Значительная часть обсуждений на рижском саммите НАТО была посвящена проблеме трансформации Альянса. "Мы должны доказать готовность альянса реагировать на новые глобальные вызовы", - заявила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга в преддверии встречи глав государств-членов НАТО. Борьба с терроризмом, обеспечение "энергобезопасности", распространение ценностей свободы и демократии - таков далеко не полный список задач организации Североатлантического договора, озвученных в Риге. Между тем по поводу первой - и важнейшей - миссии НАТО за пределами Европы, в Афганистане, договориться до конца так и не удалось. Европейские страны оказались не готовы выделить дополнительно 2500 военных на борьбу с талибами в этой ближневосточной стране.
"Хотя все страны-члены направили свои войска для проведения операции в Афганистане, мало кто развернул их на неспокойном юге страны, где, испытывая нехватку сил и средств, подразделения международного контингента подвергаются активным нападениям. Президент Буш и Тони Блэр хотят, чтобы эти страны выдвинули свои войска из безопасных и удобных мест дислокации в столице (особенно Германия, Италия, Франция и Испания) и присоединились к испытывающим крайнее напряжение англичанам, канадцам, голландцам и американцам, чьи войска развернуты на юге", - отмечала 28 ноября английская "The Times".
Добиться этого так и не удалось. Как пишет "The Bostone Globe", ключевые союзники США, включая Францию, Германию, Италию и Испанию, отказались отправлять войска в неспокойные южные и восточные регионы страны. По информации "Коммерсанта", Германия дала согласие на передислокацию, однако исключила возможность постоянного перевода своих войск на юг. Премьер Италии Романо Проди также заявил, что 1,9 тыс. итальянских солдат так и останутся на спокойном севере Афганистана. А президент Франции Жак Ширак сообщил, что французские военные не получат мандата на перемещение за пределами Кабула.
Не меньшее беспокойство в Вашингтоне и Лондоне вызывала тенденция основных стран (Турции, Испании, Италии и Франции), ранее соглашавшихся сформировать ядро дополнительного контингента и принимать участие в афганской эпопее, отказываться от сомнительной миссии и дополнительно направлять в Афганистан своих военнослужащих.
Эту проблему также окончательно решить не удалось, хотя лидеры в целом согласились прислать дополнительные силы. Первыми в Афганистан отправятся тысяча солдат из Польши и еще небольшие подразделения из Испании, Болгарии и Македонии. Готовность направить дополнительные войска в Афганистан продемонстрировали также Франция и Германия. Президент Чехии Вацлав Клаус сообщил, что его страна готова увеличить свое присутствие в Афганистане в полтора раза (до 225 солдат) в следующем году. Подкрепление миссии НАТО планируется выделить и из контингента НАТО в Ираке.
И тем не менее, как отмечает электронная версия газеты "Mirror", премьер-министр Великобритании Тони Блэр по завершении "напряженных переговоров" в Латвии "не мог скрыть своего разочарования". Выделения двух с половиной тысяч военных, на необходимости чего настаивало командование НАТО, добиться так и не удалось. Как констатирует английская газета "The Telegraph", в очередной раз был продемонстрирован "тревожный разрыв" между военными потребностями и политической волей к их удовлетворению. "Основная тяжесть борьбы в укрепленных южных провинциях по-прежнему будет лежать на США, Великобритании и Канаде", - отмечает издание.
Впрочем, продемонстрировать солидарность участники НАТО все же сумели. Как сообщает "Эксперт", был достигнут компромисс по вопросу о национальных ограничениях, которые запрещают военным некоторых европейских стран НАТО участвовать в боевых действиях. В момент экстремальной ситуации, когда гибнут люди, данные ограничения решено снимать. То есть если раньше европейские солдаты просто наблюдали, как бьют американцев, то теперь они согласились повоевать. Председатель Военного комитета НАТО Рэй Эно расценил этот решение как проявление "единства, решимости и солидарности", которые должны способствовать успеху первой миссии альянса за пределами Европы.
Кроме того, на завершившемся саммите было объявлено о создании сил быстрого реагирования НАТО, численность которых составит 25 тыс. солдат. Планируется, что эти подразделения будут направляться в "горячие точки" для выполнения срочных действий по восстановлению мира и безопасности. Своих военных для сил быстрого реагирования предоставили США, Турция, Германия, Испания и Франция.
В ожидании марсиан
Сложности, с которыми сталкивается сегодня НАТО, неудивительны, учитывая разность в понимании целей и задач Альянса между его участниками. "Сейчас ряд осведомленных экспертов и на Западе, и в нашей стране высказывают небезосновательные предложения о том, что за линией на привлечение в НАТО новых членов стоит стремление получить за счет стран "новой Европы" дополнительные воинские контингенты для направления в наиболее опасные районы, где НАТО осуществляет свои силовые операции. Как это недавно было сделано с почти тысячным польским контингентом, направленным в Афганистан. Очевидно, что это происходит из-за нежелания стран "старой Европы" и Канады жертвовать жизнями своих граждан в таких операциях", - считает председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, бывший секретарь Совета безопасности РФ Андрей Кокошин.
Но для "новой Европы" борьба с террором, по всей видимости, не является приоритетной, а жертвовать жизнями своих граждан и здесь не очень стремятся (единственное исключение пока - Польша, которая рассчитывает на поддержку США в важном для нее вопросе "энергетической безопасности"). "Для новичков НАТО по-прежнему является не только мощной опорой демократии, прав человека и западных ценностей, но и защитой от темных сил, из-под гнета которых они вышли совсем недавно... Новые страны-члены по-прежнему ценят блок НАТО за его первоначальное предназначение, за роль бастиона против советской агрессии", - пишет "The Times".
Иными словами, отправив в Афганистан несколько десятков военных, многие страны Восточной Европы рассчитывают на поддержку Альянса в практически всех своих (мнимых или реальных?) проблемах. Весьма характерна в этом плане реплика, которую выдала президент Латвии Вайра Вике-Фрайберга: "Если на нас нападут марсиане, то я рассчитываю, что НАТО отреагирует немедленно и предпримет все усилия по организации нашей обороны. Это самый основной принцип альянса, и если однажды НАТО от него откажется, то альянс разрушится". Словом, мы своих 30 солдат в Афганистан отправили, защищайте нас от "темных сил". А талибы это будут или "марсиане" - мы решим сами.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников