БЕРЛИН, 26 дек - РИА Новости, Ольга Семенова, Наста Агрба. Рождество по праву считается главным семейным праздником христианской Европы, который давно перешагнул религиозные границы и стал важнейшей традицией не только для добропорядочных граждан и их детей, но и поводом отличиться для основы процветающей Европы - бизнесменов и финансистов.
Каждый год звучат громкие заявления против коммерциализации Рождества. И все равно ежегодно европейцы тратят нервы и огромные деньги на публичное оформление этого семейного праздника, закупают подарки, тонны продуктов и еще большее количество алкоголя. Вполне предсказуемым итогом предпраздничной суеты становится серьезный удар по здоровью, бюджету и душевному равновесию.
Психика многих людей не выдерживает конкуренции с красивыми рекламными рождественскими сказками, активно насаждаемыми бизнесменами, которые стремятся "выжать" из Рождества максимальную выгоду для своих предприятий. В эти дни обычны нервные срывы и длительные депрессии. Общеизвестна и печальная статистика: в рождественские праздники уже многие годы фиксируют самое высокое число самоубийств.
Нельзя сказать, что германские власти игнорируют негативное влияние "рождественской гонки" за счастьем: в Рождество по всей стране круглосуточно работают "горячие линии" добровольных служб помощи. Отчаявшегося или просто одинокого человека там терпеливо выслушают, дадут добрый совет, а в экстренном случае даже направят по адресу, который быстро устанавливают по номеру телефона, специалистов-психологов.
Корреспондент РИА Новости ради интереса набрал один из номеров "берлинской горячей линии" и, услышав мягкий женский голос с добрыми пожеланиями и вопросом "Чем я могу Вам помочь?", положил трубку. Тут же раздался ответный звонок и тот же голос ласково поинтересовался, нет ли у звонившего какой-то проблемы или желания поговорить. Пришлось объяснить, что звонок был из журналистского любопытства и извиниться за беспокойство: возможно, именно в этот момент кому-то действительно могли потребоваться доброе слово или помощь.
Но рекламной шумихи в Рождестве все-таки больше, чем обычных человеческих чувств. Многие немецкие политики и знаменитости даже высказываются за отмену "публичного" и общественного празднования Рождества, которое, по сути, является религиозным праздником для верующих христиан, а не гигантским столпотворением, по своему размаху и степени освещения в СМИ напоминающим Новый год в России.
И все-таки именно в Германии Рождество остается теплым и светлым семейным праздником, когда давно покинувшие родовое гнездо дети, весь год живущие собственной жизнью, подчас даже не вспоминая родителей, возвращаются на один единственный день в родной дом, чтобы вместе с близкими отведать традиционного рождественского гуся. Или утку: например, у канцлера Ангелы Меркель, по ее собственному признанию, в этом году на столе была именно утка.
На десерт в Германии обычно подают "штолен" - местный сдобный рулет с орехами, изюмом, глазурью и сахарной пудрой, начинка и "корочка" которого могут быть разными в зависимости от региона.
И никак нельзя представить немецкое Рождество без праздничных базаров с их ремесленными палатками, веселыми аттракционами, главный среди которых - карусели. А также расписными пряниками и "глювайном", который в России называют глинтвейном, поскольку этот горячий рождественский напиток пришел в нашу страну в петровские времена из соседней с Германией Голландии.
В каждом районе - свой рецепт его приготовления, общей остается только основа - горячее красное вино. "Глювайн" может быть слабым, без добавления высокоградусного алкоголя, или "настоящим" - с непременной "доброй дозой" рома, коньяка или знаменитых немецких травяных настоек на спирту.
Дети обожают рождественские базары, куда практически на целый день отправляются гулять всей семьей, возможно, единственный раз за год в полном составе и практически без родительского одергивания на просьбу купить ту или иную сладость, игрушку или другую мелочь. Прекрасно зная психологию своих экономных сограждан, немецкие торговцы на рождественских базарах именно для таких случаев приберегают самые дешевые, но при этом яркие и броские товары. Никто не уходит с пустыми руками!
Рождество раскрашивает дома и улицы в красные и золотые цвета. Окна домов и фонарные столбы увешаны огоньками и гирляндами. Из-за каждого угла на празднично освещенных улицах (правда, в этом году ярко освещены только центральные - электричество экономят) выглядывают елки, одна наряднее и оригинальнее другой.
Повсюду - Святые Николаусы (чисто немецкое название местных "Дедов Морозов") вперемешку с Санта-Клаусами: живые, игрушечные, шоколадные, но обязательно красные и пузатые.
А эти волшебные рождественские рынки с сумасшедшими разноцветными островерхими фетровыми шляпами, вязаными носками любых размеров, залитыми карамелью яблоками на палочке, пестрыми сладкими марципанами и непременным колесом обозрения - крохотным для малышей и огромным для более старших детей. А еще "детьми" в Рождество становятся даже взрослые немцы.
Интересно, что глобализация оказала свое влияние и на этот самый традиционный европейский праздник, раздвинув его границы. Бывшие раньше домоседами в Рождество, немцы все чаще отправляются отмечать его в другие страны, в том числе экзотические. Но традиция собираться за рождественским столом всей семьей остается при этом неизменной: в путешествие тогда отправляются все, от мала до велика.
В германской же столице, похоже, старые традиции остаются сильны. По данным опроса, проведенного газетой "Берлинер Моргенпост" накануне Рождества, в этом году почти половина жителей столицы собираются отмечать главный праздник "тихо и камерно" - дома, в узком семейном кругу.
Четверть опрошенных к тому же все предрождественские (1-4 адвент) воскресенья и в само Рождество обязательно дружно отправятся в церковь, и лишь треть горожан проведут "Святой вечер" в одиночестве или с друзьями.
Но, независимо от места и компании, у всех без исключения опрошенных берлинцев есть рождественская елка и радостное предвкушение праздника.