ПЕКИН, 18 дек - РИА Новости, Иван Захарченко. Первый день возобновленных после 13-месячного перерыва переговоров по ядерной проблеме КНДР показал насколько еще далеки друг от друга Пхеньян и Вашингтон в политическом и психологическом отношениях.
Главы делегаций шести стран - России, США, КНДР, Республики Корея, Китая и Японии, встретившись в понедельник в правительственной пекинской резиденции "Дяоюйтай", впервые излагали свои вступительные речи без присутствия журналистов, скупо и расплывчато разъясняли ситуацию на брифингах, а более или менее конкретная информация с переговоров поступала, в основном, из источников, стеснявшихся упоминания в печати их имен.
Наиболее прямым оказался представитель США - заместитель госсекретаря Кристофер Хилл, лицо которого выглядело весьма хмурым после первого пленарного заседания. В беседе с журналистами, как сообщало агентство АП, он подчеркнул, что "терпения уже не хватает, чтобы выполнять международное требование это терпение сохранять". Дипломат призвал к действиям, не уточнив однако - каким именно.
Глава японской делегации, заместитель министра иностранных дел Кэнъитиро Сасаэ сообщил журналистам перед входом в пресс-центр переговоров, что "в программном заявлении северокорейской стороны прозвучали совершенно неприемлемые для остальных участников переговоров моменты". "В нем слишком много проблем, радикально расходящихся с подходом других делегаций", - сказал он.
Об этих разногласиях заявила на брифинге и представитель МИД Китая Цзян Юй. "Все стороны высказали свои позиции, и очевидно, что между участниками сохраняются разногласия, некоторые очень серьезные", - сказала она. Дипломат подчеркнула, что эти проблемы "невозможно решить в течение дня".
Источник, близкий к российской делегации, оценил дискуссию в первый день как "в целом полезную".
Вместе с тем, по его словам, переговоры "выявили наличие целого ряда серьезных противоречий, прежде всего между США и КНДР".
"Российская делегация настроена на активную и предметную работу с партнерами как в двустороннем, так и многостороннем форматах в интересах достижения прогресса на переговорах", - отметил источник.
Относительно подробно изложил суть происходящего не названный по имени представитель правительства Южной Кореи. По сообщениям из Сеула, он сообщил, что глава делегации КНДР Ким Ге Гван выдвинул три предварительных условия: Северная Корея готова обсуждать свою ядерную программу, только если США в законодательном порядке, во-первых, откажутся от враждебной политики в отношении КНДР и, во-вторых, создадут условия для отмены санкций против Пхеньяна как со стороны СБ ООН, так и односторонних мер США. В-третьих, для свертывания ядерной программы КНДР хотела бы получить АЭС на легководных реакторах, строительство которых под эгидой тех же США прекратилось в 2002 году вскоре после прихода к власти Джорджа Буша, и требует поставок ей топлива для обычных электростанций, пока АЭС не будет запущена.
Иными словами Пхеньян хочет возродить договоренности от 1994 года, которые при бывшем президенте США Билле Клинтоне вселяли надежду на успешное решение ядерной проблемы КНДР, рухнувшую с приходом Джорджа Буша.
Однако нынешняя ситуация отличается тем, что теперь Пхеньян провозгласил себя "ядерной державой" и 9 октября произвел испытания ядерного устройства, чем и подтолкнул начало переговоров.
Причем, по сообщениям некоторых агентства, северокорейская делегация даже пригрозила, что КНДР будет наращивать силы ядерного сдерживания, если нажим на нее будет усиливаться.
Иными словами, Пхеньян дал понять, что ядерные испытания будут продолжены.
Атмосфера на переговорах оказалась еще более туманной, когда заместитель главы МИД КНДР Ким Ге Гван отказался от проведения двусторонних консультаций со своими партнерами, за исключением Китая. А после окончания пленарного заседания северокорейский дипломат уехал в посольство своей страны и больше оттуда не показывался.
Вместе с тем, если суммировать полученную из разных источников информацию, становится ясно, что основное разногласие между КНДР и США кроется в том, кто первый должен идти на уступки. Вашингтон заявил, что готов к нормализации отношений с Северной Кореей, но только в случае свертывания ее ядерного оружия. В свою очередь Пхеньян настаивает на том, что откажется от ядерного оружия только тогда, когда будут нормализованы его отношения с США.
Примирить стороны попыталась делегация Южной Кореи. Ее глава Чхон Ен У призвал искать "пакетное решение" проблемы в целом.
Переговоры будут продолжены во вторник, однако, сколько продлится нынешний раунд - пока неясно.
Как стало известно в Пекине, во вторник здесь состоится отдельная встреча экспертов из США и КНДР, чтобы рассмотреть требование Пхеньяна о снятии ареста на северокорейские счета в банке BDA в Макао (Китай). Под давлением США они были заблокированы в конце прошлого года, что и послужило поводом для замораживания переговоров "шестерки".
Для разбирательства ожидается прибытие в Пекин генерального директора Центрального банка КНДР О Гван Чхоля. С американской стороны в нем примет участие Дэниэл Глейзер, помощник заместителя министра финансов США.
По сообщениям источников, разблокированием счетов КНДР и другими вопросами на нынешнем раунде предложено заниматься как минимум пяти рабочим группам. О возможности создания таких групп уже сообщали южнокорейские СМИ.
Первая из них, независимо от того, выразит ли КНДР намерение отказаться от ядерного оружия или нет, займется вопросами размораживания банковских счетов в Макао. Вторая группа, которая будет играть ключевую роль, призвана придумать порядок демонтажа ядерной программы Пхеньяна в военной области и возможность работы инспекторов МАГАТЭ. Если работа этой группы не сдвинется с места, будет заблокирована деятельность и всех остальных, а диалог "шестерки" вновь окажется в тупике.
Еще одна рабочая группа обсудит возможность поставок КНДР топлива для тепловых электростанций в качестве компенсаций за свертывание ядерного реактора. Ранее Южная Корея заявила о готовности поставлять готовую электронергию в КНДР в объеме два миллиона киловатт в год. Четвертая группа рассмотрит вопрос о том, чем все-таки можно будет заменить нынешнее соглашение о перемирии с Северной Кореей, чтобы гарантировать ей безопасность. И, наконец, пятая рабочая группа экспертов будет заниматься вопросами обмена представительствами между КНДР и США в качестве шага к установлению дипломатических отношений. Однако это станет возможным после того, как появятся доказательства свертывания ядерной программы Пхеньяна.