Георгий Ситнянский, научный сотрудник Института этнологии и антропологии - РИА Новости.
Недавний кризис в Киргизии, пусть и разрешившийся, ясно показывает, что в обществе более чем достаточно горючего материала. Вопрос - откуда именно он берется.
Обычно говорят об экономике, то есть о бедности. Но давайте посмотрим на ту же проблему с другого угла - демографического и религиозного. Мы видим, что тут происходят очень интересные процессы.
Напомним известный факт: события 2005 г. усилили позиции южан, в то время как при Акаеве северяне почти безоговорочно доминировали. Менее известно то, что еще примерно с 2000 г. начался отток южных киргизов из Ферганской долины на север. После «тюльпановой революции» он усилился.
Этот процесс вызван разными причинами. Начнем с того, что на юге стало меньше места из-за роста численности узбеков - они представляют единственную крупную нетитульную нацию, доля которой в населении страны постепенно растет. И не только за счет естественного прироста: ввиду недостаточной, как многим представляется, экономической свободы в Узбекистане стало достаточно массовым явлением переселение ферганских узбеков в Южный Кыргызстан.
Помимо демографического давления в перенаселенной Ферганской долине, играет свою роль и чувство страха перед исламским экстремизмом - ибо ислам среди киргизов так слаб, что они кажутся узбекам и таджикам чуть ли не язычниками. Но при этом те, кто переезжает на Север, кажутся тамошним жителям чуть ли не экстремистами.
Помимо оттока киргизского населения с Юга на Север наблюдается и приток на Север представителей некоторых других сильно исламизированных этносов - уйгуров, например. Это тоже отрицательно сказывается на религиозной обстановке на Севере.
Так, по мнению некоторых наблюдателей, уже и в Караколе (центр Иссык-Кульской области) из-за наплыва уйгуров киргизы себя не очень уютно чувствуют. По крайней мере, листовки «Хизб ат-Тахрира» - радикальной организации, призывающей к установлению «Всемирного исламского халифата» вместо нынешних «шайтанских» правительств - весной 2004 г. в Караколе уже разбрасывались. Причем тогда чуть ли не впервые в них критиковался не только режим Каримова, как обычно принято у «хизб-ат-тахрировцев» (главу Узбекистана они иначе как «тираном», «кровопийцей» и «американо-израильским агентом» они не называют), но и власти Кыргызстана: «Эй, кыргызстанские начальники, вы с Каримовым-кровопийцей одной веревочкой повязаны!» - буквально так говорилось в одной из них.
В целом эти миграции с Юга на Север, помимо религиозной, не могут не обострить и межэтническую обстановку, так как усиливает давление на все еще многочисленное на Севере «русскоязычное» население (на Юге его уже почти не осталось).
Но и северные киргизы на Севере начинают чувствовать дискомфорт. Например, еще до «тюльпановой революции» имели место случаи массового самозахвата южанами земли под Бишкеком, после падения Акаева их стало больше. Удивительно ли, что уезжают (пока не в очень больших масштабах, правда) не только «русскоязычные» - уже, по разным данным, от 500 до 800 тыс. киргизов переехало в другие страны СНГ, в основном в Россию.
Все это вместе вызывает озабоченность как северян, так и южан (которым тоже некуда податься) и провоцирует противостояние.
Так или иначе, имеющий место факт «великого переселения», пусть и медленного, с Юга на Север, как собственно киргизского, так и особенно другого, более исламизированного населения, способен взорвать и без того хрупкое равновесие в Кыргызстане (если уже не взорвал). Более того, все это может привести в не очень далекой перспективе к непоправимым демографическим и геополитическим последствиям не только в Кыргызстане.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции