МОСКВА, 12 дек - РИА Новости, Ольга Липич. В случае возращения мощей Николая Чудотворца из итальянского города Бари в турецкий город Демре православные паломники могут быть лишены возможности совершать богослужения и молиться возле святыни, считает секретарь по межправославным отношениям Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
Так он прокомментировал РИА Новости во вторник заявление главы Международного совета мира имени святого Николая Муаммера Карабулута, который накануне сообщил, что власти Турции намерены добиться возвращения мощей святителя на историческую родину через международный суд в Гааге.
"Несмотря на то что мощи святителя пребывают в Бари в католическом храме, в определенные дни православные паломники имеют возможность совершать там и православные богослужения. Не думаю, что они имели бы такую возможность в турецком городе Демре", - сказал Балашов.
По его данным, в Демре не существует ни одной благоустроенной христианской церкви, в которой регулярно совершались бы богослужения.
В феврале 2005 года по распоряжению мэра города перед базиликой была демонтирована бронзовая скульптура святителя Николая - подарок российских учителей и школьников, созданный на их средства в 2000 году Григорием Потоцким. Изваяние заменили пластмассовой куклой под названием "Баба Ноэль" (аналог нашего Деда Мороза).
По словам Балашова, мощи Николая Чудотворца в 1087 году вовсе не были "похищены" из Мир Ликийских (ныне турецкий город Демре), как заявил Карабулут. "По церковному преданию, мощи святителя были вывезены из Мир Ликийских ввиду того, что эта область, некогда заселенная православными христианами, была завоевана иноверцами", - сказал он.
День "перенесения мощей" Николая Чудотворца (22 мая) издавна отмечается на Руси как церковный праздник, именуемый в народе "Николой летним".
"В настоящее время к мощам святителя Николая в итальянском городе Бари стекается множество паломников из разных стран мира, включая, не в последнюю очередь, Россию", - подчеркнул Балашов.
Вместе с христианским вероучением на Руси распространялись и многочисленные предания о чудесах, явленных святым Николаем, и этот угодник Божий глубоко почитался нашими предками, в том числе как покровитель всех странствующих, сказал он.
Николай Угодник родился в III веке в городе Патаре в Малой Азии (ныне территория Турции). С детства он преуспевал в изучении Божественного Писания и молитве, став впоследствии священником, а затем и епископом города Миры Ликийские.
Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия.
Так, когда один ранее богатый человек задумал для спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.
Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Другой раз по его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Святитель скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными, и от них исцелилось множество людей.
В 1087 году купцы из Бари вывезли останки святителя, объяснив свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения. Торжество перенесения мощей в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. А через год в городе была построена церковь во имя святителя Николая, которую освятил папа Урбан Второй.