Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.
«Уходящий год значим для атомной отрасли с двух точек зрения, - заявил на пресс-конференции в «РИА Новости» руководитель Росатома Сергей Кириенко. - Это год, когда приняты стратегические решения по развитию атомной энергетики, главный смысл которых состоит в том, что в России будет произведено разделение военной и гражданской части атомной отрасли. Первая останется неизменной, а вторая - обретает самостоятельность и попадает под общепринятые нормы транспарентности».
Консервативный атомный тяжеловес, который дольше любой другой отрасли продолжал действовать в прежнем, «советском» режиме, только и могли сдвинуть системные перемены. Генератором реструктуризации отрасли стал Сергей Кириенко, известный политик и управленец. Можно уверенно сказать, что Росатом смог удивить страну размахом обновляющих шагов. Шестого декабря Дума должна приступить к рассмотрению законопроекта, который должен закрепить разделение атомной отрасли на мирную и военную составляющие. Согласно ему, будет осуществляться акционирование предприятий гражданской части, станет возможным доступ к ядерным материалам юридических лиц - акционерных обществ. При этом государство оставляет за собой полный контроль за тем, что происходит в ядерном комплексе. Такая перемена даст возможность объединить в единый процесс топливный цикл и производство энергии, конкурировать на промышленном рынке, а в итоге - удешевить конечный продукт - киловатт-часы. Немаловажно и то, что отрасль сможет подпитать свои огромные финансовые запросы с помощью частного капитала.
Новый законопроект устранит барьеры, существующие сегодня на пути международной торговли. Например, Австралия, активный экспортер уранового сырья, готова продавать его России только в том случае, если этот «материал двойного назначения» не будет питать военно-промышленный комплекс, а послужит мирным целям.
России с ее атомным размахом необходимо значительное количество уранового сырья, а его запасы на собственной территории исчерпываются. В этом году Росатому удалось оптимизировать ситуацию на этом направлении. Создана Горнорудная компания, объединяющая в один мощный кулак все активы, связанные с добычей урана на территории страны, а также международные проекты, в числе которых - создание совместных предприятий с Казахстаном. Все это позволяет России занять новые позиции на мировом рынке, получить дополнительные возможности реализовывать инновационные технологии, наращивать строительство АЭС.
Ныне действующие АЭС построены, главным образом, в 60-70 годы, срок их эксплуатации заканчивается. В совокупности они производят 16% электричества. Перед Росатомом была поставлена задача сохранить эту долю выработки до 20-30 годов. Решение - единственное: «засучив рукава», сооружать не менее 2-х атомных энергоблоков в год (а в перспективе - по 3-4 блока).
Принцип действий Кириенко, опытного политика и менеджера, строился на том, что все реформы атомной отрасли должны гармонизироваться с действиями государства, иметь поддержку на высшем уровне. Именно поэтому, в первую очередь, была разработана Целевая федеральная программа развития атомно-промышленного комплекса, которую в июле подписал президент Путин. В соответствии с ней, в проект федерального бюджета на 2007 год уже заложены 17 миллиардов рублей на первую пару новых реакторов.
Погрузившись в глубину корпоративных проблем, Кириенко обнаружил, что компания Атомстройэкспорт, осуществляющая строительство АЭС за рубежом, была продана в частные руки за $20 млн, имея портфель заказов на несколько миллиардов долларов под гарантии Госбюджета. Ситуация была нелогичной и необъяснимой: частная компания выступала оператором по межгосударственным соглашениям. Были предприняты все меры, чтобы вернуть государству контрольный пакет акций (50,8%) Атомстройэкспорта. Этот шаг все расставлял на места, снимал вопросы и сомнения зарубежных партнеров.
Возможно, такой поворот событий оказал свое влияние на то, что Болгария, в конце концов, оказала предпочтение России в затянувшемся тендере на строительство АЭС в Белене. Эту победу глава Росатома назвал «принципиальным возвращением России на европейский рынок». Успешно пройдены и другие европейские тендеры - на поставку ядерного топлива для чешской АЭС Темелин и финской АЭС Ловииза. В результате был оставлен позади мощный конкурент Вестенгауз (Westinghouse), которого российские производители потеснили на его традиционном рыночном поле.
«Россия принята во все международные организации, в том числе в глобальное энергетическое ядерное партнерство «Поколение-IV», задача которого разрабатывать атомные реакторы будущего. Мы являемся участниками самой беспрецедентной глобальной программы по строительству Международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР) во Франции. В целом - позитивное движение Росатома налицо», - так оценивает ситуацию под занавес года академик Евгений Велихов, президент Российского научного центра «Курчатовский институт».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.