- 4-5 декабря в Брюсселе пройдет четырнадцатое заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) государств - участников ОБСЕ. Какова основная цель данного мероприятия?
- В качестве ключевой задачи Брюссельского СМИД рассматриваем запуск реформы ОБСЕ, ее превращение в полноценную международную организацию, действующую в интересах всех государств-участников. От успеха этого процесса напрямую будут зависеть востребованность ОБСЕ, ее роль в современной архитектуре международной безопасности. Способность принять решения, идущие в данном направлении, определит и место Брюссельского СМИД в истории ОБСЕ.
- В чем суть реформы ОБСЕ?
- Мыслим реформу в русле решения двуединой задачи. Речь идет о том, чтобы, во-первых, преодолеть возникшие в деятельности ОБСЕ функционально-тематический (упор на гуманитарную «корзину» в ущерб военно-политической и экономической) и географический (перенесение «центра тяжести» на работу в странах, расположенных «к Востоку от Вены») дисбалансы, развернуть Организацию лицом к актуальным проблемам новых вызовов и угроз, по максимуму использовать изначально присущий ей всеобъемлющий подход к безопасности. Вторая часть реформенной повестки дня - придание завершенного характера институциональному строительству ОБСЕ, которая все еще несет на себе много черт своего «конференционного» (времен СБСЕ) прошлого. Отсюда - необеспеченность примата прерогатив коллективных межправительственных органов, «вольница» институтов и полевых присутствий ОБСЕ, некоторые из которых претендуют на «автономию» от государств-участников.
- Все ли государства - участники ОБСЕ поддерживают данную реформу?
- Некоторых наших партнеров, судя по всему, вполне устраивают вышеуказанные «перекосы» и институциональная «рыхлость» ОБСЕ. Это рассматривается как удобная среда для одностороннего воздействия на других участников Организации, попыток переустройства их жизни и политики по навязываемым извне «лекалам».
Мы не можем принять такой подход. Реформенная тематика не может быть искусственно «свернута» на Брюссельском СМИД.
Необходимо продолжить процесс реформирования Организации в 2007 году и, если потребуется, в последующие годы. Причем такой подход должен найти адекватное отражение в итоговых документах Брюссельской министерской встречи.
При этом мы приветствуем усилия по продвижению реформы бельгийского Действующего председательства ОБСЕ, которое в непростой ситуации старается содействовать нахождению позитивного консенсуса между государствами-участниками.
- Каков российский подход к реформированию ОБСЕ?
- В свете предстоящего СМИД в Брюсселе придаем принципиальное значение выполнению в полном объеме решения Люблянской министерской встречи «Повышение эффективности ОБСЕ» - «дорожной карты» реформирования ОБСЕ.
Рассматриваем недавнее принятие обновленных Правил процедуры как скромный, но вместе с тем полезный шаг по пути постановки работы ОБСЕ на прочную нормативную базу в виде единого свода четких коллективно согласованных правил, как подобает полноценной международной организации. Необходимо продолжить работу по кодификации существующей процедурной практики ОБСЕ, дополнив принятые Правила процедуры положениями, относящимися в т.ч. к порядку деятельности институтов и полевых операций ОБСЕ.
Надеемся, что в Брюсселе удастся принять конкретные и смелые решения по другим важным темам, зафиксированным в «дорожной карте» - совершенствованию процесса консультаций, включая создание трех подкомитетов Постсовета; наделению ОБСЕ международной правосубъектностью; повышению эффективности структур и институтов ОБСЕ, транспарентности бюджетного и внебюджетного финансирования; реформированию полевой деятельности, включая проработку вопроса об учреждении тематических миссий Организации.
Также полагаем, что пора принимать решение о начале разработки Устава ОБСЕ. Что касается «страновых» полевых присутствий Организации (все они расположены на Балканах и в странах СНГ), то, по нашему мнению, они должны отчитаться о выполнении задачи, поставленной перед ними в п.41 Хартии европейской безопасности (принята на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 г.) о постепенной передаче вопросов, которыми они занимаются, принимающим государствам. Будущие тематические миссии мыслим как ротационные («челночные»), т.е. действующие на всем пространстве ОБСЕ и помогающие решать задачи, актуальные для всех участников Организации.
- Что Вы могли бы сказать о работе Бюро по демократическим институтам и правам человека?
- Особое внимание мы уделяем вопросам совершенствования работы Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), в первую очередь в сфере электорального мониторинга, в соответствии со второй частью Люблянской «дорожной карты».
Главный порок деятельности БДИПЧ в сфере наблюдения за электоральными процессами состоит в том, что она осуществляется на основе внутренних инструкций Бюро, не согласованных с государствами - участниками ОБСЕ. Получается, что работа государств по проведению выборов оценивается по правилам, под которыми они не подписывались. Отсюда и проистекают многочисленные несуразности и «двойные стандарты» в практике электорального мониторинга, которые наносят серьезный ущерб реализации политических обязательств государств - участников ОБСЕ в таком важнейшем сегменте демократии, как свободные и честные выборы.
Российская сторона выступает за перевод деятельности Бюро по наблюдению за выборами на прочную утвержденную межправительственными руководящими органами ОБСЕ нормативную базу, основанную на принципах равного отношения ко всем государствам-участникам, транспарентности и профессионализма в осуществлении мониторинга, деполитизации итоговых оценок.
- Какие вопросы включены в повестку дня предстоящего заседания СМИД?
- Мы придаем большое значение насыщению повестки дня ОБСЕ актуальными вопросами взаимодействия по различным измерениям безопасности.
Именно в этом русле идут наши совместные с партнерами по ОБСЕ инициативы в сфере борьбы с терроризмом, выдвинутые в этом году - российско-германская - о проведении в рамках ОБСЕ семинара на тему «Превенция терроризма: противодействие подстрекательству к совершению террористических преступлений и другим видам террористической деятельности» (состоялся в Вене 19-20 октября с.г.) и российско-американская - о проведении в 2007 году политической конференции ОБСЕ «Партнерство государств, гражданского общества и бизнес-сообщества в борьбе с терроризмом».
Вызывает тревогу стагнация в деятельности ОБСЕ на военно-политическом треке, который в свое время служил «визитной карточкой» ОБСЕ. Стремясь к задействованию соответствующего потенциала, Россия недавно выдвинула на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности три инициативы по мерам укрепления доверия и безопасности: о предварительном уведомлении при развертывании иностранных военных сил на территории государства - участника ОБСЕ в зоне применения мер укрепления доверия и безопасности, о предварительном уведомлении о военном транзите в крупном объеме и об обмене информацией о многонациональных силах быстрого реагирования. Начались консультации по этим нашим предложениям.
В рамках экономического измерения ОБСЕ по инициативе России в качестве основной темы Экономического форума-2006 была затверждена транспортная проблематика. С учетом проявленного большинством государств - участников ОБСЕ интереса к этой теме поддерживаем принятие подготовленного Действующим бельгийским председательством проекта решения Брюссельского СМИД, предусматривающего включение транспортной проблематики в повестку дня ОБСЕ на постоянной основе.
К Брюссельскому СМИД представлен весомый набор проектов документов по различным измерениям безопасности, касающихся борьбы с терроризмом, торговлей людьми, организованной преступностью, дискриминацией, тематики легкого и стрелкового оружия, развития транспортного диалога, продвижения толерантности.
- Что ожидает Россия от предстоящего заседания?
- Готовы к конструктивной работе над Общеполитической декларацией и заявлениями СМИД по региональным вопросам. Стержнем Политдекларации должно было бы, по нашему мнению, стать обновление политических ориентиров и приоритетов Организации, повышение эффективности ее деятельности во всех трех измерениях безопасности.
К сожалению, шансы согласовать консенсусный текст таких документов невелики из-за разногласий по т.н. «замороженным» конфликтам. Как уже не раз бывало раньше на министерских встречах ОБСЕ, дело может свестись к распространению Действующим председательством Организации соответствующего собственного неконсенсусного заявления.
Считаем, что урегулированию «замороженных» конфликтов на пространстве ОБСЕ способствовало бы принятие на Брюссельском СМИД документа, фиксирующего основные принципы такого урегулирования.
Мы, как и прежде, категорически против упоминания в Политдекларации или в отдельных региональных заявлениях СМИД т.н. «стамбульских обязательств» России по Молдавии и Грузии. На какой-либо текст, содержащий неправомерную увязку с ними ратификации адаптированного ДОВСЕ мы не пойдем. Считаем контрпродуктивным вновь обращаться к этой теме. Главное обязательство, принятое на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году, относится к скорейшему введению в силу адаптированного ДОВСЕ, а именно по этому вопросу прогресса со стороны стран НАТО не видно.
В целом считаем, что от качества реформенных решений на Брюссельском СМИД во многом будет зависеть политическая перспектива ОБСЕ. Исходя из этих соображений, будем вырабатывать свою дальнейшую линию в этой организации.