Елена Федорова, РИА Новости
Отмена с 1 июля 2006 года последних ограничений в валютной сфере стала одним из самых шумных финансовых событий года. Охваченные эйфорией чиновники, не вдаваясь в подробности произошедших изменений, а речь шла об отмене резервирования части средств на специальных счетах при совершении валютных операций капитального характера, поспешили окрестить их «введением свободной конвертируемости рубля».
Сбитые с толку граждане РФ в преддверии отпусков принялись атаковать СМИ вопросом, будут ли теперь рады и российским рублям на заграничных курортах. Прессе пришлось оправдываться и объяснять людям, что с тех пор как в конце восьмидесятых была отменена уголовная статья за операции с валютой, а обменники в начале девяностых открылись на каждом углу, для них мало что изменилось.
Правда еще в 2004 году со вступлением в силу нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" физлица получили право без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках стран, сотрудничающих с ФАТФ. Однако никакого ажиотажа тогда это событие не вызвало. Возможно, не каждый российский гражданин смог идентифицировать себя с «физическим лицом», а может быть, желающих открыть вклад за рубежом оказалось недостаточно для всплеска социальной активности.
Не хочется обижать простого российского гражданина , но, похоже, июльская информационная атака была адресована по большей части внешнему пользователю. Во всяком случае начальник экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович не стал скрывать прямой связи досрочной валютной либерализации (не дотерпели всего полгода - закон отменял последние ограничения в валютной сфере с 1 января 2007 года) с саммитом «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Накануне форума Дворкович заявил, что меры по достижению свободной конвертируемости рубля будут способствовать вступлению России в финансовый клуб "большой восьмерки". По его словам, снятие с 1 июля ограничений на проведение валютных операций в РФ своевременно и полезно, поскольку все страны, которые входят в "так называемый клуб крупнейших финансовых стран", имеют свободный режим осуществления капитальных операций.
Российские партнеры на Западе и европейская пресса на редкость благосклонно отреагировали на сигнал из России. Впрочем, главным аргументом для них стало, по всей видимости, не красноречие наших властных пиарщиков, а конкретный материальный интерес, ведь в выигрыше оказались западные институциональные инвесторы. Axcecc News, в частности, писала, что объявление о конвертируемости рубля символично, поскольку сделано за две недели до начала саммита стран G8 в Санкт-Петербурге и после достижения договоренностей с Парижским клубом о досрочном погашении долга в размере $22 миллиардов. Многие эксперты считают, что теперь Россия стала "серьезным и одним из главных игроков в экономическом мире", отмечало издание.
В свою очередь французская газета "Liberation" писала, что достижение конвертируемости рубля отражает заметный подъем российской экономики и может способствовать значительному притоку иностранных инвестиций в Россию.
"С 1 июля "деревянный" рубль, как прежде называли его сами россияне, стал полностью конвертируемым как в России, так и за рубежом, что означает возрождение российской национальной валюты, на протяжении многих лет подвергавшейся насмешкам или перемалываемой гиперинфляцией", - замечала газета.
Со ссылкой на финансовых аналитиков газета высказывала предположение о том, что свободная конвертируемость рубля "может привлечь в Россию частные иностранные инвестиции в размере до $25 миллиардов и привести к быстрому созданию российских фондовых рынков с фиксированным доходом".
Западные аналитики оказались точны в своих прогнозах, еще раз доказав, что прагматичные англосаксы умеют считать деньги, особенно чужие. По данным ЦБ, чистый ввоз капитала частного сектора в Россию по итогам трех кварталов 2006 года составил $26,8 миллиарда. Цифра невероятная, если учесть, что за всю новейшую историю ввоз капитала в РФ превысил его вывоз лишь в 2005 году, при этом положительное сальдо едва дотянуло до $1,3 миллиарда, а в первом квартале 2006 года опять был зафиксирован чистый вывоз капитала на уровне $4,7 миллиарда.
Приток капитала в Россию на сегодня, пожалуй, единственный зримый итог валютной либерализации. Эксперты называют и другие, менее заметные для непрофессионала: упрощение процедуры входа(выхода) на рынок способствовало приходу в Россию крупных международных институциональных инвесторов и расчетных систем, все больше иностранных игроков стремятся получить российские лицензии, а иностранные банки готовы кредитовать местных клиентов в рублях. Все это способствует росту конкуренции, что неизбежно приведет к снижению ставок, от которого в конечном итоге выиграют и простые российские потребители. Правда им, как всегда, придется немного подождать.
И требовать у клерка парижского или берлинского банка немедленно обменять сумму в рублях тоже пока не стоит. Он бы и рад помочь, да некуда пристроить вашу кровную тысячу, пока востребованность российской валюты в международной торговле и проведении финансовых транзакций ничтожно мала.
Поэтому и ломают голову государственные люди в России, изобретая сто законных способов заставить иностранцев полюбить нашу национальную валюту. Пока придумали продавать основные российские экспортные биржевые товары за рубли. Перевод биржевой торговли на российскую валюту решили начать с нефти. По словам главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа, нефтяная биржа будет запущена в Санкт-Петербурге уже в 2007 году.
«Чуда не будет», - сомневаются отдельные скептики из ЦБ. По мнению заместителя председателя ЦБ Константина Корищенко, использование рубля в биржевой торговле сырьевыми товарами не достаточно для превращения его в мировую валюту. "Гораздо важнее, насколько конкретная валюта используется в торговле финансовыми активами», - заявил зампред ЦБ журналистам, пояснив, что в настоящее время оборот финансовых рынков в десятки раз превосходит оборот товарных рынков. В этой связи на первый план, по его мнению, выходит проблема "глубины и разработанности" российского финансового рынка.
При этом он не все же смог скрыть от общественности появление первых признаков использования рубля в качестве резервной валюты. "Есть определенные признаки того, что некоторые зарубежные центробанки размещают часть активов в рубли", - сказал Корищенко. "Рубль действительно завоевывает определенную нишу", - порадовался он.
А какая радость от этого нам? Да просто приятно, что серьезные дяди из иностранных центробанков считают наш рубль достаточно надежным для того, чтобы хранить в нем резервы своих стран. Разве это не маленькое чудо?