Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
Москва намерена ускорить строительство атомной электростанции в Бушере. Визит главы "Росатома" Сергея Кириенко в Тегеран в начале недели оказался в этом плане прорывным. Команда Кириенко, фактически, уговорила Тегеран пойти навстречу российскому подрядчику "Атомстройэкспорту" в решении ряда давно наболевших проблем.
Ключевым моментом визита Кириенко в Тегеран стала его встреча с вице-президентом Ирана, главою иранской Организации по атомной энергии Голямреза Агазаде.
На состоявшейся по окончании переговоров пресс-конференции иранская сторона пыталась было перевести разговор в русло обычной политической риторики. "Политическая воля двух стран направлена на то, чтобы сроки пуска АЭС соответствовали тем, что были обговорены ранее", не без пафоса заявил журналистам Агазаде. Однако глава Росатома был неумолим. "В Москве также не видят никаких политических препятствий для того, чтобы сдать АЭС в Бушере в намеченные сроки. Но Россия завершит строительство в Бушере так быстро, как это возможно с технической точки зрения", - расставил все точки над i Кириенко.
Другими словами, глава "Росатома" выдвинул Тегерану ультиматум: либо избавляемся от того, что мешает работе, либо отодвигаем намеченные сроки
При этом Кириенко конкретно назвал и то, что мешает работе - это недофинансирование, ставшее уже хроническим, а также несвоевременные поставки оборудования, особенно со стороны третьих стран.
Проблемы, в принципе, старые и хорошо известные. Уже стало обычным делом, что Тегеран свой ежемесячный взнос вносит по частям, нередко "доплачивая" в следующем месяце. При этом бывает, что "доплата" автоматически перетекает в счет оплаты уже текущего месяца, оставляя предыдущий месяц, таким образом, недофинансированным.
Что касается поставок оборудования из третьих стран, проблема в том, что в свое время иранская сторона некоторым видам российского предпочла оборудование западного образца, не заботясь при этом о подстраховке. И, как выясняется теперь, фирмы тех самых третьих стран из-за боязни подпасть под санкции США предпочитают оставаться подальше от всех бушерских дел.
После второго раунда переговоров, который с российской стороны проводил уже глава "Атомстройэкспорта" Сергей Шматко, стороны, кажется, нащупали пути к взаимопониманию. Что касается возможности задержек поставок оборудования из третьих стран, то по основным видам оборудования стороны договорились "запараллелить" ряд контрактов, чтобы не брать на себя риск наличия одного поставщика.
Сумели стороны договориться и о стабильном финансировании в рамках действующего контракта. Иранская сторона приняла российскую позицию, объяснив при этом свою.
В итоге же, считая стабильное финансирование главным фактором в реализации проекта, на сегодняшний день Атомстройэкспорт, подчеркнул Шматко, "значительных рисков для обеспечения физического пуска станции уже не видит. Тем не менее, план этот чрезвычайно амбициозен и потребует значительных усилий с обеих сторон".
Проект бушерской АЭС давно уже вышел за рамки двусторонних отношений и чистого бизнеса. Так парижская газета "Монд" все трудности, с которыми столкнулась "шестерка" при выработке проекта резолюции СБ ООН по Ирану, объясняет неуступчивостью России. При этом главную причину неудачи "Монд" видит в "сопротивлении России карательным мерам против Ирана, которые могли бы затронуть ее деятельность в рамках строительства Россией атомной электростанции в Бушере".
Ссылаясь на западных дипломатов, газета утверждает, что это российские представители проявили "полную несговорчивость относительно отказа в выдаче въездных виз руководителям иранских чувствительных программ, на чем настаивают западные страны". Москва также, добавляет "Монд", согласилась бы запретить финансовые переводы иранским структурам, связанным с ядерными и ракетными программами, но "отказывается замораживать иностранные банковские счета этих структур".
По мнению автора статьи, это объясняется тем, что иранское агентство по атомной энергии "имеет в России банковские счета, связанные с контрактом на строительство Бушерской АЭС". Поэтому, делает вывод автор, "Россия не только сумела лишить подготовленный европейцами проект резолюции его самых значимых элементов, но и отступила от того, на что она соглашалась в октябре".
Даже если в ближайшие недели санкции против Ирана и будут введены, сокрушается далее автор, "уже ясно, что они будут в лучшем случае символическими".
В "Атомстройэкспорте", впрочем, подобные утверждения считают вымыслом. И уверены, что в любом случае в марте 2007 года начнется поставка ядерного топлива, в сентябре - физический пуск АЭС, и в ноябре энергетический.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции