Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Ноябрь и декабрь - время, когда традиционно подводят итоги года и стараются предугадать завтрашний день. Политик замеряет набранный общественный вес и прикидывает шансы на предстоящих выборах. Бизнесмен изучает всевозможные котировки и всецело озабочен расширением рынка собственной продукции. Но тот и другой играют по одному сценарию, в котором главные роли неизменно принадлежат двум звездам по имени «популярность» и «востребованность».
Космонавтика также оглядывается назад и верстает собственные планы. Причем, значимые для политическо-делового сообщества критерии становятся и для нее в последнее время все более и более актуальными. Не зря одна из самых влиятельных газет The Wall Street Journal опубликовала данные о выручке от государственных и частных космических проектов в мире за прошлый год.
Статистика весьма занимательная. И, кажется, настало время поинтересоваться, как ведущая мировая держава - Россия собирается отвечать на вызовы нового космическо-прагматичного века.
Итак, теперь мы знаем, что мировая космическая выручка составила за прошлый год примерно 180 млрд. долл. Эта сумма оказалась по данным международной организации Space Foundation даже выше ожидаемого показателя в 89 миллиардов. Но все же, 180 - это много или мало. Не так уж и мало. Чуть меньше одной пятой запланированного российского ВВП на конец текущего года.
Но самое интересное кроется даже не в деньгах, а в том, как они распределились. Читаем: на коммерческие спутники из 180 млрд. долл. пришлась львиная доля - 110 миллиардов выручки. Учтем, что эта сумма образовалась от сложения доходов как от вывода на орбиту соответствующих аппаратов, так и от их непосредственного использования.
Из полученной информации делаем простой и очевидный вывод: сегодня и в обозримом завтра самым доходным делом в космонавтике останется вывод в космос и эксплуатация спутников связи, преимущественно на стационарной орбите и спутников глобальных навигационных систем.
Что касается запусков ракет-носителей, в частности, с коммерческой полезной нагрузкой, то позиции России достаточно прочные, а перспективы почти радужные. Почему «почти»? Из-за двух обстоятельств. Несмотря на неоспоримое ежегодное мировое лидерство по общему числу запусков, российский доход от коммерческих стартов уступает, скажем, европейскому. Иными словами, распределение доходов не соответствует числу запусков. В прошлом году Европа от пяти запусков ракеты «Ариан-5» получила 490 млн. долл., а России от восьми удачно использованных носителей досталось только 350 миллионов.
Если избежать такого противоречия в будущем возможно, скорее всего, путем ведения более гибких переговоров, то второе обстоятельство, связанное со старением парка отечественных носителей, куда более серьезное. Даже с учетом глубоко модернизированной ракеты семейства «Союз» и ее явной пригодности сегодня для запусков с европейского экваториального космодрома Куру, завтра такую технику, основанную на конструкторских решениях 50-40-летней давности «попросят» с рынка изделия с европейским, индийским или китайским клеймом.
Широкомасштабное использование спутников связи и навигации, в том числе и на коммерческой основе являются приоритетным направлением отечественной космической программы на 2006-2015 годы. Причем, программа национальной глобальной спутниковой навигационной системы «Глонасс» превратилась уже в общенациональный проект, информация о котором в последние месяцы не только поражает своим объемом, но и изобилует многочисленными «молниями», сродни фронтовым сводкам.
Следует, безусловно, отдать должное российскому руководству, которое понимает, что спутниковые технологии в современном мире составляют основу военно-экономического могущества развитого государства. Поэтому говорить о пользе военного использования отмеченных уже спутниковых систем излишне.
Однако, что касается их гражданских потребителей, т.е. тех, кто может заплатить за спутниковую информацию, то оценить способности и желание раскошелиться потенциальных российских обладателей спутниковых телефонов и приемников а-ля GPS NAVSTAR - дело сложное.
Причина даже не в том, что отечественных приемо-передающих устройств для использования спутников «Глонасс» еще нет и появятся они далеко не завтра, а в том, что пока нет уверенности, что в стране действительно сложился широкий рынок для такой услуги. Так и хочется спросить, а нам это надо? Точнее, станет ли спутниковая навигация массовой, т. е. способной реально приносить деньги с «большого оборота», а не превратиться в элитную игрушку, оплачивать которую придется все равно нам всем?
Чего греха таить. С трудом можно себе представить рязанского или смоленского водителя, сверяющего маршрут на единственной в округе и разбитой, как при отступлении Наполеона дороге со спутником, обеспечивающим сантиметровую точность. А ведь еще, наверняка, придется абонентскую плату платить и весь приличную...
Кстати, весьма показательна в этой связи одна цифра. При достаточно успешной и долгой работе отечественной системы спутниковой связи и вещания, ее объем только еще приближается к 1% от общего объема телекоммуникационного рынка России, который составляет уже десятки миллиардов долларов.
Слов нет, большой корабль достоин океанских глубин, но стремление и возможности - вещи разные. Если это проигнорировать, то можно оказаться на месте героев бессмертного Филлини и печально провожать взглядом недоступный лайнер, скрывающийся в тумане.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции