Международный день мигрантов
Международный день мигрантов провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 2000 года по рекомендации Экономического и Социального Совета; в этот день в 1990 году была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Каждый 35-й человек в мире сегодня является мигрантом, то есть живет и работает не в своей стране. Международный день мигрантов дает возможность признать большой вклад, который эти люди вносили на протяжении столетий в экономическое, социальное и культурное развитие всех стран мира и продолжают делать это сегодня. Население каждого государства включает в себя мигрантов. В последние годы растет интерес к взаимным и согласованным действиям в сфере миграции, о чем свидетельствует появление нескольких консультативных процессов, таких, как Глобальная комиссия по международной миграции. Проблемами миграции в мире занимается Международная организация по миграции (МОМ), созданная в 1989 году на базе межправительственного комитета по миграции.
Членами МОМ является 91 государство, 36 стран имеют статус наблюдателя. В России пик миграции наблюдался в 1994 году, а начиная с 1998-1999 годов процесс пошел на спад. Сейчас в России осталось всего несколько центров, куда продолжается миграция: помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Краснодарский и Ставропольский края, Ростов-на-Дону и Белгородская область. Что касается Москвы, то, по данным Госкомстата, наибольшие по численности этнические группы в столице - армянская и азербайджанская. По данным Института географии РАН, с 1989 по 2002 год (период между всероссийскими переписями) самый высокий рост численности продемонстрировали диаспоры выходцев с Кавказа: их совокупная доля превысила 4,5 процента от всего населения города, то есть выросла в пять раз. Таким образом, кавказские диаспоры стали теперь наиболее заметной этнической группой и даже превысили татар - традиционно наибольшую группу в советское время. Точной статистической информацией о численности этнических групп в Москве не обладает ни одна официальная структура.
По словам специалистов, количественные данные последней Всероссийской переписи населения в Москве в десятки раз отличаются от реальных цифр. В частности, азербайджанское посольство в Москве оценивает численность своих сограждан, живущих в столице, в 800 тысяч человек, а по данным ГУВД Москвы их число перевалило за один миллион. Что касается компактного проживания этнических групп, то наибольшие изменения в сравнении с концом 1990-х годов затронули южные и юго-восточные районы Москвы. Совокупная доля этнических групп в этих районах выросла с пяти до 15 процентов (в несколько меньшей степени это характерно и для севера города). Немаловажный фактор при выборе мигрантом места жительства - его близость к местам проживания родственников либо месту работы (в большинстве случаев это рынки, стройплощадки и предприятия общепита). По-прежнему актуально тяготение к церкви, костелу или мечети. Сильнейшее влияние на выбор места проживания оказывает также уровень образования и социальный статус.
141 год лет назад (1865) вступила в силу 13-я поправка к Конституции США, в соответствии с которой в стране было отменено рабство
Движение за запрещение работорговли в странах Европы и в США началось во второй половине XVIII века. К этому времени там работали около пяти миллионов невольников-африканцев. Их труд на плантациях и рудниках был рентабельным, позволяя плантаторам и предпринимателям получать высокие прибыли. В США в тот период после изобретения хлопкоочистительных машин стремительно расширялись хлопковые плантации. На Кубе увеличивались посадки сахарного тростника. В Бразилии были открыты новые месторождения алмазов, выросла площадь кофейных плантаций. Все это предопределило широкое развитие контрабандной торговли африканцами. К середине XIX века самым крупным работорговцем стали США. Победа Севера над рабовладельческим Югом в Гражданской войне в США в 1861-1965 годах положила конец ввозу рабов на территорию страны. В ходе войны президент Линкольн провел ряд революционно-демократических преобразований, в частности, принял 19 июня 1862 года закон об отмене рабства, 1 января 1863 года выпустил Декларацию независимости, в которой призывал союзную армию освобождать всех рабов, которые до сих пор находятся в собственности землевладельцев. Эти действия признавались формой проявления справедливости, санкционированной Конституцией государства. Тем не менее до конца войны Линкольн признавал, что действие Декларации не имело должного воздействия, поскольку его конституционность оспаривалась самим фактом войны Севера и Юга. Окончательный удар работорговле нанес запрет рабства в США 18 декабря 1865 года в виде отдельной 13-й поправки к Конституции, отменившей рабство на всей территории государства. Это исторической событие произошло после того, как три четверти штатов США ратифицировали это положение, согласно которому «ни рабство, ни какая иная принудительная форма работы... не допускается в США». Тем не менее работорговля, хотя и в небольших масштабах, продолжалась до конца XIX века. Фактический конец ей положил запрет рабства на Кубе в 1886 году и в Бразилии в 1888 году. Конвенция же о полном запрете рабства и работорговли была принята Лигой наций только в 1926 году.
85 лет назад (1921) родился Юрий Владимирович НИКУЛИН, клоун, киноактер, телеведущий, художественный руководитель и директор Московского цирка на Цветном бульваре
Юрий Никулин родился в городе Демидове Смоленской области. Его отец писал для цирка и эстрады скетчи, репризы, клоунады; в Демидове им был создан театр под названием «Теревьюм», расшифровывался как Театр революционного юмора. Мать Юрия Никулина пела в этом театре куплеты. После окончания школы в 1939 году по указу о всеобщей воинской обязанности Никулин пошел служить в армию. Участвовал в финской войне, прошел всю Великую Отечественную войну, защищал Ленинград, освобождал Прибалтику, был контужен в 1943 году. Демобилизовавшись после войны, поступил учиться в Студию клоунады при Московском цирке. С 1950 года Юрий Никулин работал клоуном в Московском цирке на Цветном бульваре. Сначала - помощником, учеником, партнером клоуна Карандаша. В 1956 году стал дипломантом Всесоюзного конкурса цирковых артистов в жанре клоунады. С 1958 года снимался в кино. В течение многих лет выступал как клоун со своим неизменным партнером Михаилом Шуйдиным и со своей женой Татьяной. Вместе они придумали множество смешных интересных клоунад и интермедий, часто находя сюжеты в реальной жизни.
С 1982 года Никулин - генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре. За время его руководства в цирке было поставлено много интересных программ: «Я работаю клоуном», «На крыльях времени», «Здравствуй, старый цирк», «Бульвар нашего детства», «Ярмарка чудес». Юрий Никулин снялся в более чем 40 фильмах. Они до сих пор любимы зрителями всех поколений: «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы», «Ко мне, Мухтар!», «Двадцать дней без войны»... Кино так же невозможно представить без Никулина, как и цирк. Он мог быть в кино эксцентрическим артистом, мог быть драматическим, но никогда не играл подлых, злых людей. Его герои - смешные люди, всегда вызывающие симпатию и любовь. Всю жизнь собирая анекдоты, Юрий Никулин выпустил несколько сборников «Анекдоты от Никулина» с неизменным автографом друзьям и знакомым «На радость и потеху». Несколько раз переиздавалась его книга «Почти серьезно». Много лет Юрий Никулин вел на телевидении передачу «Белый попугай», где собирались многие известные люди, рассказывали анекдоты и смешные истории. В 1997 году Юрий Владимирович создал благотворительный фонд «Цирк и милосердие» в помощь ветеранам и молодым артистам цирка. Чем бы ни занимался в своей жизни Юрий Никулин, он всегда был удивительно органичен и современен. 21 августа 1997 года закончился жизненный путь великого артиста и великого человека, навсегда оставившего о себе память не только в мире цирка, но и в сердцах миллионов людей.
76 лет назад (1930) родился Владимир Яковлевич ВОРОШИЛОВ, автор и ведущий телевизионной игры «Что? Где? Когда?», генеральный директор телекомпании «Игра»
Владимир Ворошилов родился в Симферополе. Мать была швеей-мотористкой, об отце сведений нет. Окончил Эстонскую академию художеств, школу-студию МХАТ и Высшие режиссерские курсы Центрального телевидения. Работал художником-постановщиком в ТЮЗ, Малом театре, МХАТ. Занимался режиссурой в «Современнике» и Театре на Таганке.С 1966 года работал на телевидении. Снимал документальные и научно-популярные фильмы. С 1968 года - в Молодежной редакции ЦТ; выпустил программу «Аукцион», первую на российском телевидении игровую передачу в прямом эфире. Был ведущим передач «А ну-ка, парни!», «Суд идет». С 1975 года - автор и ведущий телевизионной игры «Что? Где? Когда?». С момента первого появления в прямом эфире Центрального телевидения эта телевикторина сразу завоевала симпатии многочисленной зрительской аудитории. За время достаточно долгой жизни на телевидении передача постоянно изменялась, идя в ногу со временем. Создатели придумывали новые правила, разрастались команды, менялись интеллектуальные лидеры, совершенствовалось и само игровое пространство. И бессменным ведущим телевикторины до последнего дня жизни был Владимир Яковлевич Ворошилов, генеральный директор телекомпании «Игра», академик российской академии телевизионных искусств «ТЭФИ». Умер Ворошилов 10 марта 2001 года от сердечного приступа, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбще. 7 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище был открыт памятник Владимиру Ворошилову (черный куб около одного метра в высоту, установленный на массивной подставке в виде сектора круглого стола из игры «Что? Где? Когда?»). Автор памятника - Никита Шангин.
35 лет назад (1971) умер Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ, поэт
Александр Твардовский родился 21 июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан (трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме «По праву памяти» (1967-1969). Во время учебы в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории Твардовский писал стихи и статьи. Известность ему принесла поэма «Страна Муравия» (1936), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья. После выхода «Страны Муравии» один за другим были изданы сборники стихов Твардовского: «Дорога» (1938), «Сельская хроника», «Загорье» (1941). В 1939-1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. В 1941 году Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин».
Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 года в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 году. В «Теркине» фольклорная фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически емкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени. Поэма получила всенародную известность. Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И.Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!».
Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...». Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи «Дом у дороги» (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой». В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 году был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 году Твардовский вновь возглавил «Новый мир». В это время там были опубликованы «Театральный роман» М.Булгакова, стихотворения А.Ахматовой и М.Цветаевой.
В 1961 году Твардовскому удалось опубликовать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В 1970 году Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой - «неофициальным оппозиционером». «Есть много способов убить поэта, - писал об этом А.Солженицын. - Для Твардовского было избрано: отнять его детище - его страсть - его журнал. Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырем, - только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди. Мало! - добавили жжение от разгона, от разгрома, от несправедливости...». Несмотря на официальное признание поэмы «За далью даль» (1950-1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского «По праву памяти» и «Теркин на том свете» не были опубликованы. Умер Александр Трифонович Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.