Алексей Укконе, обозреватель РИА Новости.
Власти Карелии обеспокоены ростом «кавказофобии» в республике и обещают пересмотреть свою национальную политику. Общественные организации предлагают перенять европейский опыт.
«Мы все жили в плену иллюзий самообмана, считая Карелию образцом толерантности. Уроки Кондопоги потребуют пересмотра всей национальной политики в республике», - это заявление бывшего председателя Госкомитета по делам национальной политики Карелии Владимира Лаврентьева, сделанное в день его отставки, прозвучало как завещание, адресованное его преемнику - Андрею Манину и новому министерству, пришедшему на смену госкомитету. Но готовы ли власти Карелии отказаться от иллюзий, способно ли общество вырваться из «плена самообмана», чего ждут национальные организации от чиновников и могут ли последние гарантировать народам, населяющим республику, что кондопожские события больше никогда не повторятся? И, вообще, чем «новая» национальная политика будет отличаться от «старой», только ли сменой названия ведомства и фамилией его руководителя, или власти республики готовы предложить принципиально иные подходы к решению этой проблемы? Вот те вопросы, ответы на которые предстоит дать проводникам «новой национальной политики» в Карелии.
Танцуют и поют, весело живут
Чтобы новое не оказалось, по пословице, «хорошо забытым старым», для начала следует вспомнить, как это «старое» выглядело в теории и на практике еще пару месяцев назад, до кондопожской трагедии. Теория представлена в главном официальный документе, регламентировавшем работу Госкомитета по национальной политике - республиканской программе «Национальное развитие и межнациональное сотрудничество народов и национальных меньшинств, проживающих в Республике Карелия» на 2006 - 2010 годы». Объемистый труд, занимающий 18 компьютерных страниц мелким шрифтом, пестрит формулировками о «поддержке языков коренных народов», «развитии культуры карелов, финнов и вепсов», «возрождении хореографии» и «сохранении традиционных отраслей хозяйствования, народных промыслов и ремесел». Еще 27 страниц - «План мероприятий на 2006» по реализации названной программы. Это практика. И снова все о том же - сплошные «концерты национальных коллективов», «вечера культуры» да еще «издание литературы на финно-угорских языках».
Очень внимательный читатель обнаружит здесь, растянутый на три странички, список мероприятий, нацеленных на «воспитание установок толерантного сознания». Подавляющее большинство из них - все те же концерты и подготовка публикаций в СМИ, посвященных национальным культурам. Одной строкой -о «поддержке конференций по проблемам толерантности» и встречах представителей национальных организации с сотрудниками милиции, которых тоже оказывается надо учить межнациональной терпимости. О культурах каких народов идет речь, по отношению к каким национальностям предлагается «воспитывать толерантность» не уточнятся. Может быть к карелам, вепсам и финнам, о которых говорится чуть ли не на каждой странице? Или к украинцам, грекам, евреям, немцам и литовцам, которые вскользь упоминаются в связи с «вечерами культуры»? Судя по официальным документам, кроме армян, проходящих по тому же «концертному» списку, в Карелии вообще не живут ни выходцы с Кавказа, ни вьетнамцы, ни таджики, ни другие народы. А если и живут, то заняты лишь тем, что танцуют и поют. Других проблем у них нет.
Среди экспертов по межнациональным отношениям такой подход в шутку называют термином «кулинарный интернационализм», привившимся еще с советских времен, когда огромными тиражами издавались книги о национальной кухне «братских советских республик», но было запрещено любое упоминание о межнациональных проблемах
«Недооценили серьезность проблемы»
О задачах, поставленных перед новым министерством по делам национальной политики и связям с религиозными объединениями, глава ведомства Андрей Манин, пока не спешит делать официальных заявлений, мотивируя это тем, что еще не вошел в курс дела и не встретился со всеми национальными организациями Карелии. Судить об этом можно лишь по некоторым весьма жестким публичными заявлениям главы республики Сергея Катанандова, сделанным как до, так и после событий в Кондопоге.
Чего стоит прошлогодний скандал, разразившийся после заявления Катанандова о том, что лидеры диаспор должны нести ответственность за своих земляков, приезжающих на территорию Карелии. Госкомитету по нацполитике даже пришлось потом успокаивать национальные организации, мол, журналисты «некорректно» интерпретировали слова губернатора. Однако, после Кондопоги, когда поймать чеченцев, обвиняемых в убийстве двоих жителей города, удалось лишь благодаря диаспоре, глава республики еще раз подтвердил свою позицию. «Я был тогда прав, а те, кто меня критиковали, недооценили серьезность проблемы»,- сказал Катанандов в одном из публичных выступлений сразу после кондопожских погромов. Тот же упрек он адресовал позднее и бывшему руководству Госкомитета по национальной политике.
По мнению Катанандова, роль министерства по национальной политике и национальных общественных организаций в работе с приезжими должна быть усилена. В частности, губернатор предлагает организовать специальное обучение представителей иных национальностей, чтобы они «знали нашу Конституцию, правила нашего региона». Суммируя скупые выступления, губернатора по этому поводу можно предположить, что в числе приоритетов национальной политики в Карелии, наконец, найдется место проблемам не только карелов и вепсов, но и других народов, в первую очередь, южных.
Уроки этикета для приезжих
Представители национальных общественных организаций Карелии создание нового ведомства восприняли с энтузиазмом. Все надеются, что превращение «комитета» в «министерство» уже само по себе означает признание руководством республики приоритетного значения национальной политики в жизни региона. Критиковать работу бывшего комитета и его руководителя, отправленного в отставку, национальные объединения не хотят, но от нового ведомства ждут многого.
- Все что делалось до сих пор - встречи национальных организаций, вечера культуры, празднование Дня толерантности, это хорошо, но все это мы делали сами для себя, а надо для народа, для всех жителей Карелии - считает руководитель Общества карельско-арабской дружбы Рафат Амер. - И проводить тот же День толерантности не раз в год, в Петрозавоске, а раз в квартал, во всех городах. Но главное, надо идти к населению, работать напрямую со школьниками, с родителями, объяснять им, что существуют разные народы, разные менталитеты, но все мы живем вместе и должны учиться уважать друг друга.
- Школьники и студенты - достаточно подготовленная, образованная аудитория, они и так, в принципе, все правильно понимают, а надо идти на предприятия, к рабочим, выступать прямо на улицах, - добавляет руководитель Общества татарской культуры Ниаль Шабиев. - И нельзя забывать о наших земляках, которые приезжают сюда. Многие из них прислушиваются к лидерам диаспор, надо объяснять им, какой здесь в Карелии менталитет, какие традиции. Надо создавать филиалы национальных организаций в каждом городе и районе.
- Необходимо использовать опыт Европы по работе с мигрантами, - предлагает заместитель председателя Духовного управления мусульман Карелии Виктория Вебер. - Надо открыть для них курсы, преподавать там язык, историю, культуру, правила этикета того региона, куда они приезжают. Но это должно делать государство, потому что у национальных организаций нет на это ни сил ни средств. И, главное, приезжие должны получить возможность здесь работать, кормить свои семьи.
Духовное управление мусульман Карелии особо отмечает появление в названии министерства упоминания о «связях с религиозными объединениями».
- Управлению уже пять лет и все это время у нас была недостаточная связь с властями республики, - посетовала Вебер, - У религиозных объединений должна быть возможность напрямую общаться с первыми лицами, как это могут делать руководители национальных организаций. Национальная тематика не отделима от религиозной. Когда мы говорим о национальности человека или народа, мы вспоминаем и о его вероисповедании. Должна быть единая программа национальной и религиозной политики в Карелии. И если мы говорим о влиянии национальных организаций на людей, приезжающих в Карелию, то религиозные лидеры имеют не меньшее влияние. У нас были случаи, когда к нам приходили ребята павшие, связавшиеся с криминалом, а потом, походив к нам, поговорив с муфтием, они вставали на правильную сторону. Поэтому роль религиозных объединений очень велика и правильно, что при создании нового министерства это было учтено.
Преодолеть «синдром хозяина»
Преодоление «иллюзий и самообмана», о которых говорил бывший руководитель бывшего Госкомитета невозможно без серьезных научных исследований по психологии и социологии межнациональных отношений в Карелии. Лишь перед самой отставкой Владимира Лаврентьева, Госкомитет обнародовал результаты социологического исследования, проведенного в вузах школах республики. Выяснилось, что более 40 процентов студентов и школьников Карелии испытывают негативные чувства по отношению к выходцам с Кавказа. Представители национальных организаций уверяют, что им известны случаи, когда одной встречи со школьниками было достаточно, чтобы заставить их изменить свое мнение о кавказцах. Но очевидно, что этого явно недостаточно для преодоления «кавказофобии», которой подвержена значительная часть не только молодежи, но и взрослого населения. Как отметил на одном из совещаний в правительстве Владимир Лаврентьев, психологи объясняют негативное отношение местных жителей к приезжим так называемым «синдромом хозяина». «Этот синдром заключается в том, что люди думают: мы жили хорошо и спокойно, но вот приехали гости и ведут себя не так, как мы привыкли», - сказал Лаврентьев. При этом он подчеркнул, что «синдром хозяина» свойственен, в первую очередь, населению тех городов, где живет небольшое количество представителей иных национальностей. В Карелии, по некоторым данным, приезжие из южных республик и стран СНГ составляют лишь 1 процент от общего количества населения региона. Если теория «синдрома хозяина» верна, то Карелия рискует стать наглядным примером воплощения ее на практике.
Мы привыкли говорить о необходимости «сохранения языков и культуры коренных народов», подразумевая под этим культуры карелов и вепсов. Как само собой разумеющееся воспринимаем немалые бюджетные затраты на издание учебной и художественной литературы на национальных языках. Признавая, что без всего этого нельзя обойтись в республике, считающейся «национальным регионом», было бы заблуждением считать, что этого достаточно для сохранения «межнационального мира и согласия», которыми мы привыкли гордиться. Сегодняшний межнациональный климат в Карелии определяют в большей степени не финно-угорские народы, а диаспоры из стран СНГ, в частности выходцы с Кавказа. Адаптация культуры и традиций этих народов в условиях Карелии требует не меньшей, в том числе бюджетной, поддержки со стороны органов власти республики. То, что это должно стать одним из основных направлений новой национальной политики и движение в эту сторону потребует отказа от «кулинарного интернационализма» не только в Карелии, но и в, целом, в России, кажется, уже ни у кого не вызывается сомнений. Неужели, чтобы понять это, нам надо было обязательно пережить «уроки Кондопоги»?.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.