Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.
Уго Чавес, а с ним заодно и Куба, крайне обеспокоенная болезнью Фиделя и своим будущим, празднуют победу на президентских выборах в Венесуэле. Победа была предсказуемой - опросы еще до выборов говорили, что оппонент Чавеса отстает на десятки процентов, но определенная доля волнения, естественно, присутствовала. И в Каракасе, и в Гаване, которая сейчас экономически зависит от венесуэльской нефти и денег, а в плане политическом именно в Чавесе видит нового радикального регионального лидера.
Впрочем, в последнем выводе кубинцы не одиноки, Уго Чавес, зажигательный оратор и немного политический озорник (вспомним хотя бы его речь в ООН) уже давно убедил всех, что наследником идей Боливара и продолжателем дела Фиделя Кастро будет на континенте именно он.
Сразу же после избирательного триумфа - проигравший уже поздравил победителя - Уго Чавес объявил о начале новой социалистической эры в истории страны. Формально поддержка более 60% избирателей дает ему на это право.
Тем не менее, к подобным заявлениям я бы рекомендовал отнестись с осторожностью. Если все, что говорит политик вообще, умные люди рекомендуют делить на два, то в случае Латинской Америки, то же самое лучше делить на десять. Да, можно не сомневаться, что антиамериканская риторика Чавеса продолжится и возможно даже усилится. Да, несомненно, Уго Чавес будет продолжать, а возможно и внесет нечто новое в свой курс социально ориентированной экономики. Да, Чавес будет и дальше поддерживать Кубу и другие страны, условно говоря «левой ориентации» на континенте. Но не думаю, что он будет коренным образом ломать экономику и, уж, тем более, создавать по советскому образцу Госплан.
Кстати, и его кумир - Фидель, что стал коммунистом поневоле - американцы заставили - после развала СССР, стал дрейфовать от социалистических идей к традиционным для континента боливарианским идеям. А это вовсе не социализм. Это борьба за подлинный суверенитет и борьба с бедностью. То, что все это Уго Чавес называет социализмом - его дело. Во-первых, он просто еще не придумал новый и чисто венесуэльский термин, а, во-вторых, наверняка не без удовольствия опять дергает за бородку «дядю Сэма». Наконец, и Чавес читает книжки, поэтому понимает, что на одной нефти социализм не построишь - в СССР это уже пытались.
Кто-то ставил Чавесу в упрек, что он появлялся перед публикой уже перед самыми выборами, но речи он не произносил - охрип и осип, все, выплеснув в предвыборную кампанию. Так что агитировал за него разве что красный галстук. Но больше агитировало то, что он успел сделать в предыдущий срок. Президент Венесуэлы установил жесткий контроль над государственной нефтяной компанией Petroleos de Venezuela, во многом обрубив щупальца коррупции. Нефтяные сверхдоходы он и направляет сегодня на строительство больниц и школ, реализацию аграрной реформы, ликвидацию безграмотности и прочие социальные программы. В столичном Каракасе хватает, естественно, и врачей, и учителей, а вот провинция до прихода к власти Чавеса умудрялась обходиться без них. Теперь в провинцию направились - за немалые, кстати, деньги для «Острова Свободы» - кубинские профессионалы. Это они теперь лечат и учат венесуэльских бедных.
Оттого Чавеса и переизбирают. Причем уже не первый раз он набирает свыше 60% голосов. Нравится значительной части венесуэльского электората и антиамериканская риторика своего лидера. Нравится и то, как он, при своем вроде бы экстравагантном облике, очень грамотно и прагматично играет на торговых противоречиях между США и Евросоюзом, налаживает отношения с Китаем, Индией, Канадой, Россией и Ираном.
Когда-то, говорят, мать Уго Чавеса хотела, чтобы он стал священником, но он стал сначала военным, потом революционером, а затем законно избранным президентом. То есть предпочел, как, впрочем, и многие до него построить Град Божий на земле.
Получится ли? Не уверен. Зато знаю, что свои выборы он выиграл честно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции