Политическая элита Украины 22 ноября подводит итоги второй годовщины «оранжевой революции». Об итогах двух лет, изменениях внешней и внутренней политики страны, оценках политической ситуации на Украине и прогнозах дальнейших перспектив ее развития с председателем Коммунистической партии Украины Петром Симоненко беседовала корреспондент РИА Новости Анна Вернослова..
- Петр Николаевич, считаете ли Вы, что за первые 100 дней работы правительству Виктора Януковича удалось достичь значимых результатов?
- Я не рассматриваю 100 дней работы правительства как веху в определении того, что удалось, а что не удалось. За этот срок новому составу кабинета министров необходимо хотя бы разобраться с бумажным потоком, понять, насколько компетентны кадры в разрешении тех или иных вопросов. Для меня 100 дней - это возможность сегодня подумать о том, какие тенденции характерны с точки зрения восстановления управляемости в нашей стране и разрешения ключевых вопросов, а также очень серьезно проанализировать эти тенденции, сделать выводы и извлечь уроки.
- Какие уроки извлекли для себя коммунисты?
- В Украине осуществляется передача власти на основе политической реформы от президента к парламенту и кабинету министров. Передача этой власти осуществляется очень болезненно, и администрация президента и те, кто вкладывал огромные деньги в выборы Ющенко, сегодня саботируют первые шаги антикризисной коалиции и правительства. Очень опасная тенденции этих 100 дней , что президент Ющенко патронирует «оранжевый саботаж» в Украине. Это выражается, прежде всего, в том, что министры, утвержденные в августе в составе кабинета министров по квоте президента, бездельничают, парализуют деятельность правительства, занимаются демагогией, а не конкретными делами.
Нам надо четко определить, что мы взяли в наследство от «оранжевых», нам надо сказать правду, что мы имеем на сегодняшний день и с чем мы войдем в завтрашний день. Надо сделать выводы о том, что, проблемы 2007 года, прежде всего, бюджет, без радикальных мер не решить. Очень сложно управлять собственностью, когда у государства нет рычагов управления. Поэтому нужно вернуть в управление государства часть имущества, которая ему принадлежит, прежде всего, через тот закон, на который Ющенко наложил вето.
Второй принципиальный вопрос - надо максимально воспользоваться монополией. На Украине сегодня три компании контролируют ликеро-водочный бизнес. Если государство возьмет их под свой контроль, в бюджет дополнительно поступит 10-15 миллиардов гривен ($2-3 миллиарда).
Сегодня немедленно надо наводить порядок на границе и таможне, необходимо ударить по рукам всем тем, кто везет контрабандный груз. Действия Юлии Тимошенко на посту премьера способствовали лишь увеличению взяток на границе. Нам необходима решительно поменять алгоритм как внутренней, так и внешней политики. Мы не должны допустить, чтобы необдуманные попытки угодить западу со вступлением в Украины ВТО привели к колоссальным негативным для людей последствиям.
- Согласно договоренностям России и Украины Черноморский Флот РФ будет находиться в Крыму до 2017 года. У официального Киева нет окончательной позиции о возможности продления срока аренды. Петр Николаевич, какова позиция коммунистов в этом вопросе?
- Те, кто говорит сегодня о необходимости убрать Черноморский Флот Российской Федерации с территории Украины - это предатели украинского народа. Когда мы говорим о проблеме ЧФ, нужно понимать, что существуют геополитические и стратегические интересы Украины. За 15 лет уничтожены все военно-морские силы Украины. Понятно, что те, кто пытаются выдворить российский флот, делают это только с одной целью - удовлетворить амбиции американцев. Очевидно, что вместо ЧФ РФ будет стоять флот США. У нас это не может не вызывать тревогу.
Договор о дислокации Черноморского флота в Крыму действует до 2017 года и надо прекратить всякие разговоры на эту тему. Я выступаю за то, чтобы мы решали все спорные вопросы, а они безусловно есть, дипломатическим путем. Пока ЧФ будет находится в Крыму, Украине надо будет тратить меньше средств, чтобы защищать свои же экономические интересы в этом регионе.
Нам нужно совместными усилиями выстроить и последовательно реализовывать стратегию развития Черноморского экономического региона. Это и совместные проекты в рамках военно-промышленного комплекса, освоение шельфа и недр, развитие социальной инфраструктуры, восстановление научных и научно-промышленных комплексов в Черноморском регионе.
Что касается условий аренды ЧФ, то их, безусловно, надо пересмотреть, чтобы это было выгодно как для российской, так и для украинской стороны.
- Как Вы оцениваете украинско-российскую договоренность о поставках газа по цене $130 за тысячу кубометров?
- Диалог Украины и России по вопросам цены на газ я не отношу к успехам или поражениям. Об этом вообще нельзя говорить, потому, что речь идет не о стратегии разрешения геополитических или стратегических вопросов долгосрочного сотрудничества, а о сиюминутной выгоде определенных коммерческих структур, которые решают свои личные интересы.
Я убежден, что как для России, так и для Украины очень опасно, когда бизнес оказывает давление на политику в части стратегии наших взаимоотношений. Безусловно, я считаю, что как цена на газ, так и многие другие вопросы, связанные с так называемыми «продуктовыми войнами» - это результат того, что на протяжении последних 15 лет у Украины нет самостоятельной политики разрешения внешних проблем. Нашей стране необходимо отстаивать свои интересы как субъекта внешнеэкономических отношений, а не объекта манипуляций.
- Какой выход из этой ситуации Вы видите? Как Компартия предлагает разрешить эту проблему?
- Чтобы решить вопрос об успешной взаимовыгодной политике с долгосрочной перспективой, надо решать вопрос стратегический. Мы предлагаем рассматривать его, прежде всего, в контексте Единого экономического пространства (ЕЭП). ЕЭП обеспечивает не только добрососедское существование, но, прежде всего, определяет стратегию развития экономического потенциала Украины. ЕЭП - это возможность равных условий доступа к сырьевым ресурсам, это, в значительной степени, решение проблемы рынка сбыта отечественной продукции. Если речь идет о цене на газ, то это возможность отсрочки во времени перехода к мировым ценам для технологического и технического переоснащения промышленности и внедрения энергосберегающих технологий. Мы должны сегодня очень серьезно подумать об энергетической безопасности Украины, а это, в конце концов, повышение уровня благосостояния наших людей. На мой взгляд, создании ЕЭП между Украиной, Россией, Беларусью и Казахстаном - это реальный шаг по пути прогресса.
- Вы выступаете за проведение референдума о вступлении в НАТО и предоставление русскому языку статуса второго государственного. Каков, на Ваш взгляд, может быть результат такого референдума?
- Сейчас мы отрабатываем в Крыму методику проведения такого референдума. На 16 декабря намечено проведение крымского народного референдума по инициативе Народного совета. Далее будем двигаться в направлении организации всеукраинского референдума. Я думаю, что вскоре мы проведем такой референдум для того, чтобы люди смогли высказать свое отношение к идее присоединения к НАТО. Социологи утверждают, что лишь около 13% граждан Украины поддерживают вступление Украины в альянс. Все остальные не поддерживают это, и совершенно правильно делают. Я убежден, что надо как можно скорее провести референдум и четко определиться в этом вопросе. Сегодня надо путем волеизъявления народа пресечь всяческие попытки втягивания Украины в НАТО. Вступление в этот блок разрушать славянское пространство, будет способствовать расколу внутри страны, и удалять Украину от России. Я считаю, надо немедленно освободить от обязанностей министра иностранных дел Бориса Тарасюка и министра обороны Анатолия Гриценко, которые лоббируют интересы США и НАТО в ущерб национальным интересам Украины. Один превращает Украину в инструмент реализации американской доктрины мирового господства, а второй просто грабит и уничтожает нашу армию.
- Каким образом КПУ планирует реализовывать свои предвыборные обещания о предоставлении русскому языку статус второго государственного?
- Что касается статуса русского языка, я считаю, что надо положить конец политическим спекуляциям и использованию языковой проблемы во время выборов. Мы с 1993 года четко завили - русский язык должен быть вторым государственным. Это программное положение партии. Это борьба, прежде всего, за чистоту украинского языка, это защита культурных ценностей и многое другое. Мы должны учитывать, что украинский народ - это многонациональный народ, здесь проживает 10 миллионов русскоязычных. Для того, чтобы прекратить политические спекуляции надо повести референдум и внести и изменить статью 10 Конституции, определив статус русского языка, как второго государственного.
- Вы неоднократно предостерегали Украину от поспешного присоединения к ВТО. Поддерживаете ли Вы инициативу России синхронизировать свои действия с Украиной в вопросе вступления в ВТО?
- Проблема ВТО заключается не в том, чтобы искать врагов и противников, а в том, чтобы правильно определить национальные интересы, которые надо учесть при вступлении в эту организацию. Я абсолютно поддерживаю Россию, которая очень жестко выдвинула больше ста требований, защищая своего национального производителя. Я рассматриваю предложения РФ по синхронизации вступления в ВТО как эффективный путь прийти к согласованной позиции по этому вопросу. Когда я встречался с президентом РФ Владимиром Путиным, мы обсуждали этот вопрос. Это очень важно, потому, что у нас одна научная и технологическая школы, у нас родственные системы подготовки кадров и т.д. В этих условиях мы должны сегодня согласовывать многие вопросы. Если Украина выдвинет мало требований и присоединится к ВТО, она очень скоро превратится в «черную дыру» для мирового неликвида. Я убежден, что Россия сразу же закроет границу для наших импортеров. И типичный пример тому - ситуация с Молдавией.
- Петр Николаевич, Вы выступаете за продолжение политреформы. В чем вы видите ее суть? Как Вы можете спрогнозировать дальнейшее развитие отношений между президентом и премьер-министром?
- 15 лет мы все время говорим о конфликте президента, правительства и Верховной Рады. Если меняются президенты, а проблема остается, это говорит о том, что одну из ветвей власти используют в корыстных целях определенные бизнес-группировки. Сегодня бизнес обнаглел настолько, что открыто оказывает давление на президента и заставляет принимать решения в своих интересах. Тогда надо разобраться, подходит ли такая структура и модель государственного управления и власти. Я считаю, что президент - это пятое колесо в телеге, оно мешает сегодня движению, это анахронизм с точки зрения европейских ценностей. Президент никогда не обеспечивал демократию, это - "припудренная" монархия. Институт президентства вреден для Украины, его надо ликвидировать. Нами разработан новый проект Конституции Украины, который не предусматривает пост президента. Что касается политической реформы, то ее надо продолжать. Я ее начинал еще в 1999 году и два года добивался, чтобы этот проект был рассмотрен в Конституционном суде. А те, кто сегодня считает себя родоначальниками политической реформы, ставили палки в колеса. Еще тогда я предложил постепенный переход от президентской, через парламентско-президентскую к парламентской республике. Этого курса, на мой взгляд, необходимо придерживаться и сейчас.
- Каким образом фракция КПУ намерена строить свои отношения с партнерами по антикризисной коалиции в Верховной Раде?
- Я все сделаю для того, чтобы антикризисная коалиция отработала пятилетний срок. В коалиции у нас есть возможность оградить Украину от таких опасных тенденций как вступление в НАТО и ВТО. Мы все будем делать для того, чтобы члены коалиции выполнили свои предвыборные обещания. Через организацию работы коалиции и через нашу совместную ответственность сегодня надо радикально улучшить взаимоотношения с Россией. Именно здесь мы в состоянии оказать очень серьезное влияние на представителей нашего правительства. Позиция коммунистов очень стабильная и цементирует по стратегическим вопросам всю нашу коалицию. Антикризисная коалиция - это возможность объединить разные идеологические силы, подчинив их работу интересам общества.
- С кем из российских политиков Вы поддерживаете отношения? Какие политические силы РФ Вы можете назвать родственными КПУ?
- Я со многими российскими политиками поддерживаю хорошие отношения, потому, в основе этого лежат не только личностные отношения, но и стратегические интересы народов Украины и России. У меня хорошие отношения с Геннадием Зюгановым, Дмитрием Медведевым, Валентином Купцовым, Борисом Грызловым, Сергеем Глазьевым и многими другими. Если я вижу, что могу принести пользу делу сохранения, развития и укрепления экономических, культурных, духовных, личностных связей между нашими странами и людьми, я все для этого делаю.
По идеологии нам близка Компартия РФ. Однако в последнее время в России появились и другие политические течения, например, Народно-политический союз России (НТСР), позиция которого нам тоже близка.