На прошлой неделе в преддверии наступающего избирательного года президент страны встретился с вождями наших главных отечественных партий и призвал их быть мягче друг с другом и, конечно же, не разжигать среди избирателей страсти разными глупыми лозунгами, вроде: «Россия - для русских!»
И это, правильно. А то ведь как-то не очень политкорректно иногда получается. То Грызлов намекает Миронову с усмешкой: «Это же надо, «справедливая», видите ли, у него партия!» А Миронов, мысленно проводя руководству нижней палаты болевой прием - он же бывший десантник - возражает: «Смехи мне с вас с утра до потолка - «единая» Россия! Придумают же такое!». Ну и т.д.
О ксенофобии даже не говорю, и так все ясно. Прав президент, прав.
Есть, правда в этой справедливой заботе о предвыборной благодати, на мой взгляд, и одно, но существенное недоразумение. Какой уж тут накал страстей после всех избирательных поправок недавнего времени, которые, фактически, как колыбельная песня, мягко и нежно уговаривают всех избирателей России в день выборов остаться дома в теплой постели. На мой взгляд, впору, скорее, будить, а не убаюкивать. Не партии, естественно, а избирателей.
Или отечественная демократия и вправду останется довольной, и будет считать себя легитимной, если на выборы придет лишь одна тетка Матрена, да и то только потому, что она ничего не слышала о поправках, проведенных в избирательный закон парламентским большинством? И зачем тогда наш компьютеризированный Центризбирком? Чтобы фиксировать неявку?
Не знаю отчего, но многие почему-то уверены, что наш народ в своей массе равнодушен к тому, что происходит вокруг. Да что вы! Все как раз наоборот. Если верить статистикам, размежевание в нашем обществе достигло предела. Согласно опросам Левада-Центра, 50% одобряют государственный запрет на грузинское вино, а 38% хотят пить только «Ахашени». Еще хуже с молдавским коньяком: тут вообще 44% против 43%.
О политике даже не говорю. Как выясняется, 55% наших соотечественников рвутся в Евросоюз, а остальные не рвутся. Просто не понимаю, где наши молодые амбициозные политики. Конечно, нас в Евросоюзе пока никто не ждет. Но какие блистательные перспективы на будущее будет иметь партия, которая главной своей целью заявит - вступление в Евросоюз. Во многих странах бывшего соцлагеря благодаря этому лозунгу и побеждали. Даже если огромного русского медведя в крохотный Евросоюз никогда и не возьмут, это неважно. 55% электората, считайте, уже за вас. Сам в такую партию не вступлю, но идею дарю.
Проблема не в равнодушии граждан, а в том, что их мнение мало кого в реальности волнует. Число граждан, что умудряются в нашей стране существовать без мнения, вычислить не так уж и сложно. Например, как выясняется у нас только 7% - то ли счастливцев, то ли, наоборот, окончательно отчаявшихся, которые вообще не имеют ни малейших претензий к правительству. Т.е., им уже все равно, что холодная вода из проруби, что горячая из крана. Или это и называется, выражаясь куртуазно, нирвана.
Остальные все еще видят, слышат, думают и даже возмущаются. 48% в ноябре этого года, например, прямо указали правительству, что оно «не может справиться с ростом цен и падением доходов населения», однако, судя по предыдущим показателям, этот народный вердикт на правительство не действует никак. Судите сами. Те же 48% возмущались - тем же самым - и в декабре 2005-го, и в октябре 2003-го. Если мы так очевидно застряли на этой проклятой точке, то выводов может быть только три: либо нас не слышат, либо нас игнорируют, либо вышестоящие граждане все слышат, изо всех сил стараются нам помочь, но ничего не могут поделать. Только не задавайте вопроса, почему тогда все эти граждане хором не подают в отставку!
Именно потому, что не подают, я и вынужден говорить о выборах, пытаясь просчитать наши шансы на успех. Если, скажем, вы читатель и, например, я по собственной инициативе все-таки придем на избирательные участки, то нас, конечно, посчитают. Получится плюс два. Плюс, предположим, ваша старшая дочь и моя жена. Четыре. Плюс сын, если я его сумею оттащить от компьютера. Пять. Все равно мало, даже если тетка Матрена перепутает клеточку и проголосует так же, как и мы. Мы же все знаем: все равно, где надо и кому надо обязательно подадут автобус. А в автобусе, простите, сколько сидячего электората вмещается? Естественно сидячего, кто же на выборы в демократической стране едет стоя?
В результате на сайте Левада-Центр в той же самой графе ровно через год будет красоваться все та же цифра в 48%. А это, напомню «рост цен и падение доходов населения». Моих и ваших доходов. Наверняка даже тех, кто ехал в автобусе, просто они этого еще не понимают.
Если все это и есть «суверенная демократия», то тогда я просто за демократию. И, уж, конечно, против нирваны.
Как быть? Тут мне один растерянный избиратель написал: «Объясните, зачем идти голосовать, если в бюллетене лишь один вопрос: кто мне нравится больше Маша Малиновская или г-жа Слизка? А я люблю свою жену Олю». Объясняю: так и пишите Олю. Нет теперь такой графы «против всех», значит, перечеркните этот официальный листок, а сверху честно напишите объяснительную записку Центризбиркому: «Люблю Олю!»
И это уже поступок свободного человека. А как вы думали, именно так и начинается подлинная демократия. Иначе плохо. Знаете, есть такой термин «несостоявшееся государство»? Но есть и «несостоявшиеся демократии». Несостоявшихся государств не так уж в мире и много, а «несостоявшихся демократий» - пруд пруди. Будем дремать и дальше, и мы окажемся в том же самом пруду.
«Несостоявшаяся демократия» - это когда формально все признаки демократии вроде бы есть, но демос тут ни при чем: что ему сверху говорят, то он и делает. А настоящая демократия - это наоборот - демос (на выборах) говорит, а власть делает. А если не делает, то такую власть на следующих выборах прокатывают. Трудность перехода от первого варианта ко второму только одна - надо встать с постели и дойти до избирательного участка.
Короче, есть претензии к законодателям, превратившим выборы в формальность, есть претензии к избирателям, что готовы смириться с тем, что законодатели держат их за дешевую «подтанцовку», но, есть, конечно, претензии и к самим партиям.
Прежде всего, конечно, к парламентскому большинству, то есть, к «Единой России». Почему имея в руках все предвыборные козыри, имея уже на руках «паспорт о совершеннолетии», т.е., вполне приемлемую, очень грамотно написанную партийную программу (за ее отсутствие единороссов долго и справедливо ругали), партия, тем не менее, избегает открытой конкуренции и делает ставку не на активного избирателя, а на того, кто выборы проигнорирует?
Неужели не ясно, что так можно себе обеспечить власть, но не демократию в стране.
Наконец, как я уже говорил, дело не только в формальной легальности. Для правящей партии не менее важна ее легитимность, что появляется (или не появляется) в сердце и голове гражданина. Без этой легитимности у правящей партии только одни неприятности.
Или «Единая Россия» живет лишь одним днем, не заглядывая в будущее?
А что если вдруг российскому гражданину все-таки захочется однажды попробовать настоящей демократии и он встанет в день выборов с постели?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции