9 декабря на Красной площади пройдет матч звезд мирового хоккея. Встреча в Москве приурочена к 60-летнему юбилею отечественного хоккея, 50-летию первой победы сборной СССР на Олимпийских играх (1956 год, Кортина ди Ампеццо) и 25-летию единственной победы сборной СССР на Кубке Канады, своего рода уникальной игры, когда "родилась" пятерка: Фетисов, Крутов, Ларионов, Касатонов, Макаров.
Многое сейчас воспринимается неоднозначно, многое переоценивается, но факт остается фактом - эта победа стала одной из самых значительных в истории советского и российского хоккея.
Счет разгромный - 8:1 в пользу СССР. Сильнейшие на чужом льду победили сильнейших. В Канаде игра закончилась со слезами на глазах и шоковым состоянием всей нации, в СССР - участники матча стали национальными героями.
В своей статье "Плач канадцев" для газеты "Советский Спорт" Виктор Тихонов писал: "Помню, как радовались у нас в стране. Мы даже после матча не ощутили таких эмоций, как у себя дома. Нас встречали как героев, поначалу не веря, что мы смогли так здорово сыграть на льду родоначальников хоккея. Простой пример: когда после матча мы сидели в номере и живо обсуждали успех, позвонил председатель Спорткомитета СССР Сергей Павлов. Руководитель нашей делегации Валентин Сыч взял трубку и радостно сообщил счет - 8:1!
"Ну неужели не могли поприличнее проиграть, с меньшим счетом?" - послышалось в ответ в трубке. "Да нет же, мы выиграли!" - еще более радостно крикнул Сыч, чуть не подпрыгнув в кресле. Та победа была, конечно, фантастична. Мы еще раз доказали, что в то время класс нашей хоккейной школы был очень высок. Причем победили мы по игре!"
Канадцы готовились к матчу очень серьезно: сказывался авторитет советских хоккеистов, так что сборы у канадцев начались за 5 недель до матча. Ставка была сделана на скорость, точность передач, высокую результативность, но в составе были не только звезды: точнее из 16 лучших нападающих НХЛ сезона 1980-81 шесть не попали в основной состав команды. Впрочем, отмечают, что и без них состав был более чем впечатляющим: Гай Лефлер, Гил Перреулт, Марсель Дион, Денис Потвин, Майк Босси, Ларри Робинсон и Уэйн Гретцки. Тренером был назначен Скотти Боумэн.
Сборная СССР находилась на переходном этапе: шла смена поколений. Завершили свои карьеры Борис Михайлов и Владимир Петров. Валерию Харламову не нашлось место в составе сборной, и через несколько дней, когда команда уже находилась в Канаде, Валерий трагически погиб в автокатастрофе.
"Эта весть мобилизовала ребят, и они посвятили ту победу своему коллеге и другу, - рассказывал Виктор Тихонов. - Мне часто ставили в вину, мол, возьми я Валерия на турнир в Канаду, он бы не погиб. Возможно это и так. Но на тот момент были ребята, которые играли сильнее его, и я не мог поступиться своими правилами: в сборной должны играть сильнейшие на данном этапе хоккеисты! Это закон на все времена и к тому же - мое глубокое убеждение".
Результат игры превзошел все ожидания: как отмечали спортивные комментаторы и специалисты, великая сборная канадцев просто перестала играть! В этом признавались и сами игроки: "Мы прекратили играть после того как результат стал 5:1...", - сказал Майк Льют, вратарь сборной Канады. Со слезами на глазах вышел Уэйн Гретцки, нападающий: "В моей жизни были разочарования, но это самое худшее из всех".
Владислав Третьяк позже писал в своей автобиографической книге: "Я стал свидетелем того, чего никогда не видел. Канадцы просто бросили играть. Они опустили руки и как армия солдат, получившая приказ сдаваться, потеряли свою волю. Мне было жаль их вратаря Майка Льюта. Сборная Канады просто оставила его на растерзание нашим нападающим..."
Кстати, Кубок Канады в СССР так и не попал. Полицейские забрали его у команды, которую не предупредили о том, что уже изготовлена копия. Кроме того, тогда было дано обещание: Кубок Канады больше из страны не уедет.
По информации сайта "Кубок Канады 1981"
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников