Александр Юров, политический обозреватель РИА Новости.
Коррупционный скандал, который разразился в фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), набирает обороты. Следом за арестованными высшими руководителями уволены с занимаемых постов еще два высокопоставленных сотрудника фонда. Тем не менее, новый глава ФОМС Дмитрий Рейхарт заявил, что срывов поставок лекарственных препаратов для льготников не будет. Но проблема все же не столько собственно в поставке лекарств, сколько в сложившейся системе их распределения.
Фонд обязательного медицинского страхования в России занимается финансированием государственной программы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, то есть фактически обеспечивает инвалидов, ветеранов войн и малолетних детей бесплатными или более дешевыми, чем в рознице лекарствами. Однако именно при распределении медикаментов, судя по всему, и возникли злоупотребления. Генеральная прокуратура России обвинила руководство Фонда во взяточничестве. Впрочем, трудно поверить, что после замены руководителей нынешние проблемы сразу исчезнут. Тем более что, как теперь выясняется, для полного выполнения государством своих обязательств перед гражданами не хватает миллиарда евро. А в среду, вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев высказал мнение, что те проблемы, которые возникли у Фонда, заставляют сделать более серьезные выводы - вообще «состояние дел в фармацевтической промышленности - отвратительно». Он заявил, что "одни жулики лекарства производят, другие жулики эти лекарства продают, а третьи жулики занимаются посредничеством, используя средства государственной программы".
Действительно, проблема куда, как глубже. В стране наблюдается парадоксальная ситуация. Дороже стоят не только те лекарства, которые распространяются по программе лекарственного обеспечения льготников. Уже подмечено, то лекарства в муниципальных аптеках стоят дороже, чем в коммерческих. Между тем, по данным международной консалтинговой компании ACNielsen, мировой фармацевтический рынок на сегодняшний день уже на 95% глобализован. На долю препаратов местных производителей теперь приходится уже не более 5%. И Россия - не исключение. Львиная доля продающихся у нас лекарств - импортные. Теоретически это может отразиться на цене. Но это только с одной стороны. При этом фармрынок относится к категории самых динамично развивающихся. Однако в государственной программе лекарственного обеспечения продолжают принимать участие лишь избранные - порядка пяти компаний. Причем, всем им предъявлено требование - доля российских медикаментов должна быть не ниже 30%. То есть горлышко для участия в госпрограмме лекарственного обеспечения еще более сужается. А рыночных методов установления баланса между спросом и предложением все так же не видно.
Нынешние неувязки в обеспечении лекарствами льготников возникли не вдруг. Еще в конце 2004 года многие аналитики предостерегали правительство, что не стоит поспешно заменять многочисленные натуральные льготы материальными компенсациями. В частности, при выдаче бесплатных лекарств некоторым категориям больных людей. Тогда говорили, что постепенно возникнет огромный перерасход средств, отпущенных государством на оплату компенсаций предпринимателям, которые начали работать с ним по этой программе. Однако глава Министерства здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов убедил всех. По его словам, в основу новой системы обеспечения лекарствами ложится страховой принцип. То есть на самом деле принцип теории вероятности. Согласно этому принципу, одновременно все в фонд обязательного медицинского страхования за деньгами не придут. А это значит, государство, разрабатывая бюджет на очередной год, может смело экономить, потому что россияне все одновременно не заболеют. По оценке некоторых экспертов, в 2005 году только-только стартовавшая программа монетизации льгот обошлась казне в 2 раза дешевле натуральных льгот. То есть выгода была на лицо.
И все же четкие математические схемы, оказывается, тоже могут давать сбой. И уже в конце 2005 года система льготного обеспечения лекарствами в России не сработала. На пресс-конференции, которая состоялась на днях, Михаил Зурабов заметил, что за весь прошлый год было выписано 13,5 млн. льготных рецептов, и только в декабре 2005 года - 3,1 млн. По словам министра, льготники, которые выбрали деньги вместо лекарств, "сочли для себя разумным планом действий сделать запас". И как следствие - первые 1,5-2 месяца 2006 года вся система "работала на удовлетворение этого спроса". Надо понимать, что и в последующем ситуация развивалась аналогичным образом. Льготники старались побыстрее реализовывать свое право на бесплатные лекарства. Впрочем, иначе и быть не могло. Ажиотаж, вызванный отказом государства от натуральных льгот, мог привести только к одному результату - повышенному спросу. Однако возможности его удовлетворения оказались ограниченными, потому что реализация льготных медикаментов осуществлялась только через узкий круг уполномоченных аптек. Одновременно стали возникать перебои и с поставками лекарств льготникам. Как результат, нездоровый ажиотаж вокруг реализации государственной программы со временем не только не спадал, а наоборот нарастал.
Уже в октябре 2006 года, то есть месяц назад, первый замдиректора Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), а теперь уже исполняющий обязанности руководителя Фонда, Дмитрий Рейхарт обозначил материальную сторону проблем подчиненного ему ведомства. Так, по состоянию на 11 октября 2006 года к оплате было представлено уже 87,9 млн. рецептов (!) на сумму свыше 47 млрд. рублей. А оплаченными оказались меньше половины из них - на сумму 24,2 млрд. рублей. То есть остальная сумма повисла огромным долгом государства перед поставщиками лекарств.
Это может означать лишь одно: еще летом отпущенные бюджетом средства на лекарственное обеспечение граждан исчерпались. Впрочем, это только пол беды. По свидетельствам самих льготников, одновременно во многих регионах из аптечной сети исчезли льготные лекарства, хотя при этом в свободной продаже лекарства имелись. Формально получается, что за полтора года реформирования льгот в стране резко увеличилось количество хронически больных людей, которым по закону полагаются бесплатные или льготные лекарства. Хотя предполагалось, что будет наоборот.
Тем не менее, именно этим откровением месяц назад поделился с прессой чиновник из Фонда обязательного страхования. Одновременно Рейхарт озвучил и пути выхода из кризиса. Он поднял вопрос о дополнительном финансировании программы лекарственного обеспечения. Но не только. Заявил он ии о необходимости принятия срочных мер по эффективному управлению расходами фонда, а также о повышении качества предоставляемых льготникам услуг. В частности, уже тогда Минздравсоцразвития скорректировал перечень лекарственных средств, которые могут выписываться в рамках реализации программы лекарственного обеспечения, естественно, в сторону сокращения. Были снижены цены на 165 торговых наименований препаратов, а некоторые лекарства, в основном иностранного производства, и превышающие по цене российские аналоги, были и вовсе исключены из программы. Всего из 1,5 тыс. льготных лекарств вычеркнули свыше 600 дорогостоящих препаратов. Предпринятые меры позволили Рейхарту выразить надежду, что в 2007 году бюджет по программе лекарственного обеспечения опять приблизится к 40 млрд. рублей.
Однако он, вероятно, не предполагал, что уже в ноябре работа его ведомства окажется под прицелом Генпрокуратуры. Хотя, конечно, и он понимал, что целью реформы было вовсе не достижение искусственного дефицита лекарств и как следствие наращивания бюджетных расходов. По мнению министра Зурабова, которому подконтролен Фонд обязательного медицинского страхования, в настоящий момент правоохранительные органы обратили особое внимание на существующие финансовые взаиморасчеты между территориальными фондами обязательного медицинского страхования и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. А аресты - это первые результаты этой работы.
Судя по опубликованным в прессе итогам деятельности системы обязательного медицинского страхования РФ, имеются в виду многочисленные нарушения территориальных фондов в сфере финансирования дорогостоящего лечения некоторых пациентов в известных медицинских центрах, в том числе и в Москве (финансирование осуществлялось вопреки пожеланиям столичного руководства).
Впрочем, скорее всего, основные причины нынешнего кризиса лежат в несколько иной плоскости. Еще в апреле 2006 года, то есть за полгода до нынешних событий, Счетная палата РФ предупреждала руководство Министерство здравоохранения и социального развития о том, что средства федерального бюджета расходуются неэффективно. И хотя в этом отчете речь напрямую не идет о ФОМС, однако выявленные недостатки уж больно схожи с нынешними претензиями правоохранительных органов к руководству этого Фонда. В частности, органы здравоохранения не провели мониторинга цен на лекарственные препараты, не изучили возможности российских производителей медикаментов, а также проводили конкурсный отбор коммерческих фирм-партнеров с нарушением установленных государством правил. То есть, по мнению Счетной палаты, нарушения возникали на стыке интересов бизнеса и государства. А с такими нарушениями можно бороться только одним способом - рыночными методыми, чтобы от воли отдельного чиновника ничего не зависело.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции