Новому году быть - это факт. И без пяти двенадцать всех нас поздравит Путин. Это тоже факт, не менее упрямый, чем Новый год. Вот только как президент надумает это сделать? Опять встанет на Красной площади в худеньком пальтишке и будет прямо на лету плавить дыханием снежинки? «Дорогие мои россияне...» - и нет 16 снежинок?
Нет, Даша Колышева знает точно, как все это случится.
Путин будет сидеть за столом ядрено апельсинового цвета. Оптимистичный такой цвет, чтобы стране радостнее было слушать президента. Естественно, явится он на фоне зеленой елки с тремя красными игрушками. Только тремя. Больше игрушек не надо, лучше поберечь народные денежки.
Сам Путин будет выглядеть полной очаровашкой. Правый глаз большущий, добрый, а левый - тот совсем китайский, с хитринкой. Шейка у Путина тонкая, из пиджачка рвется куда-то ввысь и, может, вырвалась бы лебединой выей, да галстук не дает. На тот случай, если не все телезрители сразу опознают в таком Чебурашке своего родного президента, рядом водрузят табличку «Путин». Чтобы никаких сомнений...
Эту картинку, собственноручно нарисованную, десятилетняя Даша Колышева она так и окрестила: «Новогоднее обращение к народу».
Как у всякого одаренного творца, у Даши полно эпигонов. Этим летом, плавно перетекая в зиму, по России прокатилось, уж не знаю как назвать, то ли общенациональное поветрие, то ли милое сумасшествие, именуемое везде - в школах, летних лагерях и даже в Госдуме, где, говорят, устроили потом выставку, - одинаково: «Дети рисуют Путина».
Спросите вечно сердитую даму Новодворскую, и та быстренько объяснит вам, кто все это затеял. Ясное дело тот, кто объявил себя федеральным комиссаром движения «Наши», кто же еще, возмутится она. Василий Якеменко, вот кто! Это он, кремлевский дрессировщик молодежи, силком всучил десяткам тысяч мальчишек и девчонок коробки с акварелью, с цветными карандашами да как гаркнет в мегафон: «Всем изображать президента! С утра до ночи, без перерыва на обед! И таким макаром, чтобы рейтинг Путина пошел вверх!»
Хорошо еще, что не обрядил бедных, затравленных мальцов, по своему обыкновению, в костюмы Дедов Морозов и Снегурочек...
С другой стороны, если отмахнуться от теории коварного кремлевского пиара, паразитирующего на художественных наклонностях юного поколения, то вся эта история с детскими картинками про Путина может показаться забавной идеей. И даже, сдается мне, далеко невредной идеей.
Ну, представьте, в летнем школьном лагере, на лужайке, идет урок рисования на тему «Каким мы, дети, видим главу российского государства». Президент у нас пока один. Каких Пашу с Машей ни возьми, они Путина прекрасно знают. Тысячу раз видели его по ТВ, слыхали, как взрослые перемывают ему косточки на кухне. Пожалуй, нет другого такого человека, чей образ так сливался бы в ребячьих душах с этой невообразимой страной, где им угораздило родиться. Вне зависимости от того, нравится это его лютым ненавистникам или нет.
Раскрашивая рисованному Путину его синий в косую полоску галстук, ребенок, может быть, впервые осознает себя не маминым, не папиным, а причастным к другой, огромной семье - России. Его кисточка и карандаш тянутся не к бумаге. Они соприкасаются с чем-то, что только потом, через года, отольется в юном сознании важнейшим понятием - гражданское общество.
Путина рисует уже не ребенок. Ему, Путину, выводит небесной синевы очи, водружает его на лихого коня, забрасывает вместе с лабрадором Кони в космос не доморощенный рисовальщик. Знакомьтесь: это маленький гражданин.
И насколько он искреннее, прозорливее, понятливее, чем мы с вами. Еще не обожженный и не обиженный властью, он не чурается облеченных ею людей, начиная с самого президента. Дети льнут к Путину, он для них - дядя Вова из соседнего подъезда.
Девятилетняя Ира Серых назвала свой рисунок «Я угощаю президента чаем». Она в самом деле угощает его там чаем и даже подает к чаю пирожное, которое должно бы тут же шлепнуться на пол, - тарелку Ира держит на попа, ребром. Приклеилось, что ли? А Путин сидит - не шелохнется, млеет от счастья в своем любимом наряде. В рубахе для дзюдо, конечно.
А у Лены Сазоновой, ей 10 лет, она из Марий Эл, у той такая мечта: «Хочу посидеть за одной партой с Путиным». И, представьте, сподобилась на своей картинке: вот она, Лена, с косичками во все стороны, а вот рядышком за той же партой - дядя Володя. Послушный такой, сложил ручки калачиком, прямо паинька из 4-го «Б». Хорошо сидим.
Я листаю альбом детских фантазий и не устаю поражаться: как емко, с какой пронзительной метафоричностью представляет себе наша юность главное предназначение человека, попавшего сегодня в Кремль, в президенты. Он не только живет в Спасской башне, временами высовываясь в окошко, - тут я, ау, люди! Нет, перетянутый черным поясом дзюдоиста Путин мечется по гигантскому рингу «Россия», повергая ниц жутких бандюг, замахнувшихся на страну кинжалами и заточками. И на каждом таком звероватом типе аккуратная надпись: «Преступность», «Коррупция», «Наркомания», «Инфляция».
Чем не следующая череда национальных проектов?
О них печется Настя Шумилова, семилетняя девчонка из Рыбинска, с ее рисунком «Поле битвы - Россия». Пусть про коррупцию и инфляцию ей подсказала бабушка. Пусть между инфляцией и коррупцией на картинке затесались обозначенные тем же шрифтом «США», наводя зрителя на подозрение, что под горячую руку Путин не прочь свернуть шею и Америке. И все-таки, когда стукнет год голосовать за очередного президента, Настя не бросит бюллетень в избирательную урну конфетным фантиком. Она соизмерит кандидатов со своей рисованной шкалой зла. По силам ли устоять новому человеку в Кремле?
Проникновение юных рисовальщиков в наши политические, демографические и всякие прочие процессы изумляет. Порой кажется, что какой-нибудь визирь Путина вроде Владислава Суркова долго и напряженно изучает сборник детских картинок, а потом раз - и шепнет на ухо начальнику: «Владим Владимыч, а вот эту проблемку паренек цепко заприметил. Может, подхватим, а?»
И подхватывают. Скажем, аккурат в канун Новогодья Путин сильно сокрушался на Совете Безопасности: Дальний Восток все более изолирован от остальной России, его связь с инфраструктурой страны - ни к черту, в результате наша национальная безопасность в Азиатско -Тихоокеанском регионе катится под откос.
А ведь про то же самое грохнул в набат еще минувшим летом 13-летний парнишка. К своему рисунку «Я обсуждаю с Путиным проблемы приграничных городов» он приложил такую коротенькую записку.
«Здравствуйте. Меня зовут Ярослав Туров. Я живу на границе с Китаем, в г. Благовещенске Амурской области... Мне грустно смотреть, как постепенно идет переселение китайского населения к нам. Бездумно продают наши природные ресурсы в Китай, отдают огромные участки леса китайским предпринимателям, вывозя за границу древесину в обмен на товары, быстро приходящие в негодность.
А еще я хотел бы побывать в Москве, - пишет мальчик, - потому что это столица моей Родины. Увы, но пока моя семья может себе позволить только посещение городов Китая...»
На картинке Слава Туров сидит супротив Путина в том самом кабинете, где тот обычно снимается для ТВ с Фрадковым или Грефом, и объясняет, напористо так объясняет, президенту, убедительно размахивая обеими руками, как надо вести дела в приграничных городах. Путин - само внимание. Не поднимая глаз, строчит в блокноте.
Потом, видимо, тепло попрощались. Путин взял исписанный лист и пошел, значит, читать его на Совете Безопасности.
Это единственный случай, когда член семьи Туровых побывал в столице нашей Родины Москве. Чтобы такое счастье привалило, его пришлось нарисовать. Нарисуем - будем жить.
Ребенок, по большому счету, плоховато знает, какой он, дядя Володя Путин. Может быть, он очень нехороший дядя. Может быть, он, как про него говорят, толкает нашу страну, как санки с горки, в пучину этого, как его, афторитарисьма. Может, проводит болевые приему дзюдо против каких-то некоммерческих организаций - хотя если они некоммерческие, то откуда у них столько бабок? И даже, может быть, как шушукаются папа с мамой, подсыпал яду в чай другому нехорошему дяде. А что если дядя Вова и вправду в президенты не годится?
Но такие подозрения - только для грязного взрослого мира. А для чистых детских душ первый человек родной страны не может быть менее крут, чем Супермен, менее ловок, чем Человек-Паук, и менее красив, чем Брэд Питт. Юные художники идеализируют Путина не из взрослой лести, которая им еще не очень-то ведома, а - простите мой пафос - из гордости за свою Родину. Президентом моей страны России не может быть плохиш.
Под чары ребячьей идеализации попадает всё вокруг Путина. Начиная с его романтической прежней профессии - службы в разведке. Вот Денис Тополев, 8 лет, творит остросюжетное полотно «Путина-разведчика с парашютом забрасывают в тыл врага». Забрасывают, очевидно, с цеппелина - на что-то иное летательный аппарат не похож. Путин забрасываться явно не хочет. Повис на стропах испуганной куклой в огромных черных очках. Красный берет, красная куртка, оранжевый парашют.
Все равно врагу нашего Штирлица не засечь.
Забросили - действуй. Картинка 6-летнего Давида Мартиросяна из города Георгиевска поясняет, как именно: «Путин убивает вражеского шпиона». Будущий президент в длинном пальто, любимых черных очках и округлой шляпке католического ксёндза палит шпиону прямо в ягодицу. Но при чем здесь шляпка? При том, отвечает Сема Ковалев, 12 лет. Название его рисунка: «Разведчик Владимир Путин по части конспирации даст фору агенту 007».
Я закрываю альбом с ребячьими рисунками во славу Путина и думаю, что же это такое? Почему так прекрасен положенный на акварель и цветные карандаши наш президент? Почему он такой «правильный», как пиво «Бочкарев»? По утрам всегда чистит зубы, а в ванной у него золотой унитаз. Почему так героичны его деяния, так восхитительно красивы его дочки - ну, чисто две Николь Кидман из «Мулен Руж».
И, наконец, отчего так изумительна на детских рисунках моя страна Россия? Она расцвела розами и васильками, будто прекрасный тысячекилометровый ковер. А на одной картинке вся путинская семья - дядя Вова, тетя Люда, Катя, Маша и лабрадор Кони вытаскивают Россию, как репку, из болота. Куда там деду с бабкой, да внучке с Жучкой.
И, кажется, мне открывается тайный смысл этих ребячьих фантазий. Новое поколение мечтает, чтобы так оно и было. Чтобы наш президент был безупречен. Чтобы страна расцветала, как маковое поле. Чтобы дядя Чубайс не отключал электричество.
Это их крик души - услышьте, взрослые! Это рождественская открытка, отправленная нам из детства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции