Татьяна Белякова, РИА Новости
Бесплатные входящие.
Если подойти на улице к любому прохожему и спросить, какое событие наиболее запомнилось ему в отрасли связи, он наверняка ответит: «Введение бесплатных входящих».
Пожалуй, это чуть ли не единственное событие, которое затронуло практически всех россиян и вызвало множество дискуссий.
С 1 июля 2006 года за все телефонные соединения платит звонящий абонент.
Как это отразилось на абонентах и что значило для операторов?
Первые итоги введения принципа «платит звонящий» (Calling Party Pays - СРР) говорят о том, что люди перестали бояться звонить с городских на мобильные телефоны, ведь теперь это не причиняет неудобств собеседнику.
Ряд операторов говорят о том, что люди стали даже больше звонить со стационарных на сотовые телефоны, ощутив от этого экономическую выгоду.
«На сегодняшний день можно сказать, что активность абонентов при выходе на мобильные сети с фиксированных сейчас не ниже, даже немного выше той, которая была до 1 июля. И говорить стали дольше», - сказал в недавнем интервью РИА Новости гендиректор МГТС Алексей Гольцов.
Увеличился и средний счет на одну линию: после введения СРР при абонентской плате 200 рублей средний счет на одну линию составил 236 рублей для физических лиц. При этом есть счета, значительно превышающие эту сумму. Так, максимальный счет после введения СРР превысил 18 тысяч рублей, причем абонент, которому был выставлен этот счет, сказал, что даже сэкономил за счет того, что звонил не с мобильного, а с обычного телефона на сотовый.
Сотовые операторы перед введением СРР предупреждали о возможных убытках для отрасли от введения этого принципа.
Они опасались установления слишком низких тарифов по межоператорским расчетам между фиксированными и сотовыми компаниями. Сотовые компании прогнозировали, что если этот тариф установят ниже 4 центов, потери отрасли мобильной связи в результате отмены платы за входящие звонки составят $1,1 миллиарда.
Операторы предупреждали, что при неблагоприятном сценарии они будут вынуждены увеличить тарифы на исходящие звонки для компенсации выпадающих доходов. В результате регулятор установил тариф на межоператорские расчеты ниже того, чего просили сотовики (95 копеек, или около 3,5 цента), и операторам пришлось несколько скорректировать свои тарифы для абонентов.
В ноябре к теме взаиморасчетов операторов снова вернулся Вымпелком. Компания считает целесообразным повысить платежи фиксированных операторов сотовым на 10-20%, что позволит сотовым операторам полностью компенсировать свои потери после введения СРР. При этом компания признавала, что такая мера приведет к росту стоимости звонка с фиксированных на мобильные телефоны, но незначительному - до 1,6 рубля за минуту (сейчас 1,5 рубля).
Введение СРР породило еще один спор о 95 копейках. Дело в том, что для расчетов между сотовыми операторами был установлен тариф в 1,1 рубля. Но сотовые гиганты - МТС, Вымпелком и Мегафон установили друг для друга скидку до 95 копеек, а с остальных операторов взимали утвержденные 1,1 рубля. Маленьким операторам это не понравилось, и они пожаловались в Федеральную антимонопольную службу, которая заинтересовалась действиями операторов «большой тройки» и завела на них дело. Вымпелком после этого объявил об установлении скидки для малых операторов, позднее его примеру последовал и МТС. В результате ФАС признала факт сговора между операторами «большой тройки», но отвечать по делу обязала только Мегафон, который в настоящее время оспаривает решение антимонопольного органа в суде.
Даешь свободу выбора!
Не менее значимым, хоть и не таким заметным событием 2006 года, стала либерализация рынка междугородной и международной (дальней) связи.
Прежде единственный междугородный и международный оператор - Ростелеком в 2006 году утратил свое монопольное положение. Лицензии на предоставление услуг дальней связи получили уже более 20 операторов, но реальным конкурентом Ростелекома стала только одна компания - Межрегиональный ТранзитТелеком (МТТ), начавшая оказывать услуги с марта 2006 года. В первом квартале следующего года на этот рынок обещала выйти еще одна компания - Golden Telecom.
Теперь мы можем выбирать, чьими услугами удобней и дешевле пользоваться для звонка по межгороду или за рубеж.
Для этого необходимо либо пойти на телефонный узел и заключить с оператором местной связи договор о переводе всех междугородных и международных звонков на выбранного оператора, либо использовать так называемую схему «hot choice», то есть осуществлять свой выбор путем набора после «восьмерки»» кода, присвоенного оператору.
Во втором случае оператора можно менять самостоятельно сколь угодно часто, что делает выбор значительно проще. Однако в МТТ говорят, что не во всех регионах абоненты могут воспользоваться режимом hot choice.
При первом варианте для смены оператора каждый раз надо будет идти на телефонный узел и перезаключать договор.
Здесь существует и такой нюанс: операторы местной связи решили заработать на праве абонента выбирать оператора дальней связи.
В марте об этом РИА Новости рассказали в Связьинвесте - холдинге, объединяющем операторов местной связи, чьими услугами мы привыкли пользоваться традиционно.
Бесплатно выбрать оператора дальней связи можно будет лишь первый раз, а затем, при каждом последующем перезаключении договора, к примеру, в Москве придется платить 200 рублей.
Получается, что уйти от Ростелекома, услугами которого мы традиционно пользуемся, к его конкурентам можно бесплатно, а чтобы вернуться к нему - заплатить некую сумму.
Однако практика показывает, что россияне не спешат менять привычное на новое, им сложно привыкнуть к разнообразию.
При выходе на рынок дальней связи МТТ заявлял о намерении занять примерно 20%-ную его долю. Но на практике все оказалось не просто. Гендиректор компании Константин Солодухин в интервью РИА Новости сетовал на то, что в ряде регионов осложнен доступ к режиму hot choice, что в результате препятствует приходу новых операторов на рынок.
"Там, где абонент получил реальный доступ к двум операторам в режиме hot choice, наша доля уже составляет 17-20%, а в тех регионах, где доступ осложнен, она составляет около 1%", - говорил Солодухин.
Также он указывал на слабую информированность россиян о появлении нового оператора и необходимости проводить просветительскую кампанию.
"Компании пришлось практически восемь месяцев объяснять абонентам, что такое демонополизация. Когда существует сложная процедура доступа к услуге, оператор должен потратить определенные средства на разъяснительную работу", - отметил глава МТТ.
Между тем, Мининформсвязи ожидает появления в ближайшее время еще 3-4 операторов дальней связи.
А теперь тарифы.
В уходящем году россиянам подарили еще одну возможность выбирать - на этот раз тарифы на услуги местной связи. Правда, воспользоваться этим выбором можно будет лишь с 1 февраля 2007 года.
Мы привыкли к многообразию тарифных планов у сотовых операторов, и порой в них несложно запутаться. Теперь нам придется разобраться, какой тариф выбрать для звонков с фиксированных телефонов.
Законодательно установлено, что все традиционные операторы местной связи должны предложить своим абонентам 3 тарифных плана: безлимитный, с повременной системой оплатой и комбинированный тарифный план.
Безлимитный тариф предусматривает неограниченное количество телефонных звонков за фиксированную плату. Тариф с повременной системой оплаты предполагает поминутную тарификацию телефонных соединений. Комбинированный тарифный план включает определенный объем телефонных соединений за фиксированную плату и повременную тарификацию за каждую минуту разговоров, превышающую базовый объем.
Следует помнить, что к каждому тарифу будет прибавляться ежемесячная плата за пользование абонентской линией. То есть некоторую абонентскую плату придется платить и при «повременке».
Здесь затаился и еще один подвох. Абоненту дали право менять тариф хоть каждый месяц, но бесплатным этот выбор будет не всегда. В регионах уже при второй смене тарифного плана абоненту придется раскошелиться, в Москве же оператор подарил абонентам право на ошибку - сменить тариф бесплатно можно дважды. С третьего раза надо будет платить 230 рублей за каждую смену тарифа.
Связь XХI века.
Последняя неделя уходящего года ознаменовалась еще одним важным событием - объявлен конкурс среди операторов на получение лицензии для оказания услуг связи третьего поколения (3G). На первый взгляд, это не затрагивает интересов простого обывателя. На самом же деле принятие этого решения означает, что уже летом в России может появиться новый стандарт сотовой связи, а это - более высокая скорость передачи данных, позволяющая расширить спектр услуг для мобильных телефонов, в том числе организовывать видеотелефонную связь, смотреть на мобильном телефоне фильмы и телепрограммы, пользоваться мобильным Интернетом с более высокой скоростью, чем сейчас, и т.д.
* * *
В этом году в отрасли произошло еще множество событий. Это и проведение конкурсов среди операторов на оказание универсальных услуг связи, что позволит к 2008 году телефонизировать самые отдаленные и трудно доступные населенные пункты России, где до сих пор не было никакой связи; и начало выдачи загранпаспортов, содержащих биометрические данные гражданина; и нашумевший ребрендинг Системы Телеком, запомнившийся всем в основном по «яйцу в красном квадрате» компании МТС.
Нельзя не вспомнить объявленную Комстаром-ОТС в финале года покупку блокирующего пакета акций холдинга Связьинвест и проведенное в начале года первичное размещение акций (IPO).
А Вымпелком отпраздновал 10-летие проведения IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже - в 1996 году он стал первой российской компанией, вышедшей на западную биржу.
Уходящий год был отмечен также насыщением рынка сотовой связи и еще множеством событий.
В 2006 году связи в России исполнилось 124 года... Будем надеяться, что в год своего 125-летия отрасль подарит нам не меньше ярких, запоминающихся событий.