ХЕЛЬСИНКИ, 24 ноя - РИА Новости. Лидеры России и ЕС обсудят международные вопросы, ход реализации "дорожных карт" и выполнение Совместного заявления о расширении Евросоюза и отношениях Россия-ЕС.
Как сообщил РИА Новости источник в Кремле, на саммите состоится обмен мнениями по широкому кругу актуальных международных вопросов, в том числе по ситуации в Иране, на Ближнем Востоке, на Корейском полуострове и на Балканах.
"Принципиальные позиции России и ЕС относительно необходимости усиления взаимодействия на международной арене, укрепления центральной роли ООН, в том числе в плане предотвращения возникновения новых очагов конфликтов, механизмов урегулирования региональных проблем близки", - заметил собеседник агентства.
По его словам, лидеры России и Евросоюза рассмотрят ход реализации "дорожных карт" по четырем общим пространствам России-ЕС, которые были утверждены на саммите в мае 2005 года в Москве. В соответствии с этими документами, Москва и Брюссель планируют сформировать четыре общих пространства: экономическое; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты.
Как сообщил источник, участники саммита также подведут итоги выполнения Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС, принятого в Люксембурге 27 апреля 2004 года.
В этом документе зафиксированы политические обязательства Евросоюза по минимизации негативных торгово-экономических последствий расширения ЕС для интересов России. "Вопрос приобретает дополнительную актуальность в связи со вступлением в Европейский союз в 2007 году Болгарии и Румынии", - подчеркнул источник, добавив, что Россия хотела бы, чтобы при вступлении в ЕС этих двух стран был использован опыт предыдущего расширения и минимизированы негативные последствия для Москвы.
Между тем, помощник президента РФ Сергей Ястржембский выступил в среду с критикой реализации люксембургского заявления. По его словам, Россия не довольна тем, как реализуется ряд договоренностей с ЕС.
"Мы выражаем неудовлетворение тем, как выполняются некоторые пункты совместного заявления РФ и ЕС от 2004 года по поводу расширения Евросоюза", - сказал помощник президента.
По его словам, в целом, заявление оказалось удачным - оно позволило решить конкретные экономические проблемы. Однако наряду с торговыми темами там есть и две другие - калининградского транзита и национальных меньшинств в некоторых новых странах ЕС.
"По Калининграду с ЕС мы продвинулись довольно далеко вперед, и сегодня проблемы, которые остро звучали в 2003-2004 году, так остро уже не звучат. Это заслуга и Евросоюза и Литвы, прежде всего, которая занимает достаточно конструктивную позицию", - подчеркнул Ястржембский.
"Но есть тема, по которой мы выражаем неудовлетворенность - это тема, касающаяся положения русскоязычных меньшинств в странах Балтии, речь идет о Латвии и Эстонии", - сказал он. "Несмотря на очень небольшой прогресс в ускорении темпов натурализации русскоязычных людей, которые проживают в этих странах, к сожалению, проблема в целом, комплексно не решается", - отметил Ястржембский.
По его словам, проблема носит по-прежнему острый характер, и при нынешних темпах она сохранится на многие десятилетия вперед. "Мы считаем, что Европейский Союз недорабатывает в плане выполнения своих обещаний в этом смысле", - сказал помощник президента.
Российские представители неоднократно обращали внимание Евросоюза на необходимость выполнения в полном объеме Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС, принятого в Люксембурге 27 апреля 2004 года, в первую очередь, в части обеспечения прав русскоязычных меньшинств Латвии и Эстонии. Большинство русскоязычного населения в Латвии и Эстонии имеют статус неграждан. Они имеют паспорта Латвии, Эстонии, но другого цвета и не пользуются теми правами, которыми пользуются граждане этих стран.
"Нигде в мире больше нет такого понятия, как неграждане. Нет такого понятия и в правовой базе Евросоюза, в том числе и в Шенгенской правовой базе", - заявлял ранее МИД РФ.
Так называемые "неграждане" Латвии лишены значительных прав и возможностей. Например, они не могут голосовать на местных выборах. При этом иностранные граждане, в частности, приехавшие из европейских стран, получают право голосования после шести месяцев проживания на территории Латвии.
Кроме того, в соответствии с принятым Ригой в 1998 году законом "Об образовании" русские средние школы в Латвии, где до 40% населения - русскоязычные, перешли на новую систему обучения. В соответствии с этой системой на преподавание на русском языке отводится только 40% учебного времени. При этом школы фактически лишены возможности преподавать на русском языке такие предметы как физика, математика и химия.
Российские дипломаты отмечают, что ситуация в Эстонии относительно благоприятная по сравнению с Латвией. В частности, в Эстонии, где русскоязычные составляют около 25%, реформа школьного образования отложена до 2007 года.
"Когда Россия ставит вопрос о необходимости применения европейских стандартов по отношению к нацменьшинствам на территории этих государств, она не просит ничего, что выходило бы за рамки евростандартов", - подчеркивают в МИД России.
Между тем, официальные лица Латвии и Эстонии не признают наличия проблем с соблюдением прав национальных меньшинств в своих странах.