Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости.
Госдепартамент США вновь заявляет, что Сирия находится в значительной международной изоляции из-за своих связей с Ираном и поддержки терроризма. Однако визит президента Сирии Башара Асада в Москву является доказательством обратного.
"Сирия всегда играла и будет играть важную роль в регионе (на Ближнем Востоке)", - сказал президент России Владимир Путин, открывая переговоры в Кремле со своим сирийским коллегой.
Примечательно, что визит Асада в Россию происходил на фоне внутриполитических кризисов в Ливане и на палестинских территориях, а также попытках США скорректировать свой курс в Ираке и на Ближнем Востоке в целом. Именно эти события стали основной темой переговоров президентов Путина и Асада. Что касается развития двустороннего сотрудничества, то хоть эта тема и была затронута, но скорее служила фоном для регионального аспекта.
В начале переговоров президент Путин подчеркнул, что до встречи с Асадом, у него была возможность обменяться мнениями о ситуации в регионе и с премьер-министром Израиля, и с главой правительства Ливана, и с другими коллегами не только из региона, но и других стран.
Не секрет, что США, Франция, Израиль обвиняют Сирию во вмешательстве в ситуацию в Ливане и на палестинских территориях, и что она во многом мешает достижению там стабильности, поддерживая такие экстремистские движения, как "Хезболлах" и ХАМАС. И ожидалось, что Россия сможет как-то скорректировать позицию сирийцев.
Москва, безусловно, высказала свое мнение относительно событий в регионе, но, как отметил президент Асад, он не назвал бы это рекомендациями, советами. Т.е. речь не шла о прямом давлении, а о поиске решений, устраивающих все заинтересованные стороны. По словам Асада, на его переговорах в Кремле обсуждался механизм достижения стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Президент Сирии не уточнил конкретные детали, но по сути, все, о чем он говорил и накануне визита в Москву, и уже находясь в российской столице, сводится к тому, что на Ближнем Востоке при урегулировании конфликтов нельзя игнорировать мнение тех или иных региональных сил. И это полностью отвечает российскому видению ситуации на Ближнем Востоке.
На пресс-конференции после переговоров с президентом Путиным, Асад подчеркнул, что у Москвы и Дамаска похожие взгляды на решение палестинской проблемы. Речь идет о том, что сначала необходимо добиться единства внутри палестинцев, а уже потом вести переговоры о мире между ними и Израилем. Безусловно, это невысказанный упрек сирийцев в адрес израильских и американских политиков, которые пытаются изолировать ХАМАС и вести диалог только с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом.
Тоже касается и ситуаций в Ливане и Ираке. По словам Асада, Сирия поддерживает все, что достигается в Ливане путем консенсуса, а также усилия, направленные на достижение национального согласия в Ираке.
Интересно, что на переговорах в Москве речь шла о палестинской проблематике, Ливане и Ираке. И практически не поднимался вопрос о наделавшем в последнее время много шума в СМИ заявлении Асада о готовности к мирным переговорам с Израилем. Однако, по словам сирийского президента, это не более чем повторение постоянной позиции Дамаска, которой он придерживается с 1974 года. Но он подчеркнул, что реальных условий для переговоров с Израилем сейчас нет. Об этом же говорит и израильская сторона. Кстати, согласно источникам РИА Новости, израильтяне также делают акцент на палестинском треке, вызывает их беспокойство и ситуация в Ливане, тогда как переговоры о мире с Сирией - это последнее, что стоит сегодня в их повестке дня. Единственное, что их волнует в отношении Дамаска - какую роль он играет в ливанском и палестинском урегулировании.
Впрочем, даже израильтяне понимают, что Сирию нельзя заставить изменить ее позицию по каким бы то ни было вопросам, ее можно только убедить. И признают необходимость диалога по всем острым проблемам региона с Дамаском - если не для себя, то для других стран - в первую очередь России.
Слова о важности диалога с сирийцами все чаще и чаще звучат и в Европе, и в США. И хотя по-прежнему остается непонятно, готов ли к этому президент Джордж Буш, американские сенаторы всячески пытаются активизировать диалог с Сирией и ведут переговоры с Асадом. А это уже вряд ли можно назвать международной изоляцией.
Позиция Дамаска может не нравиться и вызывать раздражение, но Башар Асад абсолютно прав, когда говорит, что попытки международной изоляции Сирии блокируют решение ближневосточных проблем. Именно об этом всегда говорила Москва, теперь ее примеру начинают постепенно следовать остальные.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции