Рейтинг@Mail.ru
отСУХОЙенные санкции - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

отСУХОЙенные санкции

Читать ria.ru в
Дзен
Одно из слов, что вынесены в заголовок, не существует в русском языке. Оно придумано автором и вызвало у его коллег недоуменный спор. О том, есть ли право у журналиста на такие «фокусы», а если есть, как правильно выразить свою мысль? К общему мнению мы не пришли. И потому я написал это слово, как написал. А пустился в экспериментательство по простой причине. Уже столько сказано о недопустимости американских санкций в отношении российских компаний и об их очередном провале, что ничего нового, запоминающегося уже и не найти...

Одно из слов, что вынесены в заголовок, не существует в русском языке. Оно придумано автором и вызвало у его коллег недоуменный спор. О том, есть ли право у журналиста на такие «фокусы», а если есть, как правильно выразить свою мысль? К общему мнению мы не пришли. И потому я написал это слово, как написал. А пустился в экспериментательство по простой причине. Уже столько сказано о недопустимости американских санкций в отношении российских компаний и об их очередном провале, что ничего нового, запоминающегося уже и не найти. А так хочется чего-то своего, необычного, чтобы что-то где-то застряло в памяти читателей...

Вот я и решился. Несмотря на то, что, знаю, кто-то поиздевается над этой фразой. Ну, да ладно, - не в первый раз и, надеюсь, не в последний. Мы это все уже проходили. Тем не менее, суть вопроса все же остается. Зачем Государственный департамент США, организация весьма солидная, объявляет санкции, если сам же от них и отказывается через каких-то пару месяцев? А если отказывается, то почему? Что повлияло на это решение? Неужели потому, что в Вашингтоне поняли, что ошиблись? Думаю, так не бывает. Почему, сейчас порассуждаем. А пока вернемся к началу событий.

Санкции против российских компаний ФГУП «Рособоронэкспорт» и АХК «Сухой» были введены госдепом США 28 июля в соответствии с «Актом о нераспространении в Иран и Сирию». Наши фирмы, в числе других семи из четырех стран мира, в том числе Кубы, Индии и Северной Кореи, были обвинены в том, что причастны к поставкам в Иран оборудования и технологий для производства оружия массового уничтожения, а так же крылатых и баллистических ракет. Американским партнерам этих компаний было категорически запрещено «заключать с ними контракты на поставку любых товаров, технологий или услуг», а «действие уже существующих подобных лицензий приостанавливалось».

Заявление руководства «Рособоронэкспорта» и «Сухого», что никакого отношения к поставкам Тегерану какой-либо продукции, которую можно использовать в производстве ОМУ и ракет, они не имеют, воздействия на заокеанских чиновников, как говорится, не оказали. Госдеп, к примеру, вскоре отказался выдать американским компаниям «Hamilton Sundstrand» и «В/Е Aerospace» лицензию на поставки «Гражданским самолетам Сухого» (ГСС), дочерней компании АХК «Сухой», комплектующих к создающемуся на фирме российскому региональному самолету  «SuperJet-100» (еще недавно он назывался RRJ). И хотя представители ГСС утверждали, что санкции не могут распространятся на эту компанию, так как среди ее акционеров не один только «Сухой», а в своевременном выпуске гражданского лайнера заинтересован, в частности, и «Boeing», как куратор этого проекта, на Вашингтон эти слова тоже не произвели никакого впечатления.

Всем было понятно, что ссылка на «иранский след» - только повод.  «Сухой» за последние семь лет, как утверждали его сотрудники, не поставил Тегерану даже гайки. На самом деле Вашингтон просто мелочно мстил Москве за трехмиллиардный контракт с Венесуэлой по продаже двадцати четырех многофункциональных истребителей Су-30МК2 и другого военного оборудования. В том числе и завода по производству «лучшего стрелкового оружия ХХ века», как назвал автомат Калашникова американский телеканал Military Channel. Но минул август, сентябрь, октябрь и вот в Ханое на встрече президентов США и России было объявлено, что санкции против «Сухого» отменяются. Что произошло за это время?

Неужели в госдепе наконец-то разобрались, что «Сухой», а тем более его «дочка» - ГСС не имеют к поставкам боевой техники и другого оборудования в Иран никакого отношения? Решили «закрыть глаза» на обиду с продажей истребителей Уго Чавесу? А если - да, то почему? Оказалось, что, как и предсказывали многие военные эксперты и обозреватели, в том числе и автор этих строк, санкции американского правительства ударили в первую очередь по самим же американским фирмам. Например, по тому же «Боингу».

Если кто-то помнит, сразу же после объявления санкций в Москву примчался исполнительный вице-президент компании  «Boeing» Алан Малалли. Он попросил о встрече с президентом России Владимиром Путиным и был принят им в Ново-Огаревской резиденции. Перед американским аэрокосмическим гигантом из-за недальновидных действий госдепа вдруг замаячила возможность оказаться без поставок титана с Верхнесалдинского металлургического комбината «ВСМПО-Ависма», из которого делают до 30-40 процентов несущих конструкции одного их самых больших в мире пассажирских лайнеров с маркой «Boeing» на фюзеляже. А это остановка производства, сорванные контракты и выплата многомиллиардных  штрафов тем авиаперевозчикам, которые подписались на закупку самолетов именно у американцев. Такая «неприятная» перспектива стала особенно  реальной, что владельцем контрольного пакета акций «ВСМПО-Ависма» оказался ни кто иной, а «Рособоронэкспорт». Мог сильно пострадать «Boeing» и по другому проекту. «Аэрофлот» намеревался закупить у него 22 дальнемагистральных лайнера «Boeing-787» на сумму в 3 миллиарда долларов. Но после введения санкций эта сделка оказалась в подвешенном состоянии. Получилось, что госдепартаментская унтер-пришибеевская вдова сама себя высекла.

Правда, прежде, чем приехать в Ново-Огарево и заверить президента России, что его фирма постарается найти юридические основания, чтобы не сорвать заключенные ранее контракты с российскими компаниями, господин Алан Малалли подписал с генеральным директором «ВСМПО-Ависма» Владиславом Тетюхиным контракт о создании совместного предприятия по изготовлению конструктивных элементов и деталей для строящихся американских самолетов на российском заводе. «Стоимость» этого соглашения в ближайшие десять лет оценивается в 18 миллиардов долларов. Он же пообещал, что две тысячи российских инженеров и конструкторов, которые работают в столице России на американскую компанию, тоже не останутся без дела.

 Примерно такая же история произошла и с «Гражданскими самолетами Сухого». На фирме об этом не говорили вслух, но и не скрывали, что если их американские компаньоны - «Hamilton Sundstrand», который поставляет будущему лайнеру электрические системы, «Goodrich» с его шасси и тормозами, «Honeywell», крупнейший производитель авионики, вынуждены будут отказаться от своих обязательств по контракту с «Сухим», то им найдут замену. Есть другие фирмы, которые участвовали в тендере на поставки комплектующих для «SuperJet-100», они не откажутся подставить плечо. Тем более, что это очень выгодная работа для компаньонов.

Только с заменой поставщиков комплектующих было не все так просто. К примеру, на двигатель SaM-146 для нового российского лайнера, который вместе разрабатывали французская фирма «Snecma» и российское НПО «Сатурн» поставлялась компьютерная система управления, которую выпускает подрядчик американской «Honeywell» - фирма FADEC. Она специально разрабатывалась для этой модели и для того, чтобы ее заменить, требовалось провести новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Но на это нужны были деньги и время. А его не хватало. У ГСС есть обязательства по выпуску первой партии самолетов для крупнейших европейских и азиатских перевозчиков уже к 2008 году. На заводе в Комсомольске-на-Амуре собирают первые корпуса лайнера, его надо поднимать в воздух на испытания, на получение сертификатов годности по десяткам параметров и затяжка с «выкаткой» «SuperJet-100» тоже могла обернуться большими потерями.

Но тут-то и сработал стратегический план, который разработали на фирме «Сухой» еще тогда, когда собирались проталкивать в жизнь идею о российском среднемагистральном пассажирском лайнере. Гендиректор «Сухого» Михаил Погосян говорил мне тогда, что они собираются делать самолет с максимальным участием крупнейших зарубежных компаний. Это поможет RRJ  («Russian Regional Jet», который потом назвали «SuperJet-100» - В.Л.) быстрее получить сертификаты годности, лучше обслуживаться за иностранных аэродромах и, что самое главное, быть востребованным на мировом рынке авиаперевозчиков зарубежными авиакомпаниями. В западных странах очень патриотично относятся к собственной продукции. И если в «SuperJet-100» будет масса зарубежных комплектующих, его с удовольствием купят и французы, и итальянцы, и даже американцы. Например, у «Боинга», который сделал ставку на широкофюзеляжные самолеты, таких «небольших» - на 75, 90, 100 пассажиров лайнеров нет. Мы ему будем не конкурентами, а партнерами, говорил Погосян.

Этот план сработал там, где не ждали. Западные, в том числе и американские лоббисты, того же «Boeing», «Honeywell», «Hamilton Sundstrand», «В/Е Aerospace», видимо, крепко «надавили» на Госдеп и Белый дом, вынудив их отменить санкции против «Сухого», которые, как молоток в неумелых руках, ударили не по гвоздю, а по пальцам незадачливого подмастерья. Но можно ли назвать вип-чиновников американского госдепартамента «подмастерьями»? Получается - да, если они были не в состоянии просчитать все последствия своего решения. А приняв его, объявив о нем на весь мир, не сумели довести до конца, доказать, что оно справедливо и законно. Увы - им и ах!

Но, наверное, дело тут не только в некомпетентности, высокомерии и недальновидности госдепартаментских персон. Мне думается, за политическими, экономическими и частно-коммерческими обстоятельствами отмены санкций против АХК «Сухой» есть еще и психологические нюансы. Хотя тут тоже, догадываюсь, не все из коллег согласятся с моими умозаключениями. И все же. Почему-то кажется, что в Белом доме, как и в Госдепе, кто-то почувствовал себя очень неуютно от мыслей о том, что бухнули в колокола, объявили санкции, а реальных фактов и доказательств, которые можно было бы представить миру, что они законны и правомерны, - нет. И взять их неоткуда.

Понимаю, конечно, что меньше всего в этих ведомствах, как, кстати, и в подобных наших «конторах», высокопоставленные чиновники способны мучаться угрызениями совести, экзистенциальными переживаниями, что не нашли публичных весомых  доказательств обоснованности своих решений и всего прочего, что кто-то считает их «недоумками»... Но! Иногда и очень большой мальчик, у которого мышечная масса растет намного быстрее, чем в мозгу образуется достаточное количество извилин и серого вещества, способного переварить весь объем информации и чувств, которые на него обрушивает жизнь, вдруг начинает понимать, что он - не всесилен, не царь и не бог. Что, кроме него, есть и другие люди, а у них свои интересы, свои возможности, с которыми приходится и надо считаться, если хочешь, чтобы они считались с тобой, с твоими потребностями и интересами. Силой, наглостью и хамством можно кое-чего в этом мире добиться, но далеко не всего... А одиночество силы, оно тоже иногда бывает невыносимым. Но это я, конечно, зашел слишком далеко от темы.

Что в остатке? Прекратят США после того, как их отСУХОЙили, размахивать санкциями, как большой дубинкой, которая бьет неизвестно за что и непонятно куда?  Вряд ли. Ограничения своим фирмам на сотрудничество с ФГУП «Рособоронэкспорт» они ведь не отменили. Хотя у нашего «торговца оружием», а с некоторых пор и непосредственного компаньона некоторых российских корпораций, что производят оружие и боевую технику, прямых технических, технологических или коммерческих связей с американскими компаниями нет. Мы им свое оружие не продаем (отдельные контракты были уже в «далеком прошлом» - В.Л.), да и ничего подобного, что требует лицензии госдепа, не покупаем. Нам это, по большому счету, видимо, не нужно. А за американцев говорить не буду.

Но одно ясно. Они после случая с «Сухим» будут чуточку поумнее. Или все же не будут? Можно спорить. Как и по поводу того, правомерно ли это слово для русского языка «отСУХОЙили» или неправомерно. А то получается, действие такое есть. А слова такого - нет.

Непорядок. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции      

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала