Рейтинг@Mail.ru
Россия - НАТО: брак по расчету - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия - НАТО: брак по расчету

Читать ria.ru в
Эти отношения нельзя назвать безоблачными. Хотя, если судить по последней встрече в Кремле генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера и президента России Владимира Путина, внешне все выглядит, если не отлично, то вполне доброжелательно. Президент Путин даже отметил, что «наше сотрудничество развивается успешно... Мы отмечаем и политический диалог, который осуществляется в постоянном режиме и на высоком уровне».

Виктор Литовкин, военный обозреватель РИА Новости.

28-29 ноября в столице Латвии Риге соберется очередной саммит руководителей стран и военных ведомств, входящих в Североатлантический альянс. На этот раз на нем не предусмотрены ставшие в последние годы традиционными в рамках Совета Россия-НАТО встречи руководителей НАТО и России. Не будет там и военной делегации Украины, Грузии и даже тех государств, что официально являются «кандидатами на вступление в альянс» - Албании, Хорватии и Македонии. Более того, на этом саммите, вопреки ранее заявленному, эти страны пока даже не будут приглашены в НАТО. Почему? Попытаемся в этом разобраться. А для начала проанализируем нынешний уровень взаимоотношений между Москвой и Брюсселем.

Эти отношения нельзя назвать безоблачными. Хотя, если судить по последней встрече в Кремле генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера и президента России Владимира Путина, внешне все выглядит, если не отлично, то вполне доброжелательно. Президент Путин даже отметил, что «наше сотрудничество развивается успешно... Мы отмечаем и политический диалог, который осуществляется в постоянном режиме и на высоком уровне».

Действительно, встречи между руководителями России и НАТО проходят с завидной регулярностью. Не реже раза в год, иногда и чаще. Министр обороны России Сергей Иванов постоянный участник всех саммитов альянса, часто выступает с речами на встречах со своими европейскими и заокеанскими коллегами. В Москве на постоянной основе работает Военная миссия связи НАТО и Информационное бюро НАТО, которое весной провело двухнедельную информационно-пропагандистскую акцию под названием «Объединяя усилия». Участники акции проехали по девяти городам России, от Тихого океана до Балтийского моря, где выступали с разъяснениями позиции альянса по самым разным мировым проблемам, участвовали в дискуссиях с молодежью, проводили другие очень интересные мероприятия. Кстати, в программе работы информбюро запланированы подобные мероприятия на каждый месяц, и они успешно выполняются.

Развиваются связи между Москвой и Брюсселем и по военной линии. Кроме известной программы «Партнерство во имя мира», которая действует уже несколько лет,  Россия участвует в Средиземноморской операции НАТО «Active endeavor». Есть совместная программа по спасению экипажей терпящих бедствие подводных лодок (наглядный и реальный пример, прошлогоднее спасение экипажа батискафа АС-28). Несколько дней назад на территории недавно совершенно секретного научно-исследовательского института минобороны проведены совместно со специалистами альянса командно-штабные учения по отражению ракетной атаки на европейском театре военных действий... И список этот можно продолжать и дальше. Но проблема в том, что за этим «благополучным фасадом» скрывается не очень приятный фон, который не позволяет с полным правом говорить о том, что между Брюсселем и Москвой  действительно сложились полноценные партнерские и взаимоуважительные отношения, в полной мере учитывающие коренные интересы обеих сторон.

Ситуация на деле выглядит, как при браке не по любви, а по расчету. Супруги продолжают жить вместе, часто вместе появляются на людях, отзываясь друг о друге с неизменным почтением, а на деле спят в разных комнатах, каждый в отдельности ведет свои хозяйственные и финансовые дела, в первую очередь, в своих личных интересах. И семью ничто не связывает, кроме формальной записи в регистрационных документах.

   Конечно, любое сравнение хромает, как утверждают классики. Но давайте внимательнее присмотримся к тому, что происходит за стенами «благополучного фасада» союза по имени Россия-НАТО. А происходит во что. Альянс, вопреки обещаниям, которые давались Москве во время первой и второй волны расширения НАТО, все ближе и ближе продвигает свою военную инфраструктуру к российским границам. Под предлогом борьбы с международным терроризмом модернизирует местные военные аэродромы, рокадные дороги, создает базы хранения боевой техники, перевооружает на западные образцы армии вновь присоединившихся к альянсу государств, вытесняя из них российское вооружение. А еще строит радиолокационные станции, направленные в сторону крупнейших российских городов и других военно-промышленных центров, все активнее вмешивается во внутренние дела стран СНГ, всесторонне поддерживает там «цветные революции», готовит новую элиту, готовую принять и воплотить в жизнь идеологические установки североатлантических менторов...

Но самое опасное даже не это. На базах НАТО в Европе хранится американское тактическое оружие. По разным оценкам, от 150 до 400 авиабомб В61. Спрашивается, для кого они предназначены? Для борьбы с террористами? Но это совсем смешной аргумент, который не выдерживает никакой критики. Бороться с террористами ядерным оружием - все равно, что поджечь собственный дом, чтобы в нем не водились тараканы. Значит, цель для этого оружия совсем другая. Какая? Я задал этот вопрос директору Отдела ядерной политики Управления политики и планирования обороны Североатлантического альянса Гаю Робертсу. Он ответил на него так: «НАТО сократила свой ядерный арсенал более чем на 90 процентов. Мы постоянно анализируем построение ядерных сил НАТО, для того чтобы обеспечить наличие минимального количества единиц данного оружия, в соответствии с общей стратегией безопасности и ядерного сдерживания. Размещение ядерного оружия США в Европе является одной из форм распределения ответственности, которая полностью поддерживается государствами-членами НАТО. Это укрепляет процесс консультаций и обеспечивает особую трансатлантическую связь между всеми странами НАТО».

И такая, мягко говоря, недоговоренность и неопределенность, которая присутствует в словах высокопоставленного сотрудника альянса по поводу американского ядерного оружия в Европе, существует и в других проблемных вопросах, которые беспокоят Россию, ее военных и экспертов. Один из них - перспектива размещения в Польше и Чехии передовой базы американских противоракет. Опять под благовидным предлогом «борьбы с ракетами стран-изгоев». Как известно, в категорию «стран-изгоев» Вашингтон записал Тегеран и Пхеньян. Но любой серьезный специалист знает, что ни у Ирана, ни у Северной Кореи нет ракет, способных долететь до США. Кроме того, если они даже и появятся, то траектория их полета не может проходить через Европу. Следовательно, американские противоракеты будут нацелены на российские стратегические ракетные комплексы. Этого, в принципе, на уровне экспертов никто и не скрывает.

Но если это так, то причем тут разговоры о «стратегическом партнерстве», которыми потчуют Москву в Вашингтоне и в Брюсселе?! Правда, высокопоставленные натовские чиновники говорят, что планы размещения американских противоракет в Польше и Чехии - проблема двухсторонних отношений между Вашингтоном и Варшавой, Вашингтоном и Прагой. Альянс тут - не при чем. Может быть. Но как тогда быть с североатлантической солидарностью? Где проходит граница между союзническими отношениям и ответственностью за стратегические и, по сути, провокационные действия одного из важнейших членов НАТО? Ведь такое «поведение» Пентагона может отразиться на всем комплексе взаимоотношений между Москвой и Брюсселем, стать основой для усиления конфронтации между партнерами в Совете Россия-НАТО. Или этот вопрос никого в Брюсселе не волнует?

Есть еще одна острая проблема в отношениях между Россией и НАТО. Это проблема военно-технического сотрудничества. Альянс никак не хочет допустить российскую военную технику на свои внутренние рынки. Даже технику ПВО и ПРО, которая призвана защитить небо Европы от возможных ударов террористов. Ссылаются при этом, что препятствием служит «несовпадение технических параметров». Но и этот аргумент выглядит странно, если знать, что у Греции - одного из членов НАТО вся система ПВО построена на российских боевых комплексах С-300ПМУ, «Тор-М1», «Оса-10», «Игла-С»... Получается, что для кого-то «несовпадение параметров» не препятствие, для других - непреодолимый барьер? А на деле здесь только попытка не допустить конкуренции с заокеанскими системами ПРО и ПВО. Такими, как «Пэтриот» ПАК-3, что по многим тактико-техническим параметрам уступает той же С-300ПМУ, но которую фирма «Рейтион» при активной поддержке Вашингтона буквально навязывает странам НАТО.

И последний момент, не по значению, а только по счету. Россия очень болезненно реагирует на обещание Брюсселя принять в свои ряды Украину и Грузию. С одной стороны, Москва никак не может препятствовать этому процессу. С другой, как заявил недавно министр обороны России Сергей Иванов, если это случится, мы вынуждены будем пересмотреть свои отношения с НАТО и принять дополнительные меры для обеспечения своих национальных интересов. В числе этих мер, думаю, может быть выход России из Договора о ракетах средней и меньшей дальности и размещение оперативно-тактических ракет класса «Искандер-М» на границах альянса. Но и это не все. Гораздо большей негативной  перспективой может стать запрет на пролет самолетов НАТО, оказывающих помощь войскам, действующим в Афганистане, над территорией России и ликвидация баз НАТО в центральноазиатских странах, входящих в орбиту Организации Договора о коллективной безопасности. Как это, к примеру, недавно произошло с базой США, которая была закрыта в Узбекистане после известных андижанских событий и критики действий руководства страны, предотвратившего расползание бунта,  в Вашингтоне.

Сейчас трудно говорить, о чем конкретно шел разговор в Кремле на последней встрече президента России Владимира Путина и генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера. Но то, что после этой встречи, в Брюсселе было заявлено, что прием новых членов в Североатлантический альянс - не самая главное, что сейчас требуется НАТО, и разговор об этом переносится на 2008 год, свидетельствует, что к некоторым озабоченностям Москвы в НАТО все-таки прислушались. Если так будет продолжаться и впредь, есть шанс, что отношения между НАТО и Россией, хотя и останутся похожими на брак по расчету, но действительно станут партнерскими не только с фасада, а и по сути. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала