Рейтинг@Mail.ru
15 декабря - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

15 декабря

Читать ria.ru в
Дзен
- 1749 - основан город Ростов-на-Дону
- 1791 - в этот день вступили в силу первые 10 поправок к конституции США
- 1981 - умер Михаил Жаров, актер Малого театра, народный артист СССР

257 лет назад (1749) основан город Ростов-на-Дону

15 декабря 1749 года вышел Указ императрицы Елизаветы Петровны о постройке вблизи урочища Богатый Колодезь пограничной таможни для взимания пошлин с товаров, привозимых из Турции и вывозимых за границу. Таможня была названа Темерницкой. С 1761 года на правом холмистом берегу Дона в 46-ти километрах от впадения его в Азовское море началась постройка крепости, которой было дано имя святого Димитрия Ростовского. Впоследствии название трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов, наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, что под Ярославлем, -  Ростов-на-Дону. К концу XVIII века, с присоединением к России Причерноморья, крепость потеряла свое стратегическое значение. Образовавшееся из крепостных предместий поселение в 1796 году было преобразовано в город. В 1806 году было официально утверждено его название - Ростов-на-Дону. Выгодное географическое положение  Ростова-на-Дону - близость моря, водные и сухопутные пути, связывавшие город с внутренними промышленными и сельскохозяйственными районами, способствовало его бурному развитию в XIX веке. Ростов-на-Дону сегодня - это крупный индустриальный и культурный центр юга России. Главные отрасли промышленности - машиностроение (производство зерноуборочных комбайнов, вертолетов, технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности, кузнечно-прессового оборудования, радионавигационной аппаратуры, речных судов), пищевая, химическая, легкая промышленность. Сейчас главный город Ростовской области - порт пяти морей, крупный промышленный, научный и культурный центр юга России, важный узел транспортных магистралей.

День Билля о правах в США (1791); в этот день вступили в силу первые 10 поправок к конституции США

Билль о правах - первые десять поправок к Конституции США, содержащие положения об основных правах и свободах человека и гражданина, а также разграничения компетенций федеральной власти и правительств штатов. Истоки Билля о правах прослеживаются еще со времен Magna Carta (Великой Хартии вольностей, 1215) и английского Билля о правах 1689 года. Американский Билль в определенной степени реализует идею равенства всех граждан Америки. Непосредственным источником Билля можно считать Декларацию о правах Вирджинии 1776 года, созданную Джорджем Мейсоном. Билль о правах имеет силу основного закона и считается составной частью Конституции США. Поэтому его положения имеют высшую юридическую силу и прямое действие; в случае противоречия актов Конгресса положениям Билля Верховный суд США признает последние недействительными.

Конституция США была ратифицирована всеми штатами Конфедерации в 1787 году при условии того, что спорные положения документа будут изменены или дополнены. Так появились 12 поправок к Конституции, из которых только 10 были одобрены штатами. Дело в том, что каждый штат представил собственный пакет поправок, исходя из своих внутренних интересов. Чтобы как-то упорядочить получившуюся мозаику, было решено ограничить поступающие поправки теми, которые касались вопроса соотношения федеральной и местной власти. 25 сентября 1789 года Первый Конгресс Соединенных Штатов проголосовал за первые десять поправок и разослал их по штатам для обсуждения и голосования. Постепенно в столицу стали приходить официальные результаты голосования. 15 декабря 1791 года пришел ответ десятого штата - Вирджинии, население которой проголосовало за десять из двенадцати предложенных статей.

Согласно Конституции США, поправка к федеральной Конституции считается ратифицированной, если за нее проголосовало более двух третей штатов. Вирджиния в 1791 году как раз и обеспечила такое квалифицированное большинство. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению для определения правового статуса американского гражданина: 1-я поправка провозглашает свободу слова, печати и собраний. На ней базируются основные права граждан и политических объединений - партий, профсоюзов, ассоциаций и конфессий.2-я поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ - хранить и носить оружие. Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены. 3-я поправка запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время; она утратила свое актуальное значение. 4-я поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещая обыски и аресты без предъявления ордера на арест, который может выдаваться только судебными властями при наличии «основательных причин». Существовало большое количество толкований 4-й поправки. В 1928 году Верховный суд решил, что установление подслушивающей аппаратуры не противоречит ей, если при этом не происходит физического вторжения посторонних в жилое помещение; в 1967 году новым постановлением запрещено несанкционированное подслушивание. 5-я поправка вводит суд присяжных, провозглашая, что «никого нельзя принудить при каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя или лишать жизни, свободы и собственности без надлежащего разбирательства». 6-я, 7-я и 8-я поправки касаются процедуры судопроизводства. На основании 8-й поправки в разных штатах допускалась или запрещалась смертная казнь, в зависимости от того, относил ли суд данного штата смертную казнь к «жестоким или необычным наказаниям». 9-я поправка констатирует, что права, «которыми уже пользуется народ», даже если они не вошли в Конституцию, отменены быть не могут. Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав. Согласно 10-й поправке, права штатов, не переданные федеральному правительству, неприкосновенны.

В 1941 году Верховный суд покончил с двойственным толкованием Билля о правах, постановив, что права штатов признаются лишь в пределах, установленных федеральным законом. Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама Конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, детализированы в сотнях актов Конгресса. Билль о правах использовался при разработке Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

174 года назад (1832) родился (Александр) Гюстав ЭЙФЕЛЬ, французский инженер-строитель; всемирную славу приобрел постройкой башни к выставке 1889 года в Париже

Эйфелева башняГюстав Эйфель родился в Дижоне. Окончил Центральную школу искусств и ремесел в Париже. Специализировался на возведении металлических конструкций. Эйфелю не было равных в проектировании устойчивых металлических конструкций для железнодорожных мостов. В 1858 году по его проекту был построен железнодорожный мост через реку Гаронну в Бордо, в 1877 году - мост через реку Дору в Порту (Португалия) со 162-метровой аркой. Участвовал в строительстве других мостов и виадуков. Мировую известность Эйфелю принесло сооружение стальной решетчатой башни для Всемирной выставки (1889) в Париже. Эйфелева башня была задумана как мемориал в честь столетия Великой французской революции.  Идея гигантской стальной башни витала в воздухе на протяжении всего XIX века, для которого виртуозные металлические конструкции были олицетворением прогресса. Проект «Башни в 300 метров» возник в 1884 году. Авторы проекта - инженеры Эмиль Нужье и Морис Кеклен, архитектор Стефан Совестр были сотрудниками компании Гюстава Эйфеля. Он выкупил проект у своих коллег и взялся доказать всем, что его конструкции и технологии способны создать высочайшую в мире башню во славу индустриальной мощи Франции и технического прогресса.

Ее возведение заняло два года и два месяца, она стоила около пяти миллионов франков, ее вес составил 7300 тонн. Она стала основным событием и главным аттракционом Всемирной выставки 1889 года и окупилась в течение полутора лет. Башня еще не была завершена, когда в феврале 1887 года в газете «Le Temps» появился «Протест против башни мсье Эйфеля», подписанный Шарлем Гуно, Ги де Мопассаном, Александром Дюма-младшим, Эрнестом Мессонье, Шарлем Гарнье и другими деятелями культуры. Они осудили «... этот трагический уличный фонарь», «...этот скелет колокольни», «эту высокую и тощую пирамиду из железных лестниц, этот гигантский неуклюжий скелет,...курьезную тонкую фабричную трубу». С рождением авангарда башня стала одной из любимых его фигур. Она вдохновляла Гийома Аполлинера, Рауля Дюфи, Марка Шагала, Робера Делоне - сотни художников, режиссеров, фотографов.

Башня состоит из трех уровней: первый этаж находится на высоте 57 метров, второй - 115 метров, третий - 276 метров. В основании башни - квадрат со стороной 100 метров. На каменных основаниях высотой девять метров возведены ажурные пилоны из металлических стержней. На пяти лифтах башни можно подняться на несколько промежуточных обзорных галерей и площадок, а также на самый ее верх. На верхней площадке находятся физическая и биологическая лаборатории, являющиеся наблюдательной базой бюро погоды. Эйфелева башня оборудована лифтами - подъемниками знаменитой американской фирмы Элайша Отиса - изобретателя системы задержки лифта в шахте при обрыве каната. Первоначально башню намечалось использовать только 20 лет, но она оказалась долгожительницей - в 1910 году этот срок решением правительства был продлен еще на 70 лет. В настоящее время Эйфелева башня - самый известный и посещаемый исторический памятник Парижа.

20 лет назад (1986) умер Серж (Сергей Михайлович) ЛИФАРЬ, французский артист балета, хореограф, педагог, выходец из России

Серж Лифарь начал заниматься балетом в Киеве в студии Брониславы Нижинской, сестры великого танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского. В начале 1920-х годов Лифарь эмигрировал во Францию, где вскоре стал первым танцовщиком труппы Сергея Дягилева. Его последняя роль в прославленной труппе, в которой он выступал шесть лет - «Блудный сын» в постановке Дж.Баланчина.  После смерти Дягилева его труппа распалась, и Серж Лифарь  принял предложение Гранд-Опера. 24-летнему танцовщику предложили сразу три должности в театре - художественного руководителя, главного балетмейстера и первого танцовщика. Лифарь с энтузиазмом взялся за дело, и при нем балет Гранд-Опера вновь занял лидирующее положение. На этой сцене Серж Лифарь поставил свои знаменитые балеты, среди которых - «Сюита в белых тонах», «Миражи», «Икар».

В творчестве он остался верен принципам Дягилева, считавшего, что «настоящим балетмейстером является только тот, кто не боится рисковать, экспериментировать, даже эпатировать толпу, главное - увлечь, зажечь и повести за собой и исполнителей, и зрителей!». Лифарь руководил балетной труппой Парижской оперы больше трех десятилетий. Он покинул Гранд-Опера в 1958 году. Причиной разрыва его отношений с театром и балетной труппой, где его очень любили, стал запрет на его приезд в Советский Союз. Лифарь с воодушевлением отнесся к идее организовать гастроли Гран-Опера в СССР, но ему, как «белоэмигранту», в визе отказали. В знак протеста он покинул театр. По многочисленным свидетельствам его друзей Лифарь мечтал приехать на родину, он собирался поставить в Большом театре «Федру» с Майей Плисецкой, но этим планам не дано было осуществиться.

Много внимания уделял Лифарь и педагогической деятельности - руководил кафедрой хореографии в Сорбонне. По его инициативе и при его непосредственном участии в Париже был основан Институт хореографии при Гранд-Опера. Он - автор более 20 книг по истории и теории балета. Серж Лифарь  дружил со многими выдающимися современниками - Игорем Стравинским, Анной Павловой, Пабло Пикассо, Федором Шаляпиным, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Шарлем де Голлем, Жоржем Помпиду, Полем Валерии, Чарли Чаплином, Гретой Гарбо, Марлен Дитрих. Весной 1994 года в Киеве прошел Первый международный конкурс балета имени Сержа Лифаря. В ноябре того же года конгресс Всемирного совета танца ЮНЕСКО предоставил конкурсу постоянный патронаж и включил его в реестр самых престижных хореографических конкурсов.

101 год назад (1905) основан ИРЛИ - Институт русской литературы («Пушкинский дом») Академии наук СССР (РАН)

В 1905 году Комиссия по устройству пушкинского юбилея приняла решение об учреждении «Пушкинского дома». Он основан как центр собирания, хранения и изучения рукописей и реликвий, относящихся к жизни и творчеству А.С.Пушкина и писателей пушкинской эпохи. В круг деятельности «Пушкинского дома» входит собирание, хранение и исследование материалов, связанных с историей  русской  культуры и  литературы  от средневековья до наших дней. В 1918 году «Пушкинский   Дом» включен в состав Академии наук, в 1920 году получил название Институт новой русской литературы, в 1930 году был преобразован в Институт русской   литературы (ИРЛИ), сохранив при этом в качестве второго названия и историческое имя. Первое собственное помещение «Пушкинский дом» получил в 1913 году в главном здании Академии наук; с 1927 года располагается в здании бывшей петербургской таможни, возведенном в 1829-1832 годах архитектором И.Ф.Лукини. Во втором этаже «Пушкинского дома» расположен Литературный музей, являющийся отделом Института. Литературный музей «Пушкинского дома» - старейший в России и единственный академический общелитературный музей, крупнейшее в стране собрание иконографических, мемориальных и историко-бытовых материалов, относящихся к русской литературе  XVIII-XX веков. Собрание Литературного музея с самого начала его существования формировалось за счет пожертвований частных лиц, приобретения известных коллекций (первого в мире Пушкинского музея, основанного в Париже А.Ф.Онегиным (Отто), Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища, Некрасовского и Толстовского музеев и др.). В свою очередь и Литературный музей «Пушкинского дома» стал родоначальником нескольких литературных музеев: музея Н.А.Некрасова, Всесоюзного (ныне - Всероссийского) музея А.С.Пушкина со всеми его филиалами. Отсюда были переданы многие экспонаты в музей А.А.Блока. Ныне «Пушкинский дом» занимается широкими исследованиями в области русской литературы, древней и классической, литературы нашего времени, ее теории и взаимосвязей. Создаются фундаментальные коллективные труды, среди которых - академические издания сочинений  русских  писателей, посвященные им монографии и сборники, в том числе серийные: «Труды отдела древнерусской  литературы», «Русский  фольклор», «XVIII век», «Достоевский: материалы и исследования» и др. С 1991 года «Пушкинский дом» и Пушкинская  комиссия РАН проводят традиционные международные конференции «Пушкин и мировая культура» в местах, связанных с важными вехами творческой биографии поэта: в Пушкинских Горах, Твери, Одессе, Нижнем Новгороде и Болдине, Петербурге и Москве. Конференции укрепляют долговременное сотрудничество ученых «Пушкинского дома» с научными пушкинскими обществами США, Германии, Японии, а также с исследователями-пушкинистами других стран.

68 лет назад (1938) погиб Валерий Павлович ЧКАЛОВ, летчик, Герой Советского Союза

Летчик Валерий ЧкаловВалерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в слободе Василево Нижегородской губернии в семье мастера-котельщика. После окончания сельской школы и технического училища в городе Череповце работал молотобойцем, кочегаром. В 1919 году добровольно вступил в Красную Армию, был сборщиком в авиационном парке в Нижнем Новгороде. В 1921-1924 годах учился в Егорьевской и Борисоглебской военно-теоретических школах летчиков, Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа; одновременно окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. С 1930 года Чкалов - летчик-испытатель НИИ ВВС, завода опытных и экспериментальных конструкций, с 1933 года - летчик-испытатель авиазавода №39 и ОКБ Н.Н.Поликарпова (на Центральном аэродроме). Испытал свыше 70 типов самолетов (И-15, -16, -180, ВИТ-2, НВ-1), составлявших основу истребительной авиации ВВС в конце 1930-х годов. Разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». В 1936 году совместно с Г.Ф.Байдуковым и А.В.Беляковым совершил перелет Москва - остров Удд (ныне остров Чкалов ), в 1937 году - Москва - Северный полюс - Ванкувер (США). За выполнение перелета Москва - Удд Чкалову было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб 15 декабря 1938 года при испытании истребителя И-180-1. Это был первый полет истребителя конструкции Н.Н.Поликарпова, который должен был заменить знаменитый, но устаревающий И-16. Полет готовился в спешке, надо было успеть до конца года. Поликарпов даже отказался подписать акт о готовности самолета к первому вылету. Сделавший это за него Д.Л.Томашевич был затем арестован. Урна с прахом Валерия Чкалова установлена в Кремлевской стене. Именем Чкалова назван Оренбург (историческое название городу возвращено в 1957 году), города в Нижегородской области России и Худжанской области Таджикистана, высшее авиационное училище летчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске. Есть улица Чкалова в Канаде, в Ванкувере. В Нижнем Новгороде и других городах выдающемуся летчику установлены памятники.

25 лет назад (1981) умер Михаил Иванович ЖАРОВ, актер Малого театра, народный артист СССР

Михаил Жаров родился 27 октября 1899 года в Москве в семье типографского рабочего. С восьми лет во время школьных каникул он подрабатывал  в типографии Бахмана, став постарше, случайно оказался в массовке оперного театра Зимина, где и началась его актерская судьба. Долгое время сам Михаил Иванович считал , что впервые появился на экране  в фильме режиссера А.Иванова-Гая «Тот, кто получает пощечины», снятом в 1916 году. Однако в 1943 году С.Эйзенштейн, просматривая старые немые ленты, в одном из кадров фильма «Царь Иван Васильевич Грозный», где в главной роли снимался Ф.Шаляпин, разглядел юного Жарова, которому в то время было 15 лет. В 1920 году Михаил Жаров окончил студию при театре ХПСРО. Затем работал в разных театрах, пока не стал (в 1938 году) постоянным актером и режиссером Малого театра. Сыграл в кино около 70 ролей, впервые в 1915 году в фильме-опере «Царь Иван Грозный» («Псковитянка»). Снимался в фильмах «Путевка в жизнь», «Петр Первый», «Возвращение Максима», «Иван Грозный», «Беспокойное хозяйство», «Васса Железнова», «Медведь», «Человек в футляре», «Воздушный извозчик», «Близнецы». Как режиссер поставил фильмы «Беспокойное хозяйство», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». Лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического труда.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала