К материалу "Александр Литвиненко будет похоронен в Лондоне в четверг"
Жизнь мусульманина от рождения до смерти определяется Шариатом - систематизированным сводом законов, в котором предполагается и целая система правил по переселению в загробный мир.
На сайтах мусульманских общин и на сайте Московской Мемориальной мечети приводятся правила, по которым хоронят принявшего ислам.
Над мусульманином, находящимся при смерти, уже совершаются особые обряды под Руководством духовных лиц и считаются особые погребальные молитвы.
Последний долг перед умирающим - дать ему глоток холодной воды, которая облегчит жажду. Возле умирающего не ведут громких разговоров и не плачут.
- необходимо положить покойного на правый бок, лицом в направлении к Кибле. Также возможно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову. Последний вариант наиболее практикуем и распространен. В случае тех или иных затруднений, можно оставить покойного в том положении и направлении, которое наиболее оптимально для него;
- опустить веки покойного и молиться за него, прося у Всевышнего возведения его на уровень праведников, прощения его прегрешений и освещения его могилы;
Желательно, чтобы все это было сделано одним из близких родственников, который отнесется к этому внимательно и с должным уважением.
Расходы, связанные с приготовлением похорон должны быть взяты из оставленного им наследства. Если такового нет, то материальные расходы берет на себя обеспечивавшие его материально при жизни. Если и этого нет, - то на государственные органы или отдельных имущих мусульман. Муж берет на себя затраты, связанные с захоронением жены.
Приготовление к захоронению должно быть как можно более скорым. Пророк Мухаммад подчеркивал: "Недопустимо удерживать труп мусульманина в кругу семьи (преднамеренно задерживать приготовление его к захоронению и само захоронение) "
Омытие покойного является обязательным для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению. Если таковых нет, то для любого мусульманина.
Если говорить о том, кто должен омыть тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины - женщин. Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними, а при омытии женщины - родственники ее. Что же касается мужа и жены, то большая часть богословов говорит, что они могут омыть тело друг друга.
Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность этого ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни были скрываемы им.
Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: "Пусть именно надежные люди моют ваших покойников".Сам Пророк Мухаммад говорил: "Кто омоет покойного и сокроет его изъяны, тому будет Божье прощение сорок раз".
Пророк призывал: "Говорите о хороших качествах покойных и воздержитесь от упоминания их недостатков".
В случае нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса допускается одиножды омыть или облить все тело покойного водой. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. Если тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают.
Минимальный саван - это когда ткань покрывает все тело покойного одним слоем. Наилучшим же, в соответствии с преданием Пророка Мухаммада является: три полотнища для мужчин и пять - для женщин. Лучше, если они будут белого цвета и пропитаны благовонием.
Саван и мужчин, и женщин перевязывается так, чтобы тело не оголялось. Конец савана у ног можно завязать, направляя в сторону головы, а у головы - направляя в сторону ног. Когда покойного уже положили в могилу, узлы нужно распустить.
Погребение:
Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.
Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.
При раскапывании могилы, должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку. В правой стороне могилы делают нишу (ляхад), которая закрывается необожженными кирпичами или досками, после того, как покойного поместят туда. Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускает муж и ее родственники.
Следует опускать покойного головой вперед с той стороны могилы, где будут находиться его ноги. Можно опускать его со стороны Киблы.
Тот, кто опускает тело в могилу и укладывает в нишу произносит: "Бисмил-ляях ва ‘аля милляти расуулил-ляях". После того, как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы, затем могилу закапывают лопатами.
Женщины в могилу не спускаются.
Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молится запрещено.
Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также лет его жизни устанавливается в области головы покойного.
Лучше, если семья покойного в дни похорон не будет заниматься приемом гостей и приготовлением поминальных угощений. В этом им могут помочь соседи или близкие.
Соболезнования высказываются до захоронения и после него в течение трех дней. Смысл его - успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: "Пусть Аллах воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение, и пусть простит возможные прегрешения покойного". Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.
Плачь по причине сердечной боли допускается, но оплакивание, особенно сопровождаемое криками и воплями крайне порицаемо, грешно и наносит боль покойному.