Виктор Литовкин, военный обозреватель РИА Новости.
На Украине вице-премьера, министра обороны России Сергея Иванова, принял президент Виктор Ющенко, премьер-министр Виктор Янукович и, конечно, украинский коллега - Анатолий Гриценко.
Посещение Киева российским гостем происходило накануне государственного визита на Украину президента России Владимира Путина. Известно, что между двумя государствами остается много нерешенных проблем, в том числе и по базированию в Крыму Черноморского флота. И возникает естественный вопрос: как далеко продвинулись силовые министры в их решении накануне президентского диалога?
Впрочем, на одном из первых мест в повестке дня, как сообщали информационные агентства, значилось подписание плана сотрудничества оборонных ведомств двух стран на 2007 год, а также обсуждение вопросов двусторонних контактов и военно-технических связей. Вроде бы, какие тут существуют сложности? Ведь в 2006 году прошло 36 совместных мероприятий, а на 2007-й запланировано 44. Рост - налицо. Увеличится число взаимных посещений военных делегаций, их участие в научно-практических конференциях, украинские коллеги получат возможность вести боевые стрельбы на российских полигонах противовоздушной обороны в Ашулуке (Астраханская область) и Телембе (Читинская область).
Территория этих полигонов позволяет стрелять ракетами зенитных комплексов С-300П и С-200 на предельную дальность. У С-200 это, как известно, 300 км. Проводить такие учения в Крыму, как это с небольшим перерывом, связанным с гибелью пассажирского лайнера Ту-154, делали украинские военные, все же чревато повторением трагического случая. Теперь у них появляется возможность не подвергать никого существенному риску и не «воевать» в том районе, где сходятся международные трассы многих воздушных судов.
Проблема денег хотя и не выпячивалась на переговорах между Сергеем Ивановым и Анатолием Гриценко, но незримо присутствовала за каждым нюансом российско-украинского военного сотрудничества или, скажем так, «несотрудничества». Вот только один пример - военно-технические связи между двумя странами принесли в казну России только 37 млн. долларов, а самый крупный контракт, который заключили «оборонщики» по освидетельствованию и подготовке плана ремонта и модернизации зенитно-ракетных комплексов С-300В, что стоят на вооружении Украины, «потянул» на целых... 64 тыс. долларов. Это - на фоне российских контрактов с Китаем и Индией, которые «стоят» более 5 млрд. долларов. А ведь почти на каждом образце боевой техники, которым вооружена армия России и Украины, есть российские и украинские комплектующие.
Как исправить ситуацию? Вопрос очень сложный. После того, как украинское руководство взяло курс на вступление в НАТО, очень многие научно-технические и военно-производственные связи между Москвой и Киевом и между их оборонно-промышленными комплексами были свернуты. Россия, в частности, отказалась и от совместного производства военно-транспортного самолета Ан-70, что повергло в шок украинских коллег. На самолет затрачено более миллиарда долларов, а главный партнер и производитель (самолеты должны были делать на Омском заводе) выходит из проекта. Фактически сводит его к нулю.
Сергей Иванов подтвердил в Киеве, что военное ведомство России не будет покупать Ан-70 по многим причинам. В том числе и потому, что этот самолет стал больше заявленного в его тактико-техническом задании веса, а в этой категории у российских военных есть свой самолет Ил-76МФ и его модификации. Поэтому в работе над ним не будут участвовать и государственные авиастроительные структуры. А что касается отдельных фирм, которые хотят и будут сотрудничать с ОКБ Антонова по доводке «транспортника» Ан-70, то тут нет никаких препятствий.
Такое решение не было новостью для украинских «оборонщиков». Впрочем, российским партнерам удалось подсластить эту «горькую пилюлю». Российская и украинская делегации договорились в Киеве о создании совместного предприятия по обслуживанию и модернизации зенитно-ракетных комплексов «Бук», С-300П и С-300В. В том числе и за рубежом, в третьих странах. В это предприятие войдут отдельные организации российской фирмы «Оборонительные системы» и украинского «Укрспецэкспорта». Правда, вступит в действие это соглашение только после того, как президенты двух стран - Владимир Путин и Виктор Ющенко подпишут специальное соглашение об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества. Такое соглашение уже подготовлено и парафировано министрами.
Для специалистов не секрет, что сами украинцы, как и болгарские «оборонщики», чешские, венгерские, другие, занимаются поставками за рубеж российской военной техники, ее модернизацией и ремонтом, не получив на это согласия фирмы-держателя интеллектуальных прав на это вооружение. Более того, заменяя там вышедшие из строя детали на контрафактные, подрывают авторитет российского оружия, а значит, и экономику предприятий, выпускающих эти боевые машины, самолеты и вертолеты. После того, как соглашение об охране интеллектуальных прав будет подписано, делать это будет труднее. Тем более, если к нарушителям станут применять нормы уголовного преследования.
Как сообщают информационные источники, в кулуарах переговоров между двумя министрами одним из высокопоставленных чиновников российского военного ведомства было сказано, что, если Украина откажется от вступления в НАТО, то сотрудничество между Москвой и Киевом в военно-технической области может возрасти на порядки.
Тем не менее, на переговорах между Сергеем Ивановым и его украинским коллегой Анатолием Гриценко решено, что украинские корабли вместе с российскими примут участие в средиземноморской операции НАТО «Active endeavor» («Активные усилия»). Оперативная совместимость Черноморского флота и Военно-морских Сил Украины намного выше, чем, к примеру, у моряков России и НАТО, и это должно помочь кораблям двум стран более успешно действовать в составе коалиции.
По вопросу гидронавигационных объектов, маяков и другого оборудования, что прямо влияют на безопасное плавание в прибрежных водах Крымского полуострова и на которые претендуют госструктуры Украины, договориться не удалось. Это не тема для переговоров министров обороны, заметил Сергей Иванов. Ею занимается подкомиссия Ющенко-Путин. А вот об использовании 31-го испытательного центра под Феодосией, где российские «оборонщики» всегда обкатывали свои новые разработки в области противокорабельных и противолодочных ракет, вопросы сняты. Россия получила разрешение на использование этого полигона.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.