Рейтинг@Mail.ru
Центродеп становится реальностью после 10 лет своей истории - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Центродеп становится реальностью после 10 лет своей истории

Читать ria.ru в
Дзен
Ключевым событием на фондовом рынке России в 2006 году стала разработка законопроекта о центральном депозитарии. После десятилетних попыток создать подобную структуру Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР) не только подготовила законопроект о центральном депозитарии, но и согласовала его концепцию с правительством.

Полина Смородская. РИА Новости 

Ключевым событием на фондовом рынке России в 2006 году стала разработка законопроекта о центральном депозитарии. После десятилетних попыток создать подобную структуру Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР) не только подготовила законопроект о центральном депозитарии, но и согласовала его концепцию с правительством.

Впервые об идее создания центрального депозитария в России заговорили еще в середине 90-х годов. Указ о создании такого депозитария был подписан президентом России Борисом Ельциным в 1997 году, но проект так и остался на бумаге. После чего Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ, предшественница ФСФР) неоднократно пыталась его реанимировать. Последней инициативой ФКЦБ был проект о создании резервного хранилища данных о фондовом рынке - Центрального фонда хранения и обработки информации. Но он был отправлен на доработку и "сгинул" в процессе согласования в министерствах и ведомствах.

Согласно стратегии финансового рынка России, утвержденной правительством 1 июня 2006 года, центральный депозитарий должен стать ключевым звеном учетно-расчетной структуры рынка капитала.

Законопроект предполагает существование трехуровневой системы учета прав на ценные бумаги, в основе которой стоят центральные депозитарии, в которых остальные депозитарии обязаны открывать счета. По замыслу законодателей, такая система позволит упростить учет прав собственников ценных бумаг, снизит риски потери таких прав, а также приведет к удешевлению расчетов по сделкам с бумагами.

Кроме того, существующая в настоящее время в России система расчетов строится таким образом, что два депозитария могут открывать друг у друга корсчета, в этой ситуации конечного владельца определить невозможно. ФСФР же намерена создать такую систему, при которой всегда можно будет определить не только владельца бумаг, но  и количество бумаг, которыми он владеет.

Центральный депозитарий  будет иметь исключительное право открывать счета номинального держания в реестрах и хранения глобальных сертификатов, исключительное право устанавливать взаимные междепозитарные счета с иностранными депозитариями и право осуществлять централизованные поставки ценных бумаг по итогам рыночных сделок.

Основным отличием законопроекта ФСФР от предыдущих инициатив стала возможность существования на рынке не одного центрального депозитария, а нескольких. Исторически сложилось, что на российском рынке работают две крупные торговые площадки - РТС и ММВБ, каждая из которых имеет свой депозитарий (ДКК и НДЦ соответственно), которые и являются главными и, наверное, единственными претендентами на роль центрального депозитария. Объединить эти депозитарии на сегодняшний день не представляется возможным, и вопрос не только в том, какая из бирж станет основным акционером объединенной компании. Работа ДКК и НДЦ основана на разных технологиях, интегрировать которые друг в друга невозможно. Хотя, по мнению главы ФСФР Олега Вьюгина, спустя несколько лет работы в качестве центральных депозитариев компаниям все равно придется объединиться.

Законопроектом  вводятся некоторые критерии, которые придется выполнить для получения статуса центрального депозитария. Необходимыми требованиями будут являться опыт работы в этой области, объем собственных средств не менее $50 миллионов, рейтинг А по международной классификации депозитариев и наличие определенного объема ценных бумаг, находящихся на хранении.

Ситуация между двумя основными депозитариями осложняется тем, что НДЦ является акционером ДКК и владеет 36,95% акций, то есть блокирующим пакетом. Руководство НДЦ неоднократно заявляло о том, что не против существования в стране нескольких центральных депозитариев. Однако НДЦ считает нецелесообразным увеличение уставного капитала ДКК до уровня, требуемого в законопроекте, аргументируя свою позицию тем, что законопроект еще не принят и требования могут измениться. После того, как представители ММВБ и НДЦ не приняли участие в совете директоров ДКК, в повестке которого стоял вопрос о дополнительной эмиссии акций, на рынке появилась информация о том, что некоторые акционеры РТС  ведут переговоры о выкупе пакета акций у НДЦ.

Тем временем, законопроект был разослан всем заинтересованным ведомствам - МЭРТ, Минфин и Центробанк. На сегодняшний день составлены окончательные таблицы разногласия с ведомствами, согласно с которыми остались два ключевых разногласия - по количеству уровней в системе депозитариев и по исключительному праву центрального депозитария открывать счета номинального держания. Хотя эти пункты и являются основой и причиной создания центрального депозитария, несогласие ведомств может опять привести к отсрочке в принятии законопроекта.

ФСФР надеется, что законопроект может вступить в силу уже  в 2007 году.

Также ФСФР в 2006 году разработала нормативные акты, упрощающие первичное публичное размещение акций  на фондовых рынках инновационных компаний, в частности для них уменьшается требования по размеру капитализации и раскрытию информации. Ценные бумаги таких компаний будут торговаться в котировальном списке «И». На основных российских биржах  РТС и ММВБ для быстроразвивающихся и инновационных компаний уже созданы специальные торговые площадки. Подобная сегментация рынка является отражением мировой тенденции. Для российского рынка это будет способствовать повышению ликвидности российского рынка и снижению его концентрации на «голубых фишках», на которых на сегодняшний день приходится значительная ликвидность фондового рынка.

Кроме того, в 2006 году шел процесс расширение линейки инструментов рынка деривативов. Летом биржа РТС запустила торги расчетными месячными фьючерсами на российскую нефть Urals и на золото.

До этого цена на российскую нефть Urals традиционно формировалась на базе котировок эталонного сорта североморской нефти Brent. Между тем на этот сорт приходится всего около 2% от мировой добычи, а российская нефть - это примерно 12% добычи.

На Нью-Йоркской сырьевой бирже NYMEX в октябре начались торги поставочными фьючерсами на российскую нефть марки REBCO. Ожидалось, что этот инструмент позволит определять рыночную стоимость российской нефти, но серьезные торги по данному фьючерсу на сегодняшний день не ведутся. В связи с этим прорабатываются изменения в российское законодательство, которое позволит снизить фискальную нагрузку на поставочный фьючерс.

Планируется, что после того, как будет проработан механизм торгов и накоплен определенный опыт по фьючерсам на российскую нефть на NYMEX, в России будет создана своя нефтяная биржа.

Также в декабре биржа РТС запустила пять отраслевых индексов на нефть и газ, потребительские товары и розничную торговлю, металлы и добычу, промышленность и телекоммуникации. В следующем году планируется разработать индексы на банковский сектор и энергетику. Это первые отраслевые индексы на российском рынке, до этого индексы разрабатывались на ценные бумаги компаний, разделенных по эшелонам. Ожидается, что в начале 2007 года на эти индексы будут вводиться фьючерсы.

Новые инструменты срочного рынка расширяют возможности игроков в хеджировании своих рисков, а также повышают ликвидность самого рынка.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала