная духовная акция единства европейской культуры равной, которой давно не было.
Добавлю на гарнир, что на днях во Флоренции на доме где жил в изгнании Тарковский и на доме в Париже, где он умер, установлены мемориальные доски.
Не меньшим событием для нашей культуры и всей страны вот-вот станет появление в районе Москва-Сити колоссальной триады из башен, которые уже возводятся по проекту английского архитектора Нормана Фостера. Смею заверить, даже сейчас, когда колосс только-только начал свой старт в небеса эти циклопические наброски поражают взор. Через год облик столицы (а значит и дух всей страны) будет абсолютно новым. Колосс «Федерация», выдающееся сочинение великого старого мастера - самое крупное здание Европы - красноречиво заявит всему миру, что Россия вернула себе статус великой державы.
На этом фоне не без досады пишу о том, что в Петербурге власти никак не могут решиться на строительство блистательной прозрачной золотой сетки над зданием новой Мариинки и своими трусливыми придирками уже измотали душу другому мэтру мировой архитектуры Доминика Перро. Между тем как он выиграл в честном конкурсе, где именно эта дивная сетка размером с квартал стала изюминкой победы.
Но, пожалуй, самым красноречивым для Европы и России культурным событием стала масштабная выставка произведений социалистического реализма в престижной лондонской галерее Чемберс.
«В течение многих лет - отметили английские устроители выставки, - социалистический реализм рассматривался как аутсайдер в искусстве ХХ века. Он отвергался в угоду модернизму, осуждался как слишком политический, скучный и чересчур предметно-изобразительный. Только сейчас приходит осознание, что сравнивать социалистический реализм с западным искусством несерьезно. Это абсолютно уникальный культурный феномен».
Этот штрих венчает собой победу большого стиля над идеологией.
России (в маске СССР) удалось создать еще один великий стиль времени, и 2006 год стал окончательным годом этой победы.
И еще.
Трагикомическим финалом культурных событий стал эпизод с возвращением похищенного полотна французского мастера Жана Леона Жерома. 5 лет назад «Бассейн в гареме» был вырезан грабителем прямо из рамы эрмитажной картины, в тот момент, когда бабуся-смотритель ушла из зала в кассу за получкой. Неизвестный вручил подарочный пакет представителю фракции КПРФ у станции метро, и растворился в толпе.
Вечером уже вся страна увидела на экранах ТВ искалеченное полотно, которое похититель зачем-то распорол ножом на четыре куска. И хотя случайно оказавшийся в Москве директор Эрмитажа Пиотровский едва ли не прослезился, заверил, что оригинал через месяц будет восстановлен. Как говорится, осадок остался.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции