О введении новых тарифных планов и планах развития МГТС РИА «Новости» рассказал генеральный директор компании Алексей Гольцов.
Алексей Валентинович, на прошлой неделе Федеральная служба по тарифам утвердила для МГТС тарифные планы. Вы довольны теми цифрами, которые утверждены ФСТ? Они выше или ниже того, что вы заявляли?
- Тарифы, утвержденные ФСТ, близки к тем цифрам, которые были в поданной нами заявке. Это говорит о том, что расчеты, представленные нами, экономически обоснованы и соответствуют действительности.
Теперь тарифы доведены до уровня экономически обоснованных затрат?
- Сами тарифы - нет. Но, с другой стороны, впервые для компенсации выпадающих доходов вводится компенсационная надбавка, которая будет применяться при взаиморасчетах с операторами междугородной и международной связи. Поэтому, если говорить в целом, то на сегодняшний день затраты МГТС на оказание этой услуги с учетом компенсационной надбавки будут компенсироваться в полном объеме.
Некоторые компании Связьинвеста установили свои тарифы ниже уровня, определенного ФСТ (в частности, безлимитный тариф). Как планирует поступить МГТС?
- Мне трудно судить, исходя из каких причин, коллеги на первоначальном этапе устанавливают тариф ниже предельного. Мы не собираемся сейчас применять тарифы ниже тех, которые утверждены нам ФСТ.С другой стороны, мы планируем в течение следующего года разработать и предложить нашим абонентам различные тарифные планы. Возможно, это будут пакетные предложения, в рамках которых мы будем продвигать как услугу местной телефонной связи, так и дополнительные услуги - услуги широкополосного доступа в Интернет и т.д. И уже в этих пакетных предложениях возможны определенные изменения тарифа на предоставление услуг местной телефонной связи.
Когда могут быть предложены дополнительные тарифы?
- Я думаю, это будет в первом квартале. С 1 февраля будут введены обязательные тарифные планы, а за ними последуют пакетные предложения. Возможно, уже в марте они будут готовы.
Какой тарифный план будет установлен по умолчанию абонентам, не сделавшим выбор?
- Мы планируем установить тот тариф, который на сегодняшний день применяется для наших абонентов: это безлимитный тариф.
Наша позиция проста: мы продолжаем оказывать услуги на тех условиях, которые действовали до введения новых тарифов, меняется только стоимость этой услуги.
Все ли абоненты МГТС смогут воспользоваться выбором тарифного плана?
- В МГТС техническая возможность выбора абонентом того или иного тарифного плана на сегодня обеспечена полностью, то есть в отношении каждого абонента могут применяться и повременная система оплаты, и комбинированная.
Как вы думаете, много ли абонентов захотят сменить тарифный план?
- Я думаю, что на первом этапе сменят тарифы немногие.
Если же говорить об изменениях в течение года, то, наверное, часть москвичей использует возможность менять выбранный тарифный план ежемесячно и, уезжая на дачу или в отпуск, перейдет на другой, более выгодный в таких условиях тарифный план.
Как вы думаете, какой тарифный план будет наиболее популярным?
- Скорее всего, безлимитный. Хотя могут быть сезонные изменения. Например, в осенне-зимний период это будет безлимитный тариф, в летний период, конечно, определенная часть перейдет либо на повременный, либо на комбинированный. Поэтому в зависимости от времени года популярность того или иного тарифа будет меняться.
Мне самому, с точки зрения удобства, безусловно, удобен безлимитный: я к нему, во-первых, привык, во-вторых, не ограничиваю себя, считая наговоренные минуты.
Сколько будет стоить смена тарифного плана?
- Планируется, что один раз после перехода на 3 тарифных плана в феврале абонент сможет сменить свой тарифный план бесплатно. В дальнейшем это будет стоить 230 рублей - аналогично стоимости фиксированной платы при комбинированном тарифе.
Что нужно сделать абоненту, чтобы выбрать тарифный план?
- Мы предприняли все возможные усилия, чтобы каждый москвич узнал о том, что ему необходимо этот выбор сделать: выслали абонентам соответствующие информационные письма, где описали каждый из трех тарифных планов, привели данные о разговорах в течение первых шести месяцев этого года. Этой информации достаточно, чтобы сделать грамотный выбор.
Уже 3 месяца работает круглосуточная «горячая линия», позвонив на которую, каждый москвич может получить подробную консультацию по вводимым изменениям. Номер «горячей линии» - 8-800-505-55-55.
В феврале вместе со счетами за январь (будет еще старая система оплаты) мы вышлем уведомление о 3 тарифных планах и дадим информацию о разговорной активности за вторую половину 2006 года. В том счете, который будет предложен для оплаты абоненту, будут три графы с названиями тарифных планов. Абонент, изучив свою разговорную активность, определившись, что для него подходит, может поставить свою роспись напротив соответствующего тарифного плана и оплатить этот счет в любом из банков, которые принимают платежи за услуги МГТС. Безусловно, не исключается возможность прийти на телефонный узел, чтобы выбрать тарифный план. Но именно для удобства клиентов нашей компании мы предлагаем такой вариант.
Исходя из выбора абонента мы и будем рассчитывать услугу начиная со следующего месяца, т.е. с февраля.
Много обращений поступает на «горячую линию»?
- Да, достаточно много. Особенно их было много в первый месяц, когда мы разослали информационные письма. Тогда нагрузка была достаточно серьезной. Сейчас, до утверждения тарифных планов, она немного спала, но, думаю, что после того, как все тарифные планы будут официально предложены, интерес опять резко возрастет.
Чтобы абонент смог пользоваться новым тарифным планом с 1 февраля, до какой даты его нужно выбрать?
- До того момента, пока мы не выставим счет за февраль, то есть до 1 марта.
Мы рекомендуем абоненту сделать выбор тарифа к моменту оплаты счета за январь.
Как часто будут меняться тарифы в дальнейшем?
- Практика последних лет - это изменение тарифов один раз в год.
В этот раз очень сильно поднялись тарифы, в частности, безлимитный вырос почти в 2 раза. Как Вы думаете, в дальнейшем какова будет динамика роста тарифов?
- Безусловно, если говорить о безлимитном тарифе, то он значительно вырос по сравнению с тем уровнем, который есть на сегодняшний день. Но если сопоставить три тарифных плана в комплексе, то увеличение в среднем не превышает 14%. Для каждого абонента, в зависимости от того, какой тарифный план он выберет, увеличение составит в среднем от 10% до 70%.
Что будет в следующем году, сейчас трудно сказать. Это будет зависеть и от себестоимости оказываемой услуги, и от спроса на нее. Поэтому говорить о каких-то серьезных трендах в изменениях и повышениях не приходится. Вряд ли тарифы изменятся больше, нежели в этом году.
МГТС в дальнейшем не планирует устанавливать какие-либо скидки?
- Если будут какие-то скидки, то для отдельных пакетов, в которых мы будем предлагать еще и дополнительные услуги.
Каков будет экономический эффект для компании от введения новых тарифов?
- Я говорил, что усредненный рост тарифов составляет 14%. Мы планируем, что увеличение выручки будет на уровне того роста, который предусмотрен для новых тарифов.
Увеличить выручку позволит предложение пакетных планов, которые включат еще и целый ряд дополнительных услуг. Это может быть действительно более привлекательно для наших абонентов.
Какие новые услуги вы планируете предложить абонентам в ближайшее время?
- В течение года мы уже предложили достаточно широкий перечень дополнительных услуг: горячая линия, конференц-связь, переадресация вызова, передача SMS-сообщений.
Сейчас, к концу года, мы сформировали определенные пакеты дополнительных услуг и к Новому году предложим их абонентам.
Целый ряд таких услуг войдут в пакеты к основной услуге - услуге местной телефонной связи.
К началу 2007 года мы расширим услугу передачи SMS-сообщений: принимать и передавать SMS-сообщения можно будет и на телефонный аппарат, который не поддерживает эту услугу, не обязательно будет даже наличие цифровой связи. SMS-сообщения можно будет принять «по голосу»: у вас зазвонит телефон, вы поднимите трубку и прослушаете SMS-сообщение.
В компании есть еще целый ряд интересных разработок, в том числе, и конвергентных услуг, которые мы готовим с нашими коллегами из мобильных компаний, в первую очередь, с МТС. Думаю, мы сможем озвучить эти планы более предметно к концу года. Один из проектов совместно с МТС мы планируем запустить уже к концу этого года. Когда все будет готово к применению, мы расскажем об этом подробно.
Кроме того, в следующем году мы предложим нашим абонентам услугу голосовой почты.
Насколько доходны для компании дополнительные услуги?
- В общем объеме выручки это небольшая доля - примерно около 1%.
Основные услуги для нас - голосовая и те услуги, которые мы оказываем на межоператорском рынке.
С точки зрения интереса, удобств дополнительные услуги, безусловно, интересны, они пользуются определенным спросом. Но они недорогие и серьезного влияния не оказывают.
Наиболее востребованы и имеют значительную часть выручки компании услуги, связанные с широкополосным доступом, которые мы оказываем совместно с компанией «МТУ-Интел» (торговая марка «СТРИМ») - это и доступ в Интернет, и телевидение, видео по запросу и т.д. Я думаю, это как раз те услуги, которые в перспективе будут наиболее популярны у наших клиентов.
Насколько востребована услуга передачи SMS-сообщений?
- На сегодняшний день та проблема, о которой мы говорили еще в начале года, когда вводили эту услугу, пока осталась актуальной и для нас, и для наших абонентов: для того, чтобы воспользоваться этой услугой, нужно иметь соответствующий телефонный аппарат, который ее поддерживает. Возможность воспользоваться данной услугой ограничена необходимостью наличия такого телефона.
Однако передача SMS-сообщений голосом может снять ограничения.
Какой сейчас уровень цифровизации сети и когда вы планируете довести этот показатель до 100%?
- На начало декабря - 36%, а на 1 января 2007 года этот показатель должен достигнуть 41%. Довести уровень цифровизации сети 100% мы рассчитываем к 2012 году.
Сколько новых абонентов вы планируете подключить в этом году?
- Сейчас у нас 4,3 миллиона абонентов. В этом году мы должны подключить порядка 80 тысяч новых абонентов. И мы это сделаем.
Сколько МГТС планирует подключить абонентов в 2007 году?
- Все зависит от темпов строительства жилья, поскольку сейчас основная масса наших новых абонентов - новоселы. Хотя определенную долю занимают и корпоративные клиенты.
Мы считаем, что в течение последних двух лет массовый спрос на данную услугу был насыщен. Если еще 2 года назад мы вводили по 150 тысяч новых номеров, и очередь составляла несколько десятков, даже сотен тысяч, то на 1 января 2006 года количество заявок на установку телефона сократилось до 17,5 тысяч. На 1 декабря их осталось немногим более 12 тысяч. Причем половина этих заявок уже в работе, а значит, доступ к услуге будет получен в течение ближайшего времени.
МГТС сталкивается с проблемой нехватки номерной емкости?
- Нет, я считаю, что сейчас этой проблемы нет. Нам, безусловно, необходим большой номерной ресурс при проведении работ по реконструкции, поскольку мы в течение года меняем до полумиллиона номеров. И еще около 80-100 тысяч необходимы для развития компании. На сегодняшний день мы сформировали определенные планы по реконструкции и согласовали их с министерством, поэтому тот номерной ресурс, который нам необходим, предоставляется.
К 2008 году в России будет введена единая справочная служба «112» и в связи с этим освобождаются номера, начинающиеся с этой цифры. Ведутся ли в МГТС такие работы? К какому сроку их планируется завершить?
- До конца 2007 года необходимо обеспечить высвобождение номера «112», который станет единым телефоном ключевых экстренных служб. Подготовительная работа уже ведется, в течение 2007 года мы выполним все необходимые мероприятия, чтобы освободить этот индекс и чтобы обеспечить нашим абонентам доступ к телефонному номеру экстренных служб.
Есть ли в Москве проблема спаренных телефонов?
- Да, в Москве есть еще на сегодня значительное количество спаренных телефонов. И если мы считаем, что победили проблему с очередью на установку телефонов, то спаренные телефоны - это проблема, которую мы должны решить в течение ближайших 4-5 лет. В основном мы проводим распаривание телефонных номеров в ходе реконструкции. Мы реконструируем порядка 500 тысяч номеров в год, и все спаренные номера, которые входят в эту номерную емкость, подпадают под распаривание, причем бесплатное.
Сколько сейчас спаренных телефонов в Москве?
- Порядка 300 тысяч.
Насколько сейчас выгодно компании предоставление услуг с помощью таксофонов?
- Абсолютно невыгодно. Но мы считаем, что это социальная услуга, которая в рамках такого мегаполиса, как Москва, безусловно, необходима, в том числе для приезжих. Для нас она абсолютно нерентабельна, но, принимая во внимание социальную нагрузку, которую мы несем, мы сегодня поддерживаем парк из порядка 8 тысяч таксофонов.
Их число будет меняться?
- Количество таксофонов мы увеличивать не будем. Возможно, мы будем его снижать в зависимости от потребности города.
Мы планируем использовать таксофоны для предоставления дополнительных услуг. В частности, в следующем году мы готовимся вместе с Космтаром-ОТС развернуть сеть WiFi, в которой будут использоваться таксофоны для размещения так называемых хот-спотов. Порядка 2-2,5 тысяч таксофонов будут являться точками предоставления услуги WiFi.
Сколько это потребует инвестиций?
- Со стороны МГТС это совершенно минимальные инвестиции. Мы имеем на сегодняшний день таксофонную базу, и нужно будет провести небольшие изменения, чтобы они могли поддерживать хот-споты.
Такие таксофоны будут расположены в основном в тех местах, где на сегодня есть наибольшая потребность доступа в Интернет. Безусловно, это центр города, аэропорты... Первые такие таксофоны мы уже устанавливаем в Шереметьево-2.
Каковы итоги введения СРР? Сколько средств МГТС заработал на введении СРР?
- Можно подвести итоги первых трех месяцев после введения этого принципа, с того момента как наши абоненты стали оплачивать звонки с местных телефонов на телефоны сотовых операторов.
Выручка от СРР за третий квартал составила порядка $15 миллионов. Из 1,5 рублей, которые платит абонент за минуту, 95 копеек мы отдаем мобильным операторам, минус НДС, в итоге у МГТС остается не так много. Так что для нас этот бизнес нельзя назвать высокодоходным.
Много стали звонить с фиксированных на мобильные после введения СРР?
- Если сравнивать с активностью до 1 июля, очевидно, в течение первого месяца был определенный провал, то есть активность была снижена. Затем люди по итогам июля в августе посмотрели, во что обходятся данные звонки, и активность была практически полностью восстановлена. На сегодняшний день можно сказать, что активность абонентов при выходе на мобильные сети с фиксированных сейчас не ниже, даже немного выше той, которая была до 1 июля. Количество знонков практически не изменилось, а вот говорить стали дольше...
Много счетов выставляется за звонки со стационарных на мобильные телефоны?
- В месяц в среднем выставляется порядка 2,8 миллиона счетов на сумму около 160 миллионов рублей в месяц.
После либерализации рынка дальней связи много абонентов перешло от Ростелекома к МТТ?
- Для того, чтобы произошла реальная демонополизация, необходимо, чтобы абонент имел возможность в случае необходимости получить услугу междугородной связи любого оператора, который имеет соответствующую лицензию. На сегодня выбор состоит из Ростелекома и МТТ. С начала года порядка 200 тысяч абонентов получили возможность выбора оператора дальней связи в режиме хот-чойс, то есть путем набора кода оператора. И еще более 6 тысяч выходят на межгород через МТТ - это те, кто заключил договора.
Какие планируются финансовые показатели на 2007 год?
- Я не могу этого сказать, потому что не утвержден бюджет. Кроме того, он будет корректироваться с учетом утвержденных тарифных планов.
Прогноз финансовых показателей на 2006 год не пересматривался?
- Нет, в нашей компании бюджет не пересматривается, какие бы изменения не происходили.
Какой объем инвестиций запланирован на 2007 год?
- Бюджет не утвержден, точно сказать не могу. Но они будут на уровне 2006 года - около $250 миллионов.
На что планируется направить эти средства?
- У нас три основных направления: реконструкция, развитие нашей технической инфраструктуры, в первую очередь - развитие нашей мультисервисной сети, посредством которой мы предоставляем услуги широкополосного доступа, и автоматизация процессов.
В этом году мы практически завершили внедрение корпоративной информационной системы, что для нас сейчас, безусловно, очень важно. С одной стороны это важно для нас как для компании, входящей в группу компаний, являющихся биржевыми после выхода на IPO. Прозрачность бизнеса очень важна. С другой стороны, это важно нам, поскольку сейчас проходит оптимизация всех бизнес-процессов.
Планируются ли финансовые заимствования в 2007 году?
- Никаких долгосрочных заимствований на следующий год мы не планируем. Краткосрочные могут появиться в определенных ситуациях, но пока необходимости в них нет и не предвидится..
Как обстоят дела с долгами государства по льготникам?
- Осталась еще задолженность ооло $30 миллионов, мы еще летом подали соответствующие иски к Минфину. Часть из них рассмотрена, и по ним принято решение в пользу МГТС, а по остальным решение должно быть принято в начале следующего года.
Велика ли задолженность абонентов перед МГТС?
- Нельзя сказать, что она очень большая. Наоборот, она имеет определенную тенденцию к снижению. Сейчас можно оплатить счет через Интернет, банкоматы, через автоматы экспресс-оплаты, и снижение задолженности связано во многом с тем, что люди стали активно использовать эти возможности. Необходимо отметить, что всплеск
задолженности произошел по итогам первых месяцев после введения принципа «платит звонящий». Всплеск этот произошел к сентябрю. Людям потребовалось время, чтобы понять, каким образом они должны оплачивать эту услугу и каким образом эта услуга отражается в общем счете, который мы направляем абонентам. Мы сознательно пошли на временное увеличение срока оплаты наших услуг дополнительно на 3 недели.
Если на начало года дебиторская задолженность составляла около 28 миллионов рублей, то к сентябрю она возросла почти в три раза и составила порядка 70 миллионов рублей. Но уже в течение следующего месяца, в октябре-ноябре она упала до 19 миллионов рублей. Общее количество наших дебиторов составляет из месяца в месяц примерно 30-40 тысяч абонентов.
Злостных неплательщиков не очень много, и таких мы отключаем. Однако для большинства сновная причина задолженности - это несвоевременная оплата услуг. Мы всегда настоятельно рекомендуем абонентам при оплате счета авансом вносить определенную сумму, пополняя свой счет.
Как, по вашему мнению, будет развиваться рынок фиксированной связи в Москве в ближайшее время?
- Безусловно, самый интенсивный рост будет в части широкополосных услуг и всех услуг, которые посредством широкополосного доступа могут быть предоставлены: это интеренет, телевидение, видео и т.д. В этом у меня нет никаких сомнений.
Если компания замкнется на предоставлении только голосовой услуги, то она может потерять рынок с точки зрения выручки.
Поэтому мы настроены на предоставление всего перечня услуг - и фиксированных, и конвергентных. Причем конвергентные услуги будут востребованы не только среди абонентов, но и среди операторов фиксированной и мобильной связи. Объединение ресурсов, применение технологий и возможностей позволит нам удержать ту долю рынка, которая есть на сегодняшний день.
Планирует ли МГТС сокращение персонала?
- Конечно. В этом году мы сократили около 1200 сотрудников. В следующем году планируется сократить примерно 1000. Этот процесс будет продолжаться, пока не закончится реконструкция сети, - до 2012 года.
Сокращение связано с реконструкцией - заменой аналогового оборудования на цифровое, что позволяет значительной сократить количество работников. Также сокращение связано с изменением бизнес-процессов, переводом непрофильных направлений бизнеса на аутсорсинг.
Планируется ли увеличение заработной платы персоналу?
- В следующем году мы планируем перейти на новый порядок оплаты труда и максимально замотивировать сотрудников, привязать часть оплаты к конечным целевым результатам, которых они должны достигнуть. В рамках этой новой системы оплаты, новой системы мотивации наши сотрудники будут иметь возможность получать зарплату больше, чем они получают на сегодняшний день.
Год подходит к концу... Какое событие для компании вы считаете наиболее важным в уходящем году?
- Много было очень серьезных событий. Но, безусловно, первым вспоминается выход на IPO в составе «Комстара-Объединенные Телесистемы», который очень серьезно повлиял на бизнес-процессы, на отношение рынка, на взаимодействие с инвесторами, нашими акционерами. Безусловно, это самое значительное событие, которое внесло изменения в деятельность каждого в нашей компании.