Церемония вручения Нобелевских премий
Церемония вручения Нобелевских премий, учрежденных Альфредом Нобелем, и Нобелевской премии мира проходит каждый год в день смерти А.Нобеля, в Стокгольме (Швеция) и Осло (Норвегия). 105 лет назад, 10 декабря 1901 года, состоялась первая церемония вручения Нобелевских премий. Сам же Нобелевский комитет, выплачивающий премии, был создан в 1900 году. Альфред Нобель, шведский изобретатель и фабрикант, первоначально в своем завещании, составленном 14 марта 1893 года, выразил желание направить средства от своих патентов на строительство крематориев в крупных городах, чем, по его мнению, должен был заниматься стокгольмский Каролинский институт. Однако еще в 1886 году папа римский признал кремацию неподобающей формой погребения. В 1895 году Нобель составил другое завещание, где приказал создать фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты, в соответствие с завещанием, делились на пять равных частей, которые предназначаются для поощрения открытий в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы и особые достижения перед человечеством в дело мира (Нобелевская премия мира). За время существования премии было введено лишь одно новшество - в 1968 году Шведский банк по случаю своего 300-летия предложил выделить деньги на премию по экономике, и Нобелевский комитет принял на себя обязательство по их распределению. Официально именуемая как премия по экономике памяти Альфреда Нобеля впервые была присвоена в 1969 году. По традиции премии по физике, химии, медицине, литературе и экономике вручает в Стокгольме в концертном зале король Швеции. Каждый лауреат получает из рук монарха золотую медаль с изображением учредителя премий Альфреда Нобеля и диплом. Денежная часть премии переводится лауреатам согласно их пожеланиям. В тот же день вечером в стокгольмской ратуше проходит нобелевский банкет с участием короля и королевы Швеции, членов монаршей семьи, нобелевских лауреатов, главы правительства Швеции, председателя риксдага, видных ученых, общественных деятелей. В этом празднестве участвуют более тысячи гостей. Нобелевскую премию мира в Осло в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи вручает председатель норвежского Нобелевского комитета. Премия мира включает диплом лауреата, медаль и денежный чек. Сумма премии непостоянна, она изменяется в зависимости от доходов Нобелевского фонда. Принятие решения о присуждении премии мира доверено Норвежскому Нобелевскому комитету, члены которого выбираются стортингом (парламентом Норвегии) из числа норвежских общественно-политических деятелей, но они полностью независимы от стортинга в принятии решения о лауреате. Правом предлагать кандидатуры обладают нынешние и бывшие члены норвежского Нобелевского комитета и консультанты норвежского Нобелевского института, национальные парламенты и правительства, члены Межпарламентского союза, Международного суда в Гааге и Международного арбитража, Международного бюро мира, Института международного права, профессора университетов, читающие курсы правоведения, государственного права, истории или философии, лауреаты Нобелевской премии мира. Премия мира может присуждаться как отдельным лицам, так и официальным и общественным организациям.
День прав человека
В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН предложила всем государствам и заинтересованным организациям отмечать 10 декабря как День прав человека, который знаменует годовщину принятия Ассамблеей Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. К понятию «права человека» человечество пришло не сразу. Впервые о правах личности заговорили французские просветители Вольтер и Жан Жак Руссо. Прошло еще почти два столетия, прежде чем человечество созрело до понятия и принятия общего кодекса прав человека. 10 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозглашающую права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие). В Декларации заявлено также, что все люди имеют равные права, которые не зависят от их личностных отличий и от разницы в политических системах их стран. Декларация не носит обязательного характера. В основу документа были положены все имеющиеся на тот момент наработки человеческой мысли в данном вопросе. Это был первый опыт коллективной разработки универсального документа по правам человека. Многие страны включают основные положения Декларации в свое базовое законодательство и конституции. Ее принципы лежат в основе многих пактов, конвенций и договоров по правам человека, заключенных с 1948 года. Наиболее широкими обязательными соглашениями по правам человека, заключенными под эгидой ООН, являются Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, подписанные 16 декабря 1966 года. За соблюдением принятых пактов, конвенций и договоров по правам человека наблюдает Верховный Комиссариат ООН по правам человека. Верховный комиссар командирует своих посланцев в разные страны мира для составления отчетов о соблюдении прав человека на местах. Если права не соблюдаются, то в дело вступают трибуналы. В России в настоящее время существуют около 40 официально зарегистрированных организаций по правам человека. 10 декабря традиционно проходит церемония награждения премиями ООН в области прав человека.
70 лет назад (1936) умер Луиджи Пиранделло, итальянский писатель, драматург, лауреат Нобелевской премии
Луиджи Пиранделло родился 28 июня 1867 года в Джирдженти (ныне Агридженто, Сицилия) в семье преуспевающего владельца серного рудника. Получил филологическое образование в Римском и Боннском университетах. С 1890 года жил в Риме. Литературную деятельность начал как поэт в 1889 году (сборник «Радостная боль»). Первый сборник новелл - «Любовь без любви» (1894). В сборнике «Новеллы на год» (1922) появляется стремление показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. В романе «Покойный Маттиа Паскаль» (1904) показано противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» человека, живущего в современном обществе. Сюжеты многих пьес Пиранделло заимствованы из ранее написанных им новелл. В драматургии Пиранделло в 1910-1917 годах преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте («Лиола», 1916). В дальнейшем они уступают место исполненным парадоксов философско-психологических драмам на итальянском языке, написанным под влиянием идеалистических концепций. Так же на творчество Пиранделло определенное воздействие оказала веристская драматургия. В драме «Шесть персонажей в поисках автора» (1921) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им «маски». Та же проблема, но в другом аспекте поставлена в драме «Обнаженные одеваются» (1923), в которой автор обличает ханжескую мораль «порядочных» людей. Бунт против действительности и создание иллюзорного мира возникают в драмах «Генрих IV» (1922), «Жизнь, которую я тебе даю» (1924); субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверждается в драмах «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1930). В 1925-1928 годах Пиранделло был главой римского Художественного театра, где как режиссер ставил собственные пьесы, пьесы современных ему итальянских авторов (Массимо Бонтемпелли, Де Стефани, К.Паволини и др.) и драматургию зарубежных авторов. Луиджи Пиранделло - лауреат Нобелевской премии по литературе (1934) «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
105 лет назад (1901) родился Михаил Николаевич Румянцев, цирковой артист, народный артист СССР; выступал под маской «Карандаш»
Карандаш (Михаил Николаевич Румянцев) родился в Петербурге. Учился в школе рисования и черчения, работал плакатистом, занимался акробатикой. В 1930 году окончил курсы циркового искусства. Первая клоунская маска - Рыжий (псевдоним «Рыжий Вася»), затем работал под маской Чарли Чаплина. В 1934 году на арене цирка появился Карандаш (по имени художника-карикатуриста Каран д'Аша). Персонаж, созданный артистом, - трогательный, забавный, добродушный чудак. Долго и тщательно Карандаш трудился над своим костюмом: в результате появился смешной зеленый пиджак и черная шляпа. А вскоре Карандаш стал выходить на манеж в сопровождении скотч-терьера, который на ковре смотрелся как большая черная клякса. Так облик коверного клоуна с собачкой получил окончательное завершение. «Карандаш и Клякса» - образ, которому было суждено остаться в истории. Карандаш исполнял преимущественно пантомимические репризы, почти всегда связанные с выступлениями артистов программы, но не ограничивался пародированием номеров, а создавал комические миниатюры. Например, в сценках, сопровождавших выступления канатоходцев, клоун совершал прыжок с каната в сетку и за эти мгновения от страха успевал поседеть (подменял парики); после купания в бассейне с морским львом «сушился» на веревке, прикрепив себя к ней огромными прищепками. В сценке «Случай в парке», ставшей цирковой классикой, персонаж пытался восстановить, путая гипсовые части фигуры, случайно разбитую им статую Венеры Милосской. Выступления Карандаша чаще всего становились гвоздем цирковой программы. В годы Великой Отечественной войны показывал себя острым, блестящим сатириком. В этот период были созданы такие его произведения, как «Рама», «Война», «Как фашисты шли на войну и обратно», «Речь министра пропаганды Геббельса», «Гитлер и карта мира». С 1946 года Карандаш часто возглавлял клоунские группы. Среди его учеников и партнеров - Юрий Никулин, Борис Вяткин, Михаил Шуйдин и многие другие. Снимался в кино: «Девушка с характером», «Старый двор», «Концерт фронту», «Иван Никулин - русский матрос», «Карандаш на льду». Неоднократно гастролировал за рубежом. Карандаш выступал на арене 53 года. Умер выдающийся артист в 1983 году. О нем рассказывают легенды, о нем ходят анекдоты. Главное - о нем помнят.
100 лет назад (1906) умер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, писатель
Николай Георгиевич Михайловский (литературный псевдоним Н.Гарин) родился 20 февраля 1852 года в Петербурге в дворянской семье. Его крестным отцом был император Николай I. Окончил институт путей сообщения в Петербурге в 1878 году. Проявил себя как талантливый инженер, работая на строительстве крупных железных дорог, в том числе Великого Сибирского пути. Увлекшись народничеством, в начале 1880-х годов поселился в своем имении в Самарской губернии. Пытаясь доказать жизненность «общинного быта», занялся социальным реформаторством, которое, однако, закончилось неудачей. Разочаровавшись в народнических идеях, сотрудничал в марксистских изданиях, помогал партии большевиков материально. В литературе Гарин выступил как реалист и демократ. В рассказах 1890-х годов отразил процесс расслоения деревни, рисовал образы технической интеллигенции и рабочих. Наиболее значительные произведения - тетралогия «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликованы в 1907 году) - посвящены судьбам молодого поколения интеллигенции «переломного времени». Результатом многочисленных путешествий явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899). В 1898 году, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изданы в 1899 году). В начале 1900-х годов сотрудничал в издательстве М.Горького «Знание». Умер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года на редакционном заседании журнала «Вестник жизни», где читалась его пьеса «Подростки». «Счастливейшая страна Россия, - говорил он за несколько дней до смерти, - сколько интересной работы в ней, волшебных возможностей, сложнейших задач». Похоронен Гарин-Михайловский в Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.
День марийской письменности (Праздник Марий Тиште Кече)
10 декабря 1775 года императорская Академия наук в Санкт-Петербурге издала первую марийскую грамматику «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка». Ее автором считают казанского архиепископа Вениамина Пуцек-Григоровича. Учитывая историческую значимость издания первой грамматики марийского языка, с 10 декабря 1998 года в Республике Марий Эл отмечается День марийской письменности - Марий Тиште Кече. Литературный язык марийцев сформировался в начале ХХ века. Большую роль сыграли в этом «Марийские календари» (1907≈1913), в которых печатались произведения первых марийских писателей (С.Г.Чавайн, М.С.Герасимов-Микай, Н.С.Мухин и другие). Марийский язык относится к финно-угорской семье языков. Распространен в Республике Марий Эл, Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Нижегородской, Кировской и Свердловской областях, Пермском крае. Язык имеет четыре наречия: луговое, восточное, горное и северо-западное (юго-запад Кировской области). Марийская письменность развивается с XIX века на основе русской графики. Существуют две разновидности литературного языка: лугово-восточный и горно-марийский. Марийский (горный и луговой) язык, наряду с русским, является государственным языком Республики Марий Эл, средством обучения и предметом изучения в начальной и средней школе. В вузах используется как средство обучения гуманитарным предметам и изучается как предмет. На марийском языке издается учебная, художественная и публицистическая литература, выходят газеты и журналы, осуществляется теле- и радиовещание, функционируют театры. Центрами научного изучения языка являются Марийский государственный университет, Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Марийский педагогический институт. В Екатеринбурге развитием и поддержанием марийского языка и культуры занимается национально-культурное общество «Пиал». При обществе функционирует одноименный этнографический ансамбль.