БЕРЛИН, 22 ноя - РИА Новости, Ольга Семенова. В среду исполняется ровно год с того дня, как немецкий бундестаг подавляющим большинством голосов впервые в истории Германии выбрал не канцлера, а канцлерин. За лидера Христианско-демократического союза (ХДС), 51-летнюю Ангелу Меркель отдали свои голоса 397 из 614 депутатов бундестага 16-го созыва.
Хотя после трудных месячных переговоров о создании "Большой коалиции" из ХДС/ХСС (Христианско-социалистический союз) и Социал-демократической партии Германии, оказавшихся в результате досрочных выборов в патовой ситуации, практически уже никто не сомневался, что кандидатура "воспитанницы" экс-канцлера Гельмута Коля пройдет, в момент объявления итогов голосования будущая глава нового правительства выглядела несколько потрясенной и смущенной.
На свои хрупкие плечи ей пришлось принять не только большую политическую ответственность, но и серьезно подорванную экономику Германии с рекордным числом безработных (11,7% от общего числа занятых) и огромным бюджетным дефицитом (3,3% ВВП).
Свободная демократическая партия (СвДП) и "Зеленые" - перешедшие в оппозицию бывшие союзники обеих ведущих партий, вступивших ради создания стабильного правительства "в брак по расчету", закрепленный 18 ноября 2005 года коалиционным договором - с первого дня создания этого союза прочили ему "недолговечность и провал". Причем делали они это не только от обиды на то, что оказались за бортом правящей лодки, но и по совершенно объективным причинам: слишком разные исходные приоритеты были у обеих партий.
Практически в каждом блоке будущей правительственной деятельности у свежеиспеченных партнеров были такие камни преткновения, о которые "утлая правительственная лодка" легко могла разбиться в самом начале плавания. Это разногласия и по поводу вступления Турции в ЕС, и по поводу отказа от атомной энергетики, и в отношении повышения налогов и уменьшения социальных дотаций, семейной политики, пенсионного возраста, и... Этот перечень можно продолжать еще долго.
Общая же платформа строилась на желании избежать повторных выборов и стремлении создать стабильное правительство. Поэтому обе стороны пошли на серьезные компромиссы, что тут же дало новую почву для злопыхателей, попытавшихся обвинить каждую из сторон в "сдаче позиций" и " обмане избирателей".
За границей же настороженно выжидали, как себя поведет первая женщина у руля одной из крупнейших промышленных стран, в возможность прихода которой к власти в Германии еще недавно практически никто не верил. Многие почему-то ожидали, что лидирующие позиции в коалиции от ХДС/ХСС займет лидер ХСС, премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер (мужчина все-таки, и уже однажды выдвигался на пост канцлера), а Меркель будет, как английская королева, властвовать, но не править.
Однако Штойбер даже не вошел в состав нового правительства, где ему прочили хлопотное место министра экономики, предпочтя остаться лидером партии и полновластным хозяином в своей процветающей Баварии. Вместо себя он направил Меркель одного из своих ближайших соратников по партии Михаэля Глоса, который и получил данный важный пост.
В новое коалиционное правительство, согласно договоренности, вошли по восемь министров от каждой из сторон. При этом тогдашний лидер социал-демократов Франц Мюнтеферинг в добавление к своему посту министра труда стал еще и вице-канцлером.
В такой обстановке Меркель начала формирование собственного стиля управления, более гибкого и мягкого, чем у прежнего канцлера, в связи с чем ее неоднократно упрекали (прежде всего, бывший союзники-либералы) в " отсутствии жесткой руки и излишней компромиссности". Даже экс-канцлер Шредер недавно посоветовал своей преемнице чаще пользоваться его излюбленным словом "Баста!" ("Хватит!"), когда подчиненные становятся слишком самостоятельными.
"За минувший год Ангела Меркель безоговорочно утвердилась только на внешнеполитической арене - Германию все чаще привлекают к посредническим ролям в улаживании различных конфликтов, а это говорит о росте авторитета страны за рубежом под руководством канцлерин. Внутри страны она, конечно, справляется хуже", - отмечают политологи, активно комментирующие в эти дни итоги первого года "Большой коалиции".
Итоги последних опросов свидетельствуют о падении популярности " Большой коалиции". Так, согласно опубликованным "Лейпцигер Фольксцайтунг" 21 ноября данным репрезентативного опроса Лейпцигского института рыночных исследований, только 1% из 1003 опрошенных по всей Германии заявил, что "полностью доволен работой нынешнего правительства". 37% "скорее довольны" и 56% - "разочарованы", в том числе 17% - "полностью разочарованы". При этом газета отмечает более негативные оценки именно в Восточной Германии, откуда нынешняя глава правительства пришла в большую политику.
Тем не менее, по данным опроса, при всей неудовлетворенности ситуацией 68% респондентов считают, что "Большую коалицию" следует продолжать, а 28% выступают за новые выборы. Более того, из всех нынешних политиков население испытывает наибольшее доверие все-таки к Ангеле Меркель (63%), за ней идут глава МВД Вольфганг Шойбле (61%), министр финансов Пеер Штайнбрюк (53%), глава МИД Франк-Вальтер Штайнмайер (52%), и замыкает пятерку лидеров министр защиты прав потребителей Хорст Зеехофер (49%). Вице-канцлер и министр труда Франц Мюнтеферинг идет на седьмом месте с 43% после министра по делам семьи Урсулы фон дер Лейен (47%).
Интересно, что, согласно проведенному 21 ноября телеканалом N-TV экспресс-опросу людей на улицах "Какую оценку по школьной шкале от одного до пяти (в Германии высшая оценка - единица) вы бы поставили членам нынешнего правительства?", в отличники вышел только министр иностранных дел Штайнмайер, удостоенный этой самой единицы.
По двойке с плюсом, то есть лучше, чем "хорошо", получили глава МВД Шойбле и министр по делам семьи, мать семерых детей Урсула фон дер Лейен. Просто двойку - "хорошо" - опрошенные поставили министру финансов Пееру Штайнбрюку, остальные не сдали в глазах населения своего первого годового экзамена и в основном удостоились " неудов" и даже "неудов с минусом".
Между тем, как сообщили РИА Новости в ведомстве федерального канцлера, "общая ситуация в стране поступательно улучшается: главные козыри, которые может предъявить "Большая коалиция" - снизившийся уровень безработицы и наименьшая с момента объединения Германии новая задолженность".
"Мы начинаем выходить из спирали долгов и впервые за последние шесть лет собираемся больше инвестировать", - отметил собеседник агентства.
Выступая в программе новостного телеканала N24, глава фракции СДПГ в бундестаге, бывший министр обороны в правительстве Шредера Петер Штрук тоже считает, что правительство может быть довольно достигнутыми результатами.
"Просто на "Большую коалицию" изначально возлагались завышенные ожидания", - считает депутат.
Определенная доля вины за это ложится, по его мнению, на сами коалиционные партии, которые в своем стремлении к созданию стабильного правительства создали впечатление, "будто мы легко сможем преодолеть все имеющиеся у трех партий расхождения, что мы все можем".
"Сейчас наступает отрезвление, но я думаю, что работа этой коалиции будет завершена, люди смогут оценить, какой большой труд был проделан - какое число безработных, как обеспечивается социальная защищенность", - отметил Штрук. Он считает, что нынешняя коалиция "вполне может с уверенностью вступать в предстоящие месяцы и годы".
На настоящий момент депутат не видит альтернативы "Большой коалиции": даже если теоретически СДПГ с "Зелеными" и СвДП могла бы иметь большинство в нижней палате парламента - бундестаге, в бундесрате все равно подавляющий перевес остается у ХДС/ХСС. Кроме того, он не видит желания у оппозиционных партий заключить новую коалицию с социал-демократами, которые, по его словам, тоже к этому не стремятся.
"Мы подписали (коалиционный) договор. Мы его придерживаемся, думаю, ХДС/ХСС тоже. И мы сообща представим в 2009 году нашу работу на суд избирателей", - подчеркнул глава социал-демократической фракции в бундестаге.
В то же время, согласно опросу влиятельного социологического института Эмнид, традиционно проведенному в минувшее воскресенье по вопросу " За кого бы вы проголосовали, если бы выборы состоялись сегодня", отрыв ХДС/ХСС (31%) от СДПГ (30%) сократился с прежних 4% до всего 1%. СвДП стала сильнейшей из оппозиционных партий - 12%, у "зеленых" и " левых" по 11%. В то же время опрошенные считают, что СДПГ (48%) удается в коалиции лучше, чем ХДС/ХСС (45%), отстаивать свои позиции.
В нескольких интервью различным СМИ, которые Меркель давала в преддверье годовщины прихода к власти "Большой коалиции", она уже не выглядит ни смущенной, ни неуверенной, как это было год назад.
По признанию политических обозревателей, Меркель выработала свой собственный стиль руководства, сильно отличающийся от ставшей для большинства политиков привычной авторитарной манеры управления ее предшественников Коля и Шредера, но "достаточно эффективной, чтобы поддерживать на плаву неоднородный правительственный плот".
Что же касается критики в адрес самой канцлерин и ее правительства, то, по признанию тех же обозревателей, еще не было коалиционного правительства, которое бы не критиковали столь же резко по итогам первого года и не предрекали быстрый развал. Тем не менее, предыдущая коалиция СДПГ-"Зеленые" просуществовала семь лет.
В годовщину своего избрания канцлером Ангела Меркель не собирается праздновать "день рождения правительства", среда будет посвящена серьезной работе: она выступит с докладом на пленуме бундестага по вопросу о принятии нового бюджета на 2007 год.