Александр Юров, политический обозреватель РИА Новости.
В ценовом выражении нынешний объем российского автомобильного рынка достиг $30 млрд. Эта цифра была заявлена на 15 международной автомобильной конференции в Москве, посвященной основным тенденциям развития отрасли. Это значит, что за четыре года, с 2002 по 2006 год, объем продаж автомобилей в России вырос в три раза и теперь находится на уровне Великобритании. Причем, две трети этой суммы составляют продажи иномарок. На долю российского автопрома сегодня приходится только $10 млрд. Однако рекордный прирост продаж 2006 года может оказаться последним.
Впрочем, глядя на современные темпы роста рынка автомобилей в России, трудно поверить, что с этой динамикой что-то может случиться. Еще в 2002 году на российском рынке продавалось не более 150 тыс. машин иностранного производства. А сейчас помимо 1 млн. российских моделей автомобилей, на рынке предлагается еще порядка 1 млн. машин иностранного производства, часть которых ввозится из-за рубежа, а часть - делаются в России по так называемой «промышленной сборке». Россия слишком большая страна, и до насыщения рынка еще далеко.
По данным Министерства экономического развития и торговли, только в рамках утвержденного правительством плана по производству в России иномарок будет привлечено порядка $2 млрд. Напомню, что этот режим позволяет производителям автомобилей, которые создали сборочное производство на территории России, ввозить узлы и агрегаты практически с нулевыми пошлинами. Уже сейчас специальные соглашения подписали почти все крупнейшие мировые автопроизводители. Среди них - американские автогиганты Ford motors и GM, японские Toyota и Nissan, французская компания Renault и немецкая Volkswagen. Известно, что в настоящее время идет подготовка аналогичных соглашений и с другими зарубежными партнерами.
Так или иначе, западные автопроизводители активно готовятся к освоению быстроразвивающегося российского рынка. Как рассказал глава представительства японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) Ивао Осахи, практика показывает, что во всех случаях, когда в ту или иную страну приходит автосборочное предприятие из Японии, следом подтягиваются и производители комплектующих. Правда, для этого необходимо одно условие - производство автомобилей должно превысить 50 тыс. штук в год. Надо сказать, что на сегодняшний день в России этот рубеж уже пройден. В этом году сразу девять компаний сумели продать существенно больше машин. В эту девятку, кстати, как раз вошли три японских производителя - Toyota (порядка 87 тыс.), Nissan (около 67 тыс.) и Mitsubishi (более 61 тыс.). И что интересно, при столь высоких показателях продаж эти компании не заняли первые три места в рейтинге. Их заняли Chevrolet (почти 100 тыс.), Ford (около 95 тыс.) и Hyundai (около 91 тыс.). Практически для всех этих компаний характерен рост продаж в 2006 году, существенно превышающий 50%. То есть вполне возможно, что уже в следующем году, когда количество собираемых в России иномарок еще больше увеличится, стотысячный рубеж будет преодолен для большинства иностранных компаний. А это значит, что уже скоро границы рынка могут быть существенно расширены. По прогнозам специалистов компании PriceWaterhouseCoopers (PwC), при таком сценарии развития рынка объем продаж автомобилей за 10 лет может увеличиться еще на миллион.
Впрочем, аналитики оговариваются: дескать, такая перспектива достижима только при выполнении ряда условий. В противном случае российский рынок ждет куда менее бурное развитие. Как рассказал руководитель группы PwC по работе с автомобильными компаниями в России Стенли Рут, сейчас в крупных российских городах - например, Москве и Санкт-Петербурге - уже наблюдается насыщение рынка. По его мнению, развитие рынка натолкнулось на серьезную преграду - неразвитость дорожной инфраструктуры, отсутствие цивилизованного рынка подержанных автомобилей и утилизации вышедших из строя машин. Рынок, конечно, продолжит рост, но уже не столь высокими темпами и, прежде всего, за счет увеличения объемов продаж в российской глубинке.
Старая шутка еще советских времен, в принципе, актуальная и сегодня, гласит, что автолюбитель бывает счастлив дважды - когда покупает автомобиль и когда его продает. И та и другая процедура требует неимоверных усилий. Правда, купить автомобиль сейчас достаточно легко. Даже если нет в наличии достаточной суммы денег, всегда можно воспользоваться одной из кредитных схем. Однако, несмотря на всю доступность автомобиля, современному россиянину еще очень трудно избавиться от старого или неисправного экземпляра. Рынок подержанных автомобилей все еще остается в зачаточном состоянии, а проблема утилизации автомобилей и вовсе практически никак не решена. Более того, на голову современного автовладельца свалилась новая напасть: ему приходится часами простаивать в дорожных пробках, а затем еще долго колесить по кругу в поисках парковочного места. Естественно, это отбивает желание пользоваться автомобилем в городе. Поэтому, если ничего не предпринять в этом направлении, реальные показатели спроса на машины может несколько нарушить амбициозные планы чиновников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции