Нина Куликова, экономический обозреватель РИА Новости.
Министерство финансов РФ предложило недавно концепцию создания Нефтегазового фонда на основе существующего Cтабилизационного фонда, которая, как планируется, позволит обеспечить долгосрочную устойчивость бюджета за счет разумного расходования нефтегазовых средств. Хотя идея Минфина предлагает решение многих проблем, стоящих в настоящее время перед российской финансово-кредитной сферой, возникает вопрос, насколько реально ее воплощение на практике.
Для наполнения Нефтегазового фонда Минфин предложил направлять в него следующие средства: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газ, вывозные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ, налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет в части доходов от реализации нефтегазовой продукции и другие нефтегазовые доходы. Исключение из последних составят акцизы от нефтегазового сектора, а также инвестиционный доход от размещения средств этого фонда.
При этом Нефтегазовый фонд предполагается разделить на две части - Резервный фонд, куда должно поступать не менее 7-10% ВВП, и Фонд сбережений, куда будут зачисляться доходы сверх этих 10%. В настоящий момент неснижаемый остаток Стабилизационного фонда является фиксированной величиной - 500 млрд. рублей, или 1,6% ВВП. Однако Минфин считает, что такие объемы не смогут обеспечить стабильность доходов для исполнения взятых государством обязательств по расходам, особенно в условиях резкого падения цен на нефть. Поэтому Резервный фонд должен по сути своей стать новым неснижаемым остатком, который сможет в случае падения мировых цен на нефть до уровня ниже $40 за баррель обеспечить выполнение обязательств федерального бюджета. А Фонд сбережений - сохранить часть нефтегазовых доходов для будущих поколений.
Оптимальной стратегией сбережения доходов Минфин считает постепенное расходование бюджетных поступлений от нефти и газа, не превышая заранее установленной законом величины. Осуществлять расходование предполагается в виде так называемых трансфертов из нефтегазового фонда в бюджет. Когда в России разведанные нефтяные ресурсы будут исчерпаны, то есть, по подсчетам экспертов, примерно с 2046 года, дефицит бюджета можно будет финансировать за счет использования инвестиционного дохода от размещения нефтегазовых денег, зарабатываемых страной сегодня.
Вопрос о том, какой должна быть величина трансферта, пока открыт. Минфин считает оптимальным равномерное потребление нефтегазовых доходов в размере 3,6% ВВП. В настоящее время, по оценкам Министерства, этот показатель является чрезмерным и несущим макроэкономические и бюджетные риски - 5,3% ВВП в 2006 и ожидается 4,7% в 2007 году. Расчеты Минфина показывают, что цифра 3,6% ВВП позволит обеспечить равномерное использование средств Нефтегазового фонда на текущие расходы бюджета до 2046 года, а затем, после того как ресурсы будут исчерпаны, такой уровень трансферта может поддерживаться еще на период примерно 20 лет.
Минфин также предлагает повысить доходность инвестирования средств нового фонда. Однако варианты инвестирования для резервного фонда прописываются более консервативные, чем для фонда сбережений. Средства Резервного фонда предполагается вкладывать в облигации иностранных государств, расширив инвестиционный диапазон бумаг с "AAA" до "А" включительно (по классификации Standard&Poor's), и в иностранную валюту, увеличив список мировых валют, в которые могут быть инвестированы накопления. Для фонда сбережений рассматривается вариант вложения в акции международных компаний.
Данная схема Минфина действительно может повысить предсказуемость бюджетной системы, поскольку она предлагает создать механизм использования нефтяных денег на долгосрочную перспективу, что не было прописано, когда Стабфонд только учреждался. Предложения по формированию Нефтегазового фонда уже внесены Минфином в правительство. Однако рассчитывать на быстрое решение вопроса не приходится.
В настоящее время Стабилизационный фонд, объем которого на 1 декабря превысил 2 трлн. руб., выполняет, в основном, функции по "стерилизации" денежной массы с целью не допустить резкого роста инфляции. При этом в России не утихают дискуссии о том, как именно можно использовать нефтяные деньги - оставить часть доходов будущим поколениям или потратить больше сейчас. Очевидно, что на текущий момент ключевая задача страны - обеспечить долгосрочные условия для роста экономики. Поэтому по-прежнему слышны голоса тех, кто считает, что бессмысленно хранить эти деньги в иностранных ценных бумагах и валюте, когда можно на них модернизировать экономику, в том числе направить их на развитие инфраструктуры, стратегических секторов промышленности и инновации.
С другой стороны, сейчас в Стабфонд поступают только два вида доходов от нефти - налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина. Все остальные налоги нефтяного сектора, а также все налоги газового комплекса тратятся на расходы бюджета. Поэтому предложение Минфина по отделению нефтегазовых доходов от бюджета, в случае его воплощения в жизнь, со всей очевидностью продемонстрирует отставание несырьевых секторов российской промышленности от нефтянки. Что, возможно, будет способствовать тому, что власти займутся их ускоренным развитием.
В то же время, концепцию Минфина достаточно сложно осуществить на практике, особенно ввиду приближения 2008 г., когда разные политические силы будут бороться за симпатии электората. И нефтяные средства, на которые можно опереться, раздавая обещания увеличить финансирование различных социальных программ, наверняка, не останутся без их внимания.
Наконец, перспективы нового Нефтегазового фонда во многом зависят от цен на нефть в долгосрочной перспективе. Минфин в своих прогнозах ориентируется на цену в $40-50 за баррель, что является достаточно условным прогнозом. Реальность может оказаться другой, что не замедлит сказаться на способах управления нефтяными деньгами. Поэтому споры вокруг перспектив Стабфонда в России еще далеко не окончены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции