Валентин Юрченко, эксперт Института Ближнего Востока - для РИА Новости.
Когда Эфиопия выступила в поддержку переходного правительства Сомали в его вооруженном противостоянии с радикальной исламистской организацией "Союз исламских судов", причиной своего военного вмешательства в конфликт она называла информацию о "действиях сомалийских исламистов на ее территории". Однако нет сомнений, что Эфиопия действует по совету Запада, в первую очередь США.
Дело в том, что Запад не может не обращать внимания на ситуацию в Сомали, чья территория в условиях многолетнего хаоса и безвластия превратилась в тыловую базу для "Аль-Каиды" и других террористических группировок, но как с этим бороться, никто не знает.
Прямое военное вмешательство представляется опасным. В 1993 году США по просьбе ООН уже отправляли в Сомали свои войска. В результате неудачно проведенной тогда операции в Могадишо погибло 35 американских солдат, 153 были ранены. После этого президент США Билл Клинтон отдал приказ вывести из Сомали американских военнослужащих. С тех пор в Вашингтоне отказываются от прямого военного вмешательства в события в этой стране. Тем более - на фоне неудач в Афганистане и Ираке. Поэтому Запад вполне устроит, если эфиопские войска нанесут поражение сомалийским исламистам самостоятельно, что может привести к временной стабилизации обстановки на больше части территории Сомали.
Напомним, что сам по себе сомалийско-эфиопский конфликт уходит корнями еще в 1960-е гг. Тогда, вскоре после получения независимости сомалийское руководство увлеклось идеей "Великого Сомали" - объединения под своим руководством всех территорий, где проживают сомалийцы. Речь шла о части территорий Эфиопии (Огаден), Кении и Французского Сомали (ныне Республика Джибути). Наиболее серьезные вооруженные столкновения имели место в конце 1970-х гг. Однако тогда при помощи СССР, Кубы и Южного Йемена эфиопы смогли одержать победу над сомалийскими войсками, и отношения между двумя странами временно стабилизировались. А после свержения в 1991 году сомалийского диктатора Сиада Барре страна погрузилась в пучину междоусобных войн, и сомалийцам стало не до столкновений с соседями.
В 2004 году благодаря усилиям международного сообщества в Сомали было сформировано временное правительство, власть которого, однако, не распространялась дальше столицы и прилегающих к ней районов. На фоне продолжавшейся в стране анархии в феврале 2006 года в Сомали появился новый реальный центр силы - "Союз исламских судов", который быстро стал расширять сферу своего влияния в различных районах страны.
"Союз исламских судов" напоминает по своей структуре, мировоззрению и реальным действиям афганских талибов. На территории, которую они контролируют, введен жесткий шариатский режим. Но население, уставшее более чем от многолетнего хаоса, готово оказать им поддержку. Впрочем, "Союз" подавляет любую оппозицию самым жестоким образом. Этой организации понадобилось всего около полугода, чтобы выбить из столицы Сомали Могадишо войска временного правительства. Вот когда в развитие ситуации вмешалась Эфиопия.
Однако максимум, что могут сделать эфиопские войска - это нанести серьезный удар по исламистам и вернуть переходное правительство в Могадишо. Они не могут оставаться на сомалийской территории вечно. Тогда как "Союз исламских судов" уже сейчас грозится перейти к партизанской войне. А это обернется затяжным и кровопролитным конфликтом. Не помогут здесь ни миротворцы Африканского союза, решение о направлении которых в Сомали уже принято - ведь они известны своей беспомощностью, ни призывы Лиги арабских государств (ЛАГ) к сомалийцам возобновить проводившиеся в Судане мирные переговоры. Так что, вероятно, Сомали будет еще долго оставаться удобным перевалочным пунктов для террористических группировок всех мастей. И это, несомненно, вызывает беспокойство Запада.
Но что он может сделать, если даже его традиционные партнеры в арабском мире играют здесь против его интересов? Казалось бы, после 11 сентября арабские страны, в первую очередь такие региональные союзники Вашингтона, как Каир и Эр-Рияд, проявляли всяческую осторожность, дабы Запад не обвинил их в помощи "Аль-Каиде". Они декларировали готовность к борьбе с террором. Однако, по данным ООН, "Союзу исламских судов" оказывают помощь Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Эритрея, Иран, Ливия и Джибути, а также ливанское шиитское движение "Хезболлах". В то время как временному правительству помогают Эфиопия, Уганда и Йемен. Как мы видим, с каждой стороны конфликта действуют очень разные силы, преследующие собственные интересы.
Здесь пересекается и традиционная нелюбовь арабов к Эфиопии, и неоднородность интересов групп внутри каждой арабской страны, а также тот фактор, что формально они помогают не "Аль-Каиде", а "Союзу исламских судов", который выступает под лозунгом укрепления сомалийского государства. Да и в принципе разделить - где "Аль-Каида", где "Союз", очень трудно.
По сути, ситуация в Сомали - это очередная демонстрация беспомощности и нерешительности Запада, да и всего мира в целом, перед исламской экстремистской экспансией. Рецептов борьбы с этой угрозой до настоящего времени почти ни у кого нет.
Запад не может помешать уничтожению баз террористов - как в Сомали, так и в Афганистане, более того, все его попытки сделать это сводятся к появлению новых конфликтных очагов. Самым наглядным примером здесь является Ирак. И это не говоря о том, что полностью рухнул, в том числе и не без участия Запада, режим нераспространения ядерного оружия. В результате никто сегодня не может оказать эффективного давления на Иран. Как насчет совместной борьбы с глобальными вызовами? На сегодняшний день все декларации об этом остаются не более чем словами.
За примерами ходить далеко не надо. Так, госсекретарь США Кондолиза Райс в очередной раз заявила, что американцы не будут вести диалог с Дамаском и Тегераном по ситуации в Ираке. Тогда как их помощь могла бы существенно улучшить ситуацию в этой стране. Вряд ли получится реальный диалог и по Сомали.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции