Владимир Симонов, политический обозреватель РИА Новости.
Европейский Союз и Россия не смогут открыть новую страницу сотрудничества, если будут бояться растущей взаимозависимости. Такие опасения противоречат реальному положению дел на европейском континенте. Это предупреждение содержится в статье Владимира Путина, опубликованной в британской Financial Times и в российской печати накануне открывающегося в Хельсинки в пятницу, 24 ноября, саммита ЕС - Россия.
Тот, кто бьет тревогу по поводу некой опасной зависимости от России, видит её отношения с Евросоюзом «в упрощенной черно-белой палитре» и хотел бы втиснуть их в архаичную схему противостояния «свой - чужой», считает российский президент. По его мнению, стереотипы такого рода, все еще гнездящиеся в политическом мышлении и практике, грозят Европе появлением новых разделительных линий.
Путин не называет носителей этих устаревших, конфронтационных настроений, но можно предположить, что здесь имеется в виду прежде всего Польша. В последние дни эта страна заблокировала мандат на российско-европейские переговоры по подготовке нового базового Соглашения о партнерстве, которые должны были стать главным содержанием саммита в Хельсинки. Прикрываясь демонстративным недовольством по поводу отказа России ратифицировать Энергетическую хартию, Варшава пытается использовать ЕС в собственных односторонних интересах: добиться снятия российского эмбарго на импорт из Польши мяса и другой сельскохозяйственной продукции.
Увязывая эти две проблемы - ратификацию Хартии и мясное эмбарго, Польша лишь подтверждает свою репутацию неуживчивого и эгоистичного новобранца ЕС, которая складывается у стран-ветеранов объединенной Европы. На самом деле позиция Россию по обоим вопросам давно и хорошо известна, в том числе Варшаве.
Как вновь подтвердил в четверг Сергей Ястржембский, специальный представитель Путина по отношениям с ЕС, Россия не собирается ратифицировать Энергетическую хартию в ее нынешнем варианте «ни сегодня, ни завтра». Москву не устраивает не столько сам документ, сколько транзитный протокол к нему, который открывает доступ членам ЕС к российской транспортной инфраструктуре, включая трубу Газпрома. Неприемлема и статья протокола, уравнивающая зарубежные и внутрироссийские тарифы на транспортировку энергоресурсов. Показательно, что возражения России встречают все большее понимание у членов Евросоюза. Норвегия, крупнейший европейский поставщик нефти, тоже не присоединилась в Хартии.
Что касается российского эмбарго на импорт мяса из Польши, то его причиной стала массовая фальсификация таможенных сертификатов, обнаруженная в ноябре прошлого года. Причем некачественное мясо - не польского происхождения, и Варшаве прекрасно известно, как она могла бы навести порядок в транзите продукции своих соседей.
Кстати, эта история может иметь печальное продолжение. Россия только что пригрозила запретить импорт любой продукции животноводства из Евросоюза, начиная с 1 января. Опасения российских властей связаны с болезнями крупного рогатого скота в Румынии и Болгарии - странах, которые с начала 2007 года станут полноправными членами ЕС.
Таким образом, центр тяжести проблем, использованных Польшей как предлог для ее вето на диалог ЕС-Россия, во многом находится внутри Евросоюза. Надо работать вместе с Москвой над новой редакцией Энергетической Хартии, надо поднимать качество экспортной продукции животноводства, в частности поставить герметичные барьеры свиной лихорадке в Румынии и Болгарии. А не тормозить переговорный процесс, способный преодолеть в том числе и эти препятствия. Если, конечно, вето Польши не вызвано такими более подспудными, эгоистичными причинами, как месть за строительство северо-балтийского трубопровода.
Несмотря на эти осложнения, Россия явно не склонна драматизировать ситуацию. Существующее Соглашение о партнерстве с ЕС будет продолжать действовать еще год и может быть продлено на срок, который стороны сочтут необходимым. Таким образом на Россию не давит фактор времени, и она может работать над новым текстом Соглашения столько, сколько потребуется. "Мяч полностью находится на поляне ЕС, это проблема сугубо ЕС, Россия вмешиваться в эту ситуацию не намерена", - прокомментировал демарш Польши Сергей Ястржембский.
Оптимистический взгляд на будущее отношений России с объединенной Европой пронизывает и статью Путина. Заметив, что Москва не ставит перед собой задачу вступить в Евросоюз, президент высказывает убеждение, что его страна «является естественной частью «европейской семьи». Впитывая ценности Европы, Россия готова многим поделиться с европейскими партнерами - в частности, столь актуальным в наше время опытом сосуществования различных конфессий и этносов.
Путин предостерегает от того, чтобы будущие переговоры превратились в пинг-понг претензий или сошлись клином на технических материях - квотах, тарифах, антидемпинге. Тем более архаичны и бесплодны попытки сделать из объединенной Европы какой-то бастион для противоборства с Россией. Центральная задача сегодняшнего дня - совместно создавать будущее Евросоюза и России как партнеров и союзников, убежден российский лидер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.