Юрий Филиппов, политический обозреватель РИА Новости.
Результаты московского заседания Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии, которое провели в Москве президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко, можно рассматривать как наглядную иллюстрацию политических и экономических процессов, идущих на постсоветском пространстве. Стремление к сотрудничеству не утрачено, однако уходящий год принес слишком много разочарований тем, кто надеялся на более тесную и широкую интеграцию внутри Содружества независимых государств.
Безусловно, российско-белорусская интеграция не стоит на месте. В будущем году Россия и Белоруссия профинансируют 35 союзных программ (общий бюджет Союзного государства составит 3,78 млрд. рублей или 143 млн. долларов) - в частности, в области компьютерных технологий, космической связи, микроэлектронике, машиностроении. Москва и Минск намерены согласовывать свои внешнеполитические позиции - в ООН и других международных организациях, в отношениях с Европейским союзом и НАТО. Приняты новые документы по военному и военно-техническому сотрудничеству. Продвигается обустройство внешней границы Союзного государства.
Но существуют и весьма серьезные разногласия, из-за которых российско-белорусское сближение скорее пробуксовывает, чем продвигается вперед. Россия, например, настаивает на скорейшем введении рубля как общей валюты Союзного государства, однако Белоруссия всячески стремится оттянуть введение этой меры. Строго говоря, Минск откровенно опасается потерять контроль над национальной экономикой после массированной атаки на наиболее прибыльные белорусские предприятия российских инвесторов. Неурегулированность отношений в энергетической сфере - еще одна преграда на пути российско-белорусского сближения. Россия, всерьез взявшаяся за инвентаризацию своих энергетических активов и возможностей, впервые за несколько десятилетий категорически отказалась от "энергетического дотирования" своих постсоветских партнеров. Для СНГ, без сомнения, такое изменение позиции России стало главным событием года.
Причем "союзная" Белоруссия не оказалась здесь исключением. Россия объявила о повышении с будущего года пошлин при экспорте нефти в Белоруссию, что может сократить минский бюджет на $2 млрд. Цена российского природного газа для Белоруссии уже в январе должна быть повышена более чем в четыре раза - приблизительно с $49 до $200 за тысячу кубометров. Кроме того, "Газпром" намерен добиться контроля над белорусским "Белтрансгазом" - компанией, занимающейся транзитом российского природного газа в Европу. Причем в отличие от прошлых лет, Москва не просто делает "резкие" заявления, но дает понять, что они неизбежно будут реализованы.
К такой резкой смене акцентов белорусская сторона не готова. Не случайно Александр Лукашенко сократил программу пребывания в Москве и покинул российскую столицу, не дав традиционных при этом комментариев.
Не спешат давать свои комментарии и чиновники, отвечающие за интеграцию в рамках всего СНГ. И это, вероятно, тоже не случайно. По странной иронии именно уходящий 2006 год, объявленный в постсоветских странах, входящих в Содружество, "годом СНГ", стал периодом наиболее интенсивного отдаления их друг от друга. "Бумажное" СНГ, существующее как "клуб президентов" и давно не принимающее сколько-нибудь серьезных общих решений, не может этому воспрепятствовать. На недавнем саммите глав государств СНГ в Минске вопрос о реформе внутренней организации Содружества, который должен был бы стать главным, снова отложили. Официально - до лета, когда подойдет срок очередной встречи лидеров стран СНГ. Однако нет гарантий, что и через полгода дело сдвинется с мертвой точки. Слишком отличается понимание общих принципов и целей интеграционного сообщества у ключевых стран, входящих в Содружество.
Украина, например, видит его в перспективе зоной свободной торговли, не имеющей, однако, общих таможенных границ. Причем для Киева СНГ - это даже и не интеграционное сообщество, а просто один из механизмов проведения межгосударственных консультаций "для обеспечения национальных интересов страны на постсоветском пространстве", что подчеркнуто в недавнем указе президента Виктора Ющенко.
Казахстан предлагает странам СНГ пойти по пути Европейских сообществ и сосредоточиться на нескольких приоритетных направлениях интеграции. Таких, например, как образование, миграция и средства коммуникаций - это как раз то оставшееся от бывшего СССР, которое больше всего востребовано сегодня на постсоветском пространстве. Белоруссия заявляет, что хотела бы продвигаться по пути интеграции более широким фронтом. Но в силу относительно малого экономического и политического "веса" среди стран Содружества, предложение Белоруссии вряд ли получит поддержку у кого-то, кроме России. Сама же Россия, "весящая" неизмеримо больше, от каких-либо качественно новых инициатив в СНГ и вовсе отказывается. В 90-е годы и позже именно она пыталась играть роль главного "локомотива" Содружества, выступала за "разноскоростную интеграцию", поддерживала создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), Единого экономического пространства (совместно с Белоруссией, Украиной и Казахстаном). Однако по мере того, как эти ее начинания не давали быстрых и зримых результатов, она все более к ним охладевала.
Любопытно, что в СНГ почти никто против этого и не возражал, за исключением Белоруссии и отчасти Казахстана. Центральноазиатские и закавказские республики находятся слишком далеко от России, поэтому "интеграцию" с ней большинство из них рассматривает вполне определенно - это поставки дешевых российских энергоносителей, благоприятные условия для торговли и еще возможность экспорта в Россию собственных избыточных трудовых ресурсов. Последнее позволяет частично снизить социальную напряженность, имеющуюся внутри этих стран. Пока такое положение дел сохраняется, там вряд ли будут чрезмерно беспокоиться по поводу неэффективности принимаемых в СНГ решений.
Важно отметить, что на поведение политических элит европейских стран СНГ, прежде всего Украины, которая всегда была вторым по силе игроком на постсоветском пространстве, кроме отмеченных факторов, огромное влияние оказывает притяжение ЕС. Противопоставление России Европейскому союзу, НАТО, Соединенным Штатам и в целом Западу является важнейшей частью политической стратегии не только современной Украины, но также, по крайней мере, Грузии и Молдовы. Разумеется, это отнюдь не благоприятный политический фон для проведения в жизнь интеграционных инициатив.
К такому состоянию СНГ пришло через пятнадцать лет после своего возникновения в 1991 году. Но если раньше реальность каким-то образом декорировалась "интеграционными декларациями", то сегодня нет и этого. Ближайшее будущее должно показать, смогут ли постсоветские страны адаптироваться к новым реалиям, и насколько им помогут в этом механизмы, созданные в рамках СНГ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции