Рейтинг@Mail.ru
Переговоры по Корее: с такими провалами и успехов не надо - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Переговоры по Корее: с такими провалами и успехов не надо

Читать ria.ru в
Немного занимательной арифметики из Пекина: завершился второй этап пятого раунда шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме. Завершение, на первый взгляд, не похоже на триумф. Представитель страны - организатора встречи, Китая, прочитал вслух заявление, в котором отмечена приверженность шести стран диалогу, и обещано его продолжение. Если кому-то очень хочется называть такой итог недели напряженных переговоров провалом, то запретить ему это сложно.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Немного занимательной арифметики из Пекина: завершился второй этап пятого раунда шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме.

Завершение, на первый взгляд, не похоже на триумф. Представитель страны - организатора встречи, Китая, прочитал вслух заявление, в котором отмечена приверженность шести стран диалогу, и обещано его продолжение. Если кому-то очень хочется называть такой итог недели напряженных переговоров провалом, то запретить ему это сложно.

Однако можно и возразить: перед нами случай такого провала, с которым и успехов не надо.

Во-первых, Пхеньян - главный герой и участник шестисторонних переговоров - создал новые страницы учебника для будущих дипломатов. Не так уж часто в современной практике они могут наблюдать классический случай "жестких" переговоров, на которых неизмеримо более слабый переговорщик если и не побеждает, то держится очень хорошо и долго.

Во-вторых, на самом деле все главное в Пекине было сказано, все контуры будущих договоренностей вновь обозначены и уточнены. И это очень реальные контуры.

Так, Северная Корея хочет нормализации отношений с США и заключения мирного договора взамен нынешнего соглашения о перемирии, которое было подписано после Корейской войны 1950-1953 годов. В этом случае Пхеньян остановит ядерный реактор в Йонбене, на котором был произведен плутоний для его недавних (9 октября) ядерных испытаний, и пустит к себе инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Заметим, что на прошлогодних переговорах право северокорейцев на мирное  использование ядерной энергии было признано всеми участниками процесса, включая США.

В свою очередь, США предложили Северной Корее свой поэтапный план прекращения ядерной программы. А именно, прекращение работы реактора в Йонбене и проведение там инспекций МАГАТЭ. Одновременно на этом этапе Вашингтон предлагает Пхеньяну письменные гарантии безопасности или подписывает мирный договор вместо соглашения о перемирии. Второй этап, по замыслу американцев, предполагает предоставление КНДР экономической и гуманитарной помощи взамен на раскрытие Северной Кореей всей ее ядерной программы. Последующие два этапа предусматривают полную проверку и ликвидацию военной ядерной программы.

Как видим, два ключевых участника переговоров говорят, в принципе, одно и то же, разница лишь в том, кто должен сделать первый шаг, а кто второй. Эту проблему в Пекине преодолеть не удалось. Но в принципе ясно, что она вполне поддается решению.

Есть еще "в третьих". На нынешнем раунде (или этапе) переговоров сбылась мечта Пхеньяна - по большей части северокорейцы общались с американцами отдельно, один на один. Прочие участники (а это Южная Корея, Россия, Китай и Япония) вполне сознательно играли роль кордебалета, который в случае необходимости держит солиста за талию. Кордебалет понадобился на той стадии, когда два солиста даже видеть друг друга не хотели. Наверное, уходить за кулисы ему еще рано - но это вполне может произойти.

Сейчас осталось только принять принципиальное решение: заключать прямо сейчас ставшие уже ясными договоренности, или не заключать. Тут вопрос в том, готова ли к договоренности администрации Буша. Ведь согласиться - значит в открытую признать то, что всем и без того давно уже ясно. Что вся политика нынешней администрации на корейском направлении была шестью годами провала.

Ведь все, что согласовывают в Пекине, какими бы словесными обертками при этом не пользоваться, означает возврат к северокорейско-американским договоренностям от 1994 года, по которым Пхеньян в обмен на отказ от военных ядерных программ получает от США помощь в энергетике и прочих областях. И, конечно же, продолжает реформы, которые в стране и без того были начаты в 1999-2000 годах, но тормозятся в нынешней напряженной ситуации.

Но договоренности 1994 года были успехом администрации демократа Клинтона. Его преемник республиканец Буш, после первоначальных почти двух лет полного отсутствия диалога с Пхеньяном, решил отбросить политику демократов и попытаться сменить режим в Северной Корее. И начал с того, что объявил осенью 2002 года: Пхеньян признался в тайных ядерных программах. Пхеньян, который ни в чем подобном не признавался (и доказательств тех программ до сего дня так и нет), обиделся и начал действительно пытаться такие программы проводить. А Вашингтон как раз к тому моменту выяснил, что военным путем разобраться с КНДР было бы слишком дорого и опасно. Возникла неловкая пауза, длящаяся до сих пор.

Вернувшись сегодня к политике демократов, Буш признал бы моральное поражение, но вернул бы Америке роль важной державы в Восточной Азии, роль, которой его курс Америку лишил. Дилемма нелегкая. А пока что шестисторонние переговоры заполняют паузу.

За прошедший год Вашингтон, правда, попытался форсировать ситуацию,  повысив в переговорной игре ставки. А именно, заморозив счета КНДР на сумму $24 миллиона в банке BDA (Banko Delta Asia) в Макао, в порядке борьбы с отмыванием денег и распространением фальшивых долларов. Пусть даже, как всегда, с доказательствами возникли проблемы. Но Пхеньян повысил ставки еще больше - взорвал 9 октября ядерное устройство.

С чисто формальной точки зрения нынешняя переговорная неделя в Пекине сорвалась потому, что Пхеньян отказывался официально говорить о чем-то, пока счета будут арестованы. А США не хотят признавать свои ошибки дважды - сначала по поводу Макао, а потом по поводу корейской политики в целом. Что же касается "корейского ответа" в виде ядерного взрыва, то на экспертов не произвело большого впечатления (с технической точки зрения) как это испытание, так и предшествовавшие ему запуски северокорейских баллистических ракет.

Так что пауза длиной уже в 6 лет будет продолжаться, и приходится признать правоту Пхеньяна: проблема не в соглашении, а в том, что подписать его смогут лишь преемники Буша в Белом доме.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала