Согласно официальным данным сегодня в Москве проживает около 70 тысяч граждан КНР: кто-то приезжает сюда для того, чтобы заниматься торговлей и зарабатывать деньги, кто-то - учиться, а кто-то - претворять в жизнь свою мечту.
В представлении многих, директор центра российско-китайских культурных обменов и владелец ресторана «Старый Пекин» Ли Цзунлунь - человек с ярким предпринимательским талантом, соединивший в себе стремление к постоянному познанию и потребность делиться тем, что знает сам.
Корреспондент: Вы очень заняты, было непросто назначить нашу встречу.
Ли Цзунлунь: Да, Вы правы. Знаете, в то время, когда я лишь планировал отправиться в Россию, не мог даже предположить, что буду так занят.
В то время, только собираясь в Россию, Вы четко знали, чем будете заниматься?
Я приехал в Россию в 1993 году и очень скоро понял свою задачу. Согласитесь, в основном китайцы приезжают в Россию, чтобы заниматься бизнесом, но, на мой взгляд, это не главное в жизни. Я убежден, что важно расти внутренне, познавать самому и делиться с другими тем, что узнаешь.
Именно эта мысль привела к тому, что в 1997 году был создан китайско-российский центр культурных обменов. Его главная цель - стать символическим мостом между культурой и традициями двух народов. Культура находится вне времени, политики и государственных границ и именно поэтому должна связывать народы двух стран крепкими узами дружбы.
Я довольно часто убеждаюсь в том, что, несмотря на тесные доверительные отношения между нашими странами, народы Китая и России все еще очень мало знают друг о друга.
Мне кажется, что россияне до сих пор очень плохо знают Китай, его традиции и культуру. В России особенно мало информации о Китае последних 20 лет, Китае периода реформ и открытости.
Я думаю, что между нашими странами все еще не достигнуто полное межкультурное взаимопонимание, мы еще многого не знаем друг о друге. Правда, в последнее время в России вышло два документальных фильма о КНР: «Расцвет Китая» и «Китай XXI века». Они неплохо отразили действительность, но этого недостаточно.
В последнее время слово «Китай» россияне слышат вокруг довольно часто. Главы наших стран проводят регулярные встречи, происходит активный обмен делегациями на разных уровнях. Можно сказать, что тесное дружеское взаимодействие охватывает все сферы отношений между нашими странами. Яркий пример этого взаимодействия - новогодний бал «Москва-Пекин», который пройдет в Москве в ночь с 31 декабря на 1 января. Насколько мы знаем, именно Центр китайско-российских культурных обменов помогает организаторам этого бала привнести в традиционное российское торжество китайское своеобразие. Расскажите об этом подробнее.
Да, отношения двух стран находятся сейчас на очень высоком уровне, мы все ближе узнаем друг друга, все больше доверяем друг другу. Что же касается новогоднего бала «Москва-Пекин», эта акция - яркий пример деятельности центра. Во-первых, россияне увидят настоящую китайскую культуру: пекинскую оперу, выступления ушу, чайную церемонию и многое другое. Все будет, как на улицах Пекина в традиционный новый год.
Во-вторых, праздник объединит более 150 граждан Китая, многие из которых уже долгое время находятся далеко от Родины. Конечно, часть профессиональных артистов приедет специально из Китая, но многие - это те, кто учатся и работают в Москве.
В-третьих, проведение этого вечера, на мой взгляд, полностью отвечает целям работы центра и моим личным стремлениям. Необходимо ломать стереотип о том, что китайцы - это исключительно торговцы. Да, многие граждане КНР приезжают в Россию заниматься торговлей, но при этом они культурные и творчески развитые люди.
Согласитесь, даже время проведения новогоднего бала в китайском стиле выбрано символично - между двумя национальными годами (недавно завершился Год России в Китае и вот-вот начнется Год Китая в России).
2007 год вдвойне ответственный для Вас: этот год объявлен Годом Китая в России, к тому же, исполнится 10 лет Центру. Какие планы в этой связи Вы строите?
Все признают, что завершившийся Год России в Китае был очень успешным. На следующий год, Год Китая в России тоже возлагаются огромные надежды. И, конечно для нас, граждан КНР, живущих в России, 2007 год обещает быть очень насыщенным событиями.
Решение о проведении года было принято главами наших стран, решение о проведении тех или иных мероприятий также принимаются на официальном уровне. Поэтому я могу говорить лишь о том малом вкладе, который может и планирует сделать Центр в связи с проведением в России Года Китая. В меру своих сил мы будем активно помогать в проведении официальных мероприятий Года.
Что касается нашего юбилея, то пока у нас нет конкретного плана. Вместе с тем, есть множество задумок. Например, мы планируем организовать особенное путешествие - «Маршрут красной памяти». Подобные туристические маршруты сейчас очень популярны в Китае. Мы можем показать различным китайским делегациям, которые приедут в Москву в следующем году, новую, неизвестную им российскую столицу.
Кроме этого, в мае мы планируем провести красочное представление: с воздушными змеями, выступлениями художественных коллективов и продажей традиционных сувениров.
Я надеюсь, что подобные мероприятия позволят народам наших стран ближе узнать друг друга.
Центр активно развивается и проводит масштабные акции, осуществлять которые невозможно без существенной финансовой поддержки. Вам это вполне удается благодаря Вашему предпринимательскому таланту. Ресторан «Старый Пекин» - яркий пример удачного ведения бизнеса иностранцем в России. Как Вам удается заниматься коммерцией в условиях жесткой конкуренции на ресторанном рынке Москвы?
Да, конкуренция есть. В Москве сейчас существует более 100 китайских ресторанов. Насколько я знаю, лишь половина из них находится во владении китайцев, а значит, лишь 40-50 ресторанов во всей Москве действительно предлагают китайскую еду. Эта цифра может показаться высокой, но, на мой взгляд, это очень мало, ведь в Москве проживает 13 миллионов человек.
Успех моего ресторана можно объяснить очень легко: это не просто ресторан, это центр культуры и традиций. Именно этим мы и отличаемся от всех конкурентов.
Наши повара готовят вкусную пекинскую еду: не еду императоров, а любимые блюда рядовых пекинцев, приходящих семьей в маленькие рестораны. Но та атмосфера, которую нам удается создавать в ресторане, оказывается еще более важной, чем меню.
Например, подавая пекинскую утку, мы рассказываем о традиции и истории этого исконно пекинского блюда. У нас нередко играют русские свадьбы. И все молодожены бывают счастливы, когда мы примеряем на них традиционные костюмы, сопровождаем их в семейный путь традиционными китайскими пожеланиями и поверьями.
Я отношусь к своему ресторану, прежде всего, как к проводнику китайской культуры. Это окно, через которое все большее число россиян может узнать о Китае. Ресторану уже 8 лет и если в самом начале пути мы давали много рекламы в печатных изданиях, то сейчас необходимости в этом почти нет - слава идет из уст в уста. Показательно и то, что вначале большинство наших клиентов были китайцы, потом число россиян и китайцев приблизительно сравнялось, а последнее время - почти 70% наших гостей - русские, как москвичи, так и жители других городов.
Как опытный бизнесмен, что Вы пожелаете тем, кто хочет приехать в Россию, чтобы начать здесь свой бизнес?
С позиции бизнеса в России перед человеком одновременно открывается и много возможностей, и много опасностей. Еще до того, как вы приедете сюда, необходимо точно определиться, чем и как вы будете заниматься, найти свою область. Необходимо также быть готовым к тому, что ничего не будет даваться легко. Одним словом, нужно быть подготовленным ко всему.
Россия предоставляет много хороших шансов, но если не распорядиться ими правильно, легко сломаться, и тогда придется уехать проигравшим. Всегда надо помнить главный закон природы - выживает сильнейший.
Вас часто называют: «просвещенный предприниматель» «коммерсант высокой культуры», «посланник культуры» - как бы Вы сами назвали себя?
Думаю, что я в большей степени человек культуры, нежели бизнесмен. Для меня главное - внутреннее спокойствие, уверенность в том, что я верен своей внутренней цели, своему пути.
Я верю в построение гармоничного общества. Убежден, что только в гармоничном окружении каждый может и должен понять себя, свою цель и свое место.
Отвечая на ваш вопрос, я бы назвал себя «чаньшан», что значит «созерцающий предприниматель»!
Вы много раз говорили в своих интервью о том, что с детства хотели поехать в Россию. Мечта осуществилась?
Да, с детства в моей памяти отложились яркие свидетельства теплых и дружественных отношений между нашими странами. Я пронес это через всю жизнь, и эти воспоминания помогли мне найти себя именно в России. Скажи мне сейчас кто-нибудь, чтобы я отправился зарабатывать деньги в США и жить там, я откажусь!
Я уверен, что должен быть именно здесь. Я нашел свое место - я живу в своей мечте.